Вопрос 70. Задачи статистики государственного бюджета
Статистика государственного бюджета является одной из составных частей статистики финансов.
В состав общегосударственных фондов денежных средств в РФ входят:
1) государственный бюджет;
2) внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования, фонды развития НИОКР и др.).
Государственный бюджет – это один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Структура государственного бюджета определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в общественных интересах.
Объект изучения статистики государственного бюджета – это основной общегосударственный фонд, т. е. государственный бюджет, а также финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, учреждениями и населением.
Главная задача статистики государственного бюджета состоит в характеристике его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Помимо главной задачи, выделяют также более конкретные подзадачи:
1) определение общей величины доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
2) анализ структуры доходов государственного бюджета;
3) анализ структуры расходов государственного бюджета
4) определение источников финансирования бюджетного дефицита;
5) расчет размеров государственного внутреннего долга;
6) характеристика эффективности проведения государством фискальной политики;
7) анализ влияния фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.
В ходе решения данных задач статистика государственного бюджета собирает и обобщает данные, подготавливая статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики. В статистике государственного бюджета РФ отражается организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления с учетом международных стандартов в этой области.
В международной статистической практике выделяют следующие направления статистики государственных финансов:
1. Бюджеты органов государственного управления:
1) статистика бюджетного хозяйства:
– статистика проекта государственного бюджета и финансового планирования. Плановые данные этого направления рассчитываются по видам расходов и доходов и группам задач;
– статистика кассовых операций (фактические расходы и доходы);
2) статистика финансов высших учебных заведений (их годовые доходы и расходы);
3) статистика задолженности всех единиц сектора государственных учреждений, кроме органов социального страхования и хозяйствующих единиц, осуществляющих непосредственное управление государством;
4) статистика государственных служащих. Основными задачами является учет численности служащих, их группировки по возрасту и разрядам для определения фонда оплаты их труда, изучение текучести персонала, численности получателей пособий.
2. Налоговая статистика:
1) статистика налоговых поступлений. Определяются суммы, предусмотренные для распределения и перераспределения;
2) статистика акцизов. Учету подлежат налоги на нефть, табак, спиртные напитки, ювелирные изделия и др. продукты, а также предприятия, облагаемые налогами и освобожденные от них на отдельные виды продукции;
3) статистика налогооблагаемой суммы доходов (сумма оплаты труда, облагаемая подоходным налогом; стоимость имущества и добавленная стоимость, подлежащая налогообложению и т. д.).
Вопрос 71. Основные определения статистики государственного бюджета
Сектор государственного управления – это одно из основных понятий, которые используются в статистике государственного бюджета. На основе данной экономической категории устанавливается круг институциональных единиц (государственных предприятий и учреждений), чьи доходы и расходы подлежат отражению в государственном бюджете.
В сектор государственного управления включаются институциональные единицы, деятельность которых связана с выполнением функций государственного управления:
1) проведение государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера;
2) перераспределение доходов и богатства, которое осуществляется с помощью налогообложения единиц других секторов экономики и путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.
В сектор государственного управления не включаются те единицы, которые занимаются реализацией товаров и услуг в крупных масштабах или являются государственными корпорациями.
В статистике государственного бюджета выделяют также другие категории, определяющие характер системы статистических показателей государственного бюджета и отражающие сущность хозяйственных операций, осуществляемых учреждениями государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики. К данным категориям относятся:
1) поступления или платежи;
2) поступления (платежи) невозвратные или возвратные;
3) поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;
4) текущие или капитальные поступления (платежи);
5) приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
6) приобретение финансовых активов для проведения государственной политики или управления ликвидностью.
Категории поступлений или платежей (возвратных или невозвратных) относятся ко всем экономическим операциям.
Категории возмездных или безвозмездных поступлений и текущих или капитальных поступлений касаются только невозвратных операций.
При осуществлении любой экономической операции предполагается наличие двух сторон, которые называются участниками операции. В большинстве операций задействованы два встречных потока: один поток направляется участнику операции (поступления), другой поток – от него (платежи).
Платежи или поступления называются возвратными в том случае, если обратный поток представляет собой договорные обязательства с фиксированным сроком погашения. Если же обратный поток осуществляется в иной форме, то платежи или поступления считаются невозвратными.
Невозвратные платежи и поступления называются возмездными в том случае, если обратный поток представляет собой платежи посредством товаров и услуг. Если же поток товаров и услуг отсутствует, то невозвратные платежи или поступления являются безвозмездными.
Деление поступлений (платежей) на текущие или капитальные связана с их целевым назначением. Операции с капиталом включают поступления (платежи), связанные с приобретением, созданием или продажей активов, срок использования которых в процессе производства составляет более одного года (включая нематериальные активы и землю). Безвозмездные капитальные платежи классифицируются на официальные трансферты капитала, если они получены из государственных источников, и на капитальные трансферты, если они получены из негосударственных источников.
Возвратные финансовые операции делятся на операции, связанные с возникновением обязательств учреждений государственного управления по отношению к другим секторам, и на операции, в результате которых у других секторов возникают обязательства по отношению к государственным учреждениям.