Понимание активными и потенциальными потребителями финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов необходимости сравнения альтернативных предложений при выборе кредитных продуктов

Понимание необходимости сравнения альтернативных предложений при выборе кредитных продуктов, подкрепленное соответствующей практикой, в 2013 году было у 62%, в 2015 году – у 63% заемщиков. В Томской, Волгоградской и Калининградской областях наблюдается наибольшее количество респондентов – представителей групп со средним и низким уровнем доходов, которые перед оформлением какой-либо кредитной услуги сравнивали условия ее предоставления в различных организациях (71%, 71% и 70% соответственно) – то есть наиболее ответственно подошли к принятию решения о выборе кредитного продукта.

Наибольший разброс между представителями низкодоходных и среднедоходных групп населения наблюдается в Москве – 38 п.п. Здесь менее половины представителей низкодоходных групп (47%) и 85% представителей среднедоходных групп сравнивали условия предоставления кредитной услуги в различных финансовых организациях, прежде чем ее оформить.

Наименьшее значение данного показателя наблюдается в Ростовской области среди представителей низкодоходных групп – лишь 33%.

Таблица 5. Доля заемщиков с низким и средним уровнем доходов, сравнивавших альтернативные предложения, прежде чем брать кредит, % от числа заемщиков

Подвыборка 2013 год 2015 год
Россия 61,6 63,0
Низко и среднедоходные группы (Россия) 59,0 61,8
Низкодоходные группы 52,2 61,5
Среднедоходные группы 66,0 62,0
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы (регионы) 64,7 60,4
Низкодоходные группы 63,0 61,2
Среднедоходные группы 66,9 59,6
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Волгоградская область 73,0 70,5
Низкодоходные группы 69,9 79,6
Среднедоходные группы 76,8 61,4
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Калининградская область 65,3 70,1
Низкодоходные группы 60,7 75,4
Среднедоходные группы 70,3 65,9
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Оренбургская область 66,1 65,0
Низкодоходные группы 63,2 67,6
Среднедоходные группы 69,3 62,4
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Ярославская область 56,0 56,8
Низкодоходные группы 53,7 62,3
Среднедоходные группы 58,7 51,2
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Алтайский край n/a 68,6
Низкодоходные группы n/a 77,9
Среднедоходные группы n/a 59,3
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Архангельская область n/a 52,8
Низкодоходные группы n/a 56,1
Среднедоходные группы n/a 49,5
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Краснодарский край n/a 57,7
Низкодоходные группы n/a 59,2
Среднедоходные группы n/a 56,2
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Москва n/a 66,1
Низкодоходные группы n/a 47,2
Среднедоходные группы n/a 85,0
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Мурманская область n/a 60,5
Низкодоходные группы n/a 49,7
Среднедоходные группы n/a 71,3
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы РеспубликаТатарстан n/a 50,1
Низкодоходные группы n/a 53,1
Среднедоходные группы n/a 47,0
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Ростовская область n/a 43,0
Низкодоходные группы n/a 32,7
Среднедоходные группы n/a 53,3
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Саратовская область n/a 52,4
Низкодоходные группы n/a 53,9
Среднедоходные группы n/a 50,9
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Ставропольский край n/a 68,9
Низкодоходные группы n/a 76,5
Среднедоходные группы n/a 61,2
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Томская область n/a 70,6
Низкодоходные группы n/a 77,9
Среднедоходные группы n/a 63,2
Низкодоходные группы+Среднедоходные группы Хабаровский край n/a 52,6
Низкодоходные группы n/a 49,0
Среднедоходные группы n/a 56,1

Данный индикатор рассчитывался как доля (%) тех заемщиков, кто отвечает «да» на вопрос Д7: «Перед тем как Вы оформили эту услугу, Вы сравнивали условия ее предоставления в различных организациях?» Индикатор рассчитывался для респондентов, пользовавшихся как минимум одной из следующих услуг в течение последних 5 лет: ипотека, банковская кредитная карта, банковский кредит, кредит, полученный в кредитном кооперативе, деньги, взятые в долг под процент частного лица.

Понимание активными и потенциальными потребителями финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов необходимости сравнения альтернативных предложений при выборе кредитных продуктов - student2.ru Понимание активными и потенциальными потребителями финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов необходимости сравнения альтернативных предложений при выборе кредитных продуктов - student2.ru

Диаграмма 9. Доля заемщиков с низким и средним уровнем доходов, сравнивавших альтернативные предложения, прежде чем брать кредит, % от числа заемщиков.

Примечание: Иллюстрации к распределению ответов на данный вопрос по группам реальных и потенциальных пользователей нет, т.к. данное сравнение не производилось, поскольку на данный вопрос отвечали только те, кто пользовался кредитными услугами[3]. Спрашивать людей, не имевших опыта кредитования, о том, надо ли сравнивать альтернативные предложения при выборе кредитного продукта, не имеет смысла, поскольку правильный ответ очевиден.

Наши рекомендации