Государственное регулирование регионального развития в

России.

Под государственным регулированием регионального развития понимают воздействие на экономическую, финансовую, социальную, инвестиционную и другую деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в целях устойчивого и сбалансированного функционирования регионов, повышения уровня жизни населения. Государственное регулирование регионального развития осуществляется в целях реализации принципов федеративных отношений и обеспечения целостности Российской Федерации. Основными задачами государственного регулирования регионального развития являются:

1. Обеспечение условий для повышения уровня жизни населения и для сокращения различий социально-экономического развития в регионах;

2. Формирование единого экономического, социального и правового пространства Российской Федерации с учётом интересов и приоритетов территориального и регионального развития;

3. Создание условий для устойчивого и сбалансированного функционирования систем жизнедеятельности регионов;

4. Содействие развитию условий формирования территориальной структуры экономики Российской Федерации на основе использования ресурсов регионов;

5. Создание условий и механизмов повышения активности и ответственности регионов в решении федеральных и региональных проблем социально-экономического развития Российской Федерации.

Государственное регулирование регионального развития осуществляется на основе следующих принципов:

1. Государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

2. Равноправие между субъектами Российской Федерации и в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации;

3. Согласование интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

4. Единство системы государственной власти в Российской Федерации;

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

6. Самостоятельное осуществление полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

7. Равенство условий хозяйствования в конкурентной среде и свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг на территории Российской Федерации;

8. Учёт интересов ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации;

9. Учёт интересов коренных малочисленных народов и защита мест их компактного проживания.

На федеральном уровне регулирование территориального развития в основном осуществляется в виде государственной поддержки или помощи отдельным регионам. Помощь может быть правового, финансового, экономического характера, но, в общем и целом это поддержка в качестве основных своих целей предполагает:

· Стимулирование развития территории;

· Активизирование социальной мобильности населения в регионах (организованная миграция);

· Создание условий для становления социально значимых полюсов роста;

· Оперативное реагирование на образование различных бедствий.

Формы оказания финансовой помощи:

Рисунок 1 - Формы финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

В соответствии со ст.44 и 133 Бюджетного кодекса РФ финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации имеет следующие формы:

дотации или субвенции на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

субвенции на финансирование отдельных целевых расходов;

бюджетные кредиты;

бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.

Субъект РФ, получающий финансовую помощь из федерального бюджета, принимает на себя определенные обязательства.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ (рисунок 1), предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются правительством РФ.

Основные виды финансовой помощи со стороны государство:

Рисунок 2-Виды финансовой помощи.

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ предусматривает выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на основе трансфертов.

Порядок расчета трансфертов федерального фонда финансовой поддержки:

1-й Этап. Определение душевого дохода (собственных доходов и отчислений от регулирующих доходных источников) консолидированного бюджета каждого субъекта Российской Федерации

2-й Этап. Определение индекса бюджетных расходов, позволяющих привести удельные бюджетные доходы субъектов Российской Федерации к сопоставимым условиям (прожиточный минимум, бюджетная обеспеченность, соотношение расчетных доходов и расходов и т. д.)

3-й Этап. Приведение с помощью индекса бюджетных расходов доходных показателей бюджетов субъектов Российской Федерации к сопоставимым условиям

4-й Этап. Расчет трансфертов и долей регионов в фонд финансовой поддержки регионов.

Исходя из вышесказанного в качестве примера госдуарственной поддержки может послужать следующее “Государственная поддержка сельского хозяйства Забайкальского края”. Приказ Министерства сельского хозяйства Забайкальского края от 27 марта 2017 года № 90 «О создании конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора на предоставление грантов в форме субсидий на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы»


Наши рекомендации