Подходы к реструктуризации долговых обязательств юридического лица.

Основные положения, которые должны учитываться при проработке вопросов реструктуризации долгов:

- поэтапность погашения задолженности, предполагающая разделения на основной долг, пеню и штрафы, последовательность погашения этих видов задолженности;

- органы и порядок принятия решений по реструктуризации долгов;

- возможность (согласие кредитора) реструктуризации долгов в случае, если в отношении предприятия возбуждено производство по делу о банкротстве;

- одноразовость реструктуризации долговых обязательств;

- допустимость корректировки графика платежей как при возможности досрочного погашения, так и при определенных задержках платежей.

Наиболее важные разделы соглашения о реструктуризации долгов:

- условия принятия положительного решения (первоначальные суммы, поручительство, залог и т.д.);

- сроки реструктуризации - основного долга, пени, штрафов;

- проценты начислений на неоплаченную часть долга;

- характер графика платежей (равномерный, нарастающий, убывающий, периодичность и т.д.);

- условия досрочного погашения долга;

- ответственность за нарушения графика платежей и условия пересмотра графика;

- условия утраты права на реструктуризацию долгов.

Подходы к реструктуризации имущественного комплекса юридического лица.

Основные подходы реструктуризации имущественного комплекса:

- изменения внутренней организационной структуры и структуры активов в рамках единого хозяйственного комплекса;

- реструктуризация имущества с использованием инструментов создания иных хозяйствующих субъектов, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ (первая часть), федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», « О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Основные аспекты реструктуризации в рамках первого направления:

- организационная структура предприятия как совокупность производственной, непроизводственной подсистем предприятия подсистемы управления, процесс их взаимодействия;

- состав имущественного комплекса в целом и по подсистемам (эффективно и неэффективно функционирующие производственные мощности, мобилизационные мощности и объекты гражданской обороны, общехозяйственные объекты, объекты незавершенного строительства, объекты инфраструктуры – обеспечивающие энерго- и теплоснабжение предприятия, транспорт и связь, объекты муниципальной инфраструктуры, объекты соцкультбыта);

- основные задачи данного направления – оптимизация организационной структуры при минимальной перегруппировке элементов и механизмов их взаимодействия;

- условия целесообразности реализации данного направления – достаточность платежеспособного спроса на продукцию, возможность оптимизации основного, вспомогательного и обслуживающего производств, возможность оптимизации подсистемы управления.

Инструменты реструктуризации имущественного комплекса, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации:

- реструктуризация предприятия с использованием механизма передачи имущества в хозяйственные общества (дочерние, зависимые, с участием в капитале), влияние на валюту и структуру баланса, сильные и слабые стороны;

- реструктуризация с использованием механизма выделения предприятия, влияние на валюту и структуру баланса, сильные и слабые стороны;

- реструктуризация путем разделения предприятия, влияние на валюту и структуру баланса, сильные и слабые стороны.

План финансового оздоровления. Структура. Методика.

Влияние внешних условий на финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника. Требования к проведению анализа внешних условий деятельности должника.

Разрабатывая конкурентную стратегию, фирма стремится найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Выбор конкурентной стратегии определяют: 1) структура отрасли (это ее экономические и технические характеристики); 2) позиция, которую фирма занимает в пределах отрасли.

Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процессах ее изменения. В любой отрасли (независимо, внешний это рынок или внутренний) суть конкуренции выражается пятью силами. Они представлены конкуренцией в отрасли, секторе, способностью поставщиков торговаться, способностью потребителей торговаться, потенциальными конкурентами, угрозой товаров-заменителей.

Маркетинговый анализ развития отрасли включает в себя прежде всего: 1) выявление жизненного цикла отрасли; 2) исследование интенсивности конкуренции в отрасли.

Анализ конкурентов - это процесс выявления основных конкурентов, оценки их целей, стратегий, сильных и слабых сторон и сектора вероятных ответных действий, а также выбор конкурентов, которых следует атаковать, либо избегать.Отрасль представляет собой группу фирм, предлагающих товары или группу товаров (класс товаров), которые в значительной степени являются взаимозаменяемыми. Подход к выявлению конкурентов с точки зрения рынка позволяет подойти к проблеме конкуренции более широко, включив в анализ потенциальных конкурентов, которые стремятся удовлетворить те же нужды потребителей, что и анализируемое предприятие, предлагая товары из другой номенклатурной группы.

Предприятия должны избегать "конкурентной близорукости". Скрытые конкуренты представляют большую опасность, чем явные.

В процессе выявления основных конкурентов маркетологи должны стремиться выявить кратковременные и долговременные цели конкурентов по таким вопросам как текущая доходность, рост доли рынка, движение наличности, ведущие позиции в области технологий. Знание целей конкурентов позволяет сделать вывод о настоящем положении дел у конкурента и его возможностей реакции на различных атаки извне другими фирмами.

При анализе стратегий рекомендуется конкурентов разделить на группы, которые преследуют похожие стратегии, т.е. необходимо выделить стратегические группы. Чем больше стратегия одной фирмы похожа на стратегию другой, тем выше уровень конкуренции между ними.

Стратегии лидерапредставлены стратегией расширения первичного спроса, оборонительной стратегией, поступательной стратегией, стратегией демаркетинга (сокращение своей доли рынка, чтобы избежать обвинений в монополизме).

Стратегии "бросающего вызов" подразделяются на стратегию следования за лидером, либо стратегии атаки лидера (фронтальная атака, которая заключается в использовании против конкурента тех же средств, которые применяет он сам; фланговая атака предусматривает борьбу с лидером на том стратегическом направлении, где он слаб).

Стратегии "следующего за лидером"выбирает конкурент с небольшой долей рынка. Это, по сути, адекватное поведение - мирное сосуществование и осознанное разделение рынка. Эти же стратегии используются при олигополии. Особенности стратегией эффективно действующих фирм с малой долей рынка: творческая сегментация рынка, эффективное использование НИОКР с целью улучшения технологий, стремление к специализации (оставаться малыми), сильный руководитель (влияние руководителя выходит за рамки формирования стратегии и доведения ее до сотрудников, оно охватывает управление текущей деятельностью фирмы.

Стратегии специалистаоснованы на том, что "нишеры" интересуются одним или несколькими сегментами. Цель фирмы - концентрация в нише, которая должна удовлетворять следующим требованиям: - обладать достаточным потенциалом прибыли; - быть малопривлекательным для конкурентов; - соответствовать специфическим возможностям фирмы; - иметь устойчивый барьер входа.

Целью анализа конкуренции является установление конкурентного преимущества предприятия.

Конкурентное преимущество бывает "внешним" и "внутренним".

Внешнее конкурентное преимущество основано на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя за счет либо сокращения издержек, либо повышения эффективности у него. Стратегия, вытекающая из внешнего конкурентного преимущества - это стратегия дифференциации, которая опирается на маркетинговое ноу-хау, ее превосходство в выявлении и удовлетворении ожиданий покупателей, недовольных существующими товарами (услугами).

Внутреннее конкурентное преимущество основано на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управлении фирмой, товаром. Оно создает ценность для изготовителя, позволяющую добиться меньшей себестоимости, чем у конкурента.

Из других внешних условий, влияющих на деятельность должника, можно отметить:

1) Уровень учетной ставки ЦБ РФ и ее снижение (влияет на инвестиционную активность.

2) Регулирование инфляционных процессов.

3) Поддержание паритета национальной валюты с валютами развитых стран.

4) Реструктуризация государством задолженности предприятий по обязательным платежам и ее условия.

5) Мероприятия по оказанию финансовой помощи должника при досудебной санации (предусматривается в федеральных бюджетах, бюджетах субъектов федерации и муниципальных).

6) Государственный (оборонный) заказ и условия его оплаты государством и другое.

Наши рекомендации