Ю.В. Брехова, И.К. Биткина, В.М. Молоканов
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ»
ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ
Экономический факультет
Кафедра экономики и финансов
Ю.В. Брехова, И.К. Биткина, В.М. Молоканов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По написанию и защите курсовых работ
для студентов Экономического факультета
Волгоград - 2012
Составители: к. э. н., доцент Молоканов В.М., к.э.н, доцент Брехова Ю.В., к.э.н., ст. преподаватель Биткина И.К.
Ответственные редакторы: д.э.н., профессор Кабанов В.Н.
В методических рекомендациях изложены общие требования по подготовке, написанию, оформлению и защите курсовых работ, выполняемых на кафедре Экономики и финансов ВФ ФГБОУ ВПО «РАНХиГС»
Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры Экономики и финансов « » 2012 г. протокол №
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения……...........................................................................................4
Часть I. Порядок выполнения и требования к курсовой работе:
1.Выбор темы и составление плана курсовой работы. Подбор литературы……………………………...........................…………...…6
2.Структура и содержание курсовой работы………………………8
3.Оформление курсовой работы…....................................…..……....15
ЧАСТЬ II. Порядок рецензирования и защиты курсовой работы:
1.Рецензирование: порядок проведения и использование полученных результатов................…………………………………...20
2.Организация и проведение защиты курсовой работы…………....22
Приложение 1. Образец титульного листа курсовой работы……..……24
Приложение 2. Образец оформления содержания...................................25
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методические рекомендации определяют порядок выбора студентом темы курсовой работы, общие требования, предъявляемые к работе, последовательность ее подготовки, требования к структуре, содержанию и оформлению как самой работы, так и научно-справочного аппарата и приложений. Цель: сформировать компетенции по методике проведения тематический исследований и написания научно-практических квалификационных работ.
Курсовая работа является самостоятельной учебной научно-методической работой студентов по углубленному изучению конкретной проблемы в рамках учебного плана по общенаучным и специальным предметом, выполняемая под руководством преподавателя.
Целью подготовки курсовой работы является систематизация и углубление теоретических знаний и практических навыков, полученных студентами при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, закрепление навыков владения методами исследования, экспериментирования и проектирования, определения степени подготовленности к самостоятельной работе и выполнению профессиональных обязанностей в качестве специалиста.
Для достижения поставленной цели определяются основные этапы подготовки работы, прорабатываются структура и содержание курсовой работы, изучаются основные требования, предъявляемые к её оформлению.
В ходе подготовки курсовой работы студент должен продемонстрировать:
- знание предмета учебной дисциплины, в рамках которой им избрана тема курсовой работы;
- умение творчески применять теорию для решения практических задач;
- культуру работы с литературными источниками;
- самостоятельность в подборе, обработке и анализе фактического материала;
- навыки последовательного, аргументированного и грамотного изложения изученного материала;
- правильность при составлении таблиц, диаграмм, схем, а также экономически грамотных выводов на их основе;
- способность оформлять текст курсовой работы в соответствии с требованиями ГОСТа.
Для организационной, консультационной и методической помощи в подготовке курсовой работы каждому студенту из числа преподавателей кафедры назначается научный руководитель. Студенты имеют право самостоятельно выбрать руководителя курсовой работы из предлагаемого списка.
Функции руководителя курсовой работы состоят в следующем:
- составление календарного графика подготовки курсовой работы и контроль за его выполнением;
- оказание организационной и методической помощи студенту по составлению плана и подбору литературы по теме курсовой работы;
- проверка текста работы, подготовка письменной рецензии на работу и допуск её к защите;
- помощь студенту в подготовке выступления к защите его курсовой работы.
Студент, не выполнивший курсовую работу в срок не допускается к экзамену по дисциплине учебного плана, по которому выполнялась курсовая работа.
Часть I. Порядок выполнения и требования к курсовой работе
1. Выбор темы и составление плана курсовой работы. Подбор литературы
Тематика курсовых работ разрабатывается и утверждается кафедрой, а затем предлагается студентам. Студенту следует осуществить выбор темы своей курсовой работы из данного перечня. Написание работ по иным темам не допускается.
Рекомендуемые темы посвящаются актуальным проблемам экономики и практики хозяйственной жизни субъектов с ориентацией на решение конкретных проблем.
При выборе темы студент должен учитывать ее актуальность, личные склонности с учетом знаний и интересов, а также возможность получения наиболее полной информации для проведения исследования. Кафедра обеспечивает необходимые консультации при выборе темы.
В рамках одного студенческого потока темы курсовых работ не могут совпадать. С выбором темы курсовой работы студенту необходимо определиться до 1 октября. Тема в обязательном порядке должна быть согласована с научным руководителем.
Выбор тем курсовых работ целесообразно делать с таким расчетом, чтобы их содержание в наибольшей мере соответствовало теме или направленности будущей выпускной квалификационной работы студента.
Совместно с научным руководителем студент разрабатывает план выполнения курсовой работы.
Основные этапы выполнения курсовой работы включают:
1. Внимательное ознакомление с требованиями, предъявляемыми к данным работам.
2. Выбор и согласование с научным руководителем темы и плана работы.
3. Составление и утверждение календарного графика выполнения работ.
4. Сбор и обработка теоретического и практического материала.
5. Представление чернового варианта работы научному руководителю для проверки и доработка в соответствии с его замечаниями.
6. Защита курсовой работы.
Подбор литературы (библиографии) должен осуществляться в соответствии с темой и планом работы. Исходным пунктом этой работы являются учебники, рекомендованные учебной программой. По учебникам можно предварительно определить предмет, объект и методы исследования. В некоторых учебниках приводится библиографический список по предмету, терминологический словарь. Это помогает определить понятийный аппарат, ключевые слова, основные источники по выбранной теме. Однако учебники могут содержать устаревший материал, так как переиздаются не ежегодно. Поэтому при подготовке библиографии и проведении исследования необходимо обращаться к библиотечным фондам, включающим монографии, журнальные научные статьи, нормативно-правовые источники, справочные издания и т.д.
В настоящее время в ВУЗе имеются электронные библиотеки, с помощью которых можно самостоятельно или с помощью библиографов составить список литературы по соответствующей теме.
Современным и богатейшим информационным источником является Internet. Следует обратить внимание на периодические издания по экономике, большинство из которых имеет свои сайты в Internet, что позволяет быстро выбрать не только текущие публикации, но и просмотреть тематику за последние 2-3 года.
Время защиты курсовой работы определяется научным руководителем. Оценка курсовой работы выставляется научным руководителем по итогам защиты и фиксируется в письменной рецензии.
2. Структура и содержание курсовой работы
Курсовая работа должна иметь логичную структуру, которая позволяет в систематизированной форме изложить материалы проведенного исследования.
Для разработки плана курсовой работы студенту предварительно необходимо сформировать список литературных источников (библиографию) по выбранной теме работы.
Библиографический список должен включать в себя следующие виды источников:
нормативно-правовые акты - законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления исполнительных органов власти РФ, инструктивные и методические материалы министерств (знание правовой стороны объекта, законодательно или директивно установленных правил его поведения, областей использования или действия имеет большое значение);
учебники, учебные пособия, справочную литературу;
монографии и статьи, публикуемые в специальных журналах;
ресурсы сети Интернет – материалы справочно-правовых систем, аналитических агентств, официальных ресурсов министерств, ведомств, органов статистики.
Для составления плана рекомендуется предварительно просмотреть некоторые из подобранных источников. Проработка источников должна сопровождаться выписками, конспектированием. Наиболее важные и интересные положения рекомендуется выписывать дословно, которые в последующем можно будет привести в работе в виде цитат со ссылкой на источник (автор, название работы, название издания, год издания, номер страницы).
План выпускной работы составляется студентом самостоятельно и согласовывается с руководителем. В процессе подготовки работы в план могут вноситься изменения или уточнения по согласованию с руководителем в зависимости от специфики исследуемого объекта, условий для сбора необходимой информации и т.д.
План работы определяет её структуру, помогает систематизировать изучаемый материал, последовательно излагать его при подготовке текста работы.
Традиционной является следующая структура курсовой работы:
§ введение;
§ основная часть (две или три главы);
§ заключение;
§ список литературы;
§ приложения.
Каждая глава, в свою очередь, делится на два-три параграфа.
Объём введения - 3-4 страницы. Введениекурсовой работы должно содержать следующиекомпоненты.
1. Актуальность выбранной темы исследования, ее научная и практическая значимость. Актуальность темы исследования является одним из основных критериев при экспертизе работы и означает, что поставленные в исследовании задачи требуют скорейшего решения для практики или соответствующей отрасли науки.
Актуализация темы, прежде всего, предполагает ее увязку с важными научными и прикладными задачами. В сжатом изложении показывается, какие задачи стоят перед теорией и практикой научной дисциплины в аспекте выбранной темы исследования при конкретных условиях; что сделано предшественниками (в общем, конспективном изложении) и что предстоит сделать в данном исследовании. При раскрытии актуальности темы работы необходимо ответить на вопрос: «Почему надо изучать эту проблему, что это даст с точки зрения теории и практики?»
2. Определение цели и задач курсовой работы.
Цель исследования – это конечный результат, которого студент хочет достичь в результат выполнения курсовой работы. Весь порядок изложения материала в работе должен быть направлен на достижение поставленной цели.
Цель исследования коррелирует с названием темы работы: если в теме необходимо обозначить исследуемую проблему, то в цели – порядок и пути её решения.
Задачи исследования – это перечень изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. Задачи исследования корреспондируют с планом курсовой работы, позволяя обеспечивать решение этих задач в соответствующем параграфе внутри главы работы. Главы структурно разбиты на параграфы, задачи исследования целесообразно формулировать применительно к каждому из параграфов. Описание задач необходимо начинать с глагола неопределенной формы совершенного вида как бы отвечая на вопрос: «Что я должен сделать в данном параграфе?». Например:
- изучить сущность и виды банковского кредитования;
- проанализировать опыт западных стран в области банковского кредитования;
- рассмотреть состояние и перспективы развития банковского кредитования.
3. Определение предмета и объекта исследования.
Предмет исследования – это наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования. На определение предмета влияют:
а) реальные свойства объекта;
б) знания исследователя об этих свойствах;
в) целевая установка;
г) задачи исследования.
Для решения разных задач один и тот же объект может рассматриваться через призму разных предметов. Например, при изучении темы «Финансовые ресурсы предприятия и направления их использования» предметом исследования являются финансовые отношения, складывающиеся по поводу формирования и использования финансовых ресурсов предприятия.
Объект исследования – конкретный фрагмент экономической реальности, где существует изучаемая проблема и которая подвергается непосредственному исследованию. Определение объекта происходит на основе сформулированной темы, поставленной цели и задач исследования. Например, при изучении темы «Финансовые ресурсы предприятия и направления их использования» объектом исследования являются финансовые ресурсы предприятия, на примере которого выполняется прикладная (практическая) часть исследования. Если работа выполнялась на основе использования данных ОАО «ЛУКОЙЛ», то объектом исследования будет: финансовые ресурсы и направления их использования ОАО «ЛУКОЙЛ».
В общем, объект определяет форму исследования, а предмет - его содержание.
4. Определение методологической основы, нормативно-правовой, теоретической и эмпирической базы исследования.
Методологической основой исследования являются диалектический подход, системный и функционально-структурный метод исследования, сравнительный анализ, табличные и графические приемы, статистические методики анализа данных, элементы программирования.
Нормативно-правовой базой исследования являются нормативные и правовые акты Российской Федерации, органов региональной власти, регламентирующие деятельность финансовой сферы, а также программы развития финансового сектора экономики и аналитические записки.
Теоретическую базу исследования должны составлять научные труды отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемым проблемам.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы Федеральной службы государственной статистики, данные, характеризующие социально-экономическое состояние финансовой сферы различных регионов России, оперативная и годовая отчетность финансовых организаций, компьютерная и электронная информация, сведения официальных сайтов органов государственного управления и пр.
5. Краткую характеристику структуры работы с указанием количества страниц текста, приложений и библиографических источников. Например, работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка литературы, включающего 25 библиографических источников и 8 приложений.
Количество глав курсовой работы определяется студентом совместно с научным руководителем с учетом особенностей темы. Текст каждой главы следует начинать с нового листа. Логичность и целеустремленность изложения работы достигаются только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение и является базой для написания последующей, содержит выводы и логичные переходы по тексту.
Объём основной части курсовой работы - 20-25 страниц. Традиционной является следующая структура основной части курсовой работы:
§ первая глава – теоретическая;
§ вторая глава – практическая (аналитическая);
§ третья глава (факультативная) – проектная.
В первой главе работы необходимо раскрыть современные взгляды на исследуемую проблему, показать ее в контексте конкретной социально-экономической ситуации и перспектив развития, представить методологию и методику исследования.
В изложении спорных вопросов следует приводить мнения различных авторов с высказыванием отношения к ним самого автора работы. Если мнение того или иного автора рассматривается критически, то высказывание следует приводить полностью без сокращений. При наличии различных подходов к решению проблемы, содержащихся в нормативных документах или работах отдельных авторов, желательно дать их критический обзор. После такого критического изучения теории вопроса, автор работы обосновывает свое мнение по спорному вопросу или соглашается с одной из имеющихся уже точек зрения, выдвигая при этом в ее пользу собственные аргументы.
Вовторой главе на основе анализа конкретного фактического материала, данных бухгалтерского учета, статистических данных, социологических исследований следует дать характеристику изучаемого объекта, выявить слабые и сильные стороны его функционирования, сформулировать основные проблемы, существующие в исследуемой области и предложить пути их решения. К изложению вопросов второй главы работы студенту следует подходить творчески. Не рекомендуется излишне пересказывать содержание законодательных и нормативных актов, инструкций и другой специальной литературы. При необходимости этот материал приводится в приложениях.
В третьей главе автор может привести рекомендации по развитию объекта исследования, обосновать различные направления совершенствования финансово-хозяйственной деятельности.
Каждая глава должна завершаться обобщающими выводами. Необходимо, чтобы выводы, заключения, предлагаемые решения базировались на конкретных материалах и примерах, на бухгалтерской и статистической отчетности, сопровождались применением аналитических таблиц, расчетов, графиков, диаграмм.
В заключении курсовой работы в сжатом виде излагаются результаты проведенного исследования, позволяющие определить степень решения задач, поставленных в работе. В заключении, которое занимает обычно 2-3 страницы, автор в сжатом виде представляет основные выводы, полученные в результате проведения исследования. Это краткое изложение главных проблем и положений, изложенных в работе. В заключение не может содержаться новых моментов, не рассмотренных в основной части работы. Оно не является продолжением текста работы, а краткими выводами из ее содержания. Редакционно заключение может повторять выписки из основной части работы.
Список литературы должен включать источники, которыми пользовался автор при изучении темы и написании курсовой работы. Ссылки по тексту могут быть сделаны не на все из них. В качестве используемых источников могут быть представлены электронные Интернет-ресурсы, первичная документация. Список литературы курсовой работы должен включать не менее 15 источников. Чем больше будет в работе использовано литературы, тем о более глубокой проработке поставленной проблемы это будет свидетельствовать. Оформление списка должно соответствовать требованиям ГОСТ.
Приложения помещают после списка литературы. Их цель – избежать излишней нагрузки текста различными аналитическими, расчетными, статистическими материалами, которые не содержат основную информацию. В приложении помещается дополнительный конкретизирующий практический, статистический и графический материал, не вошедший в основной текст работы, так как он был использован в ней в сжатом виде. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет заголовок.
Общий объем курсовой работы должен составлять 25-35 страниц текста.
Необходимо соблюдать общие требования к содержанию курсовой работы:
§ курсовая работа, в которой только пересказывается содержание учебников, учебных пособий или законы и инструкции без авторского анализа и исследования использованных источников, не допускается к защите и возвращается студенту на доработку;
§ текст курсовой работы излагается от третьего лица, в нем не употребляются местоимения «я», «мы»;
§ не допускается сокращение слов в названии документов, кроме общепринятых аббревиатур; при первом использовании аббревиатуры делается её расшифровка;
§ особое внимание в курсовой работе следует уделить иллюстрациям, графикам, диаграммам и приложениям. Их количество и качество свидетельствует, во-первых, о глубине изученности студентом теоретического и практического материала по избранной теме, во-вторых, показывает тщательность подбора материалов, в-третьих, что самое важное, они являются подтверждением обоснованности выводов и предложений.
Оформление курсовой работы
После того, как текст работы написан, студент должен ответственно подойти к ее оформлению. Материал в работе располагается в следующей последовательности:
1) Титульный лист
2) Содержание работы
3) Текст работы
4) Заключение
5) Список литературы
6) Приложения
Нумерация работы является сквозной – начинается со страницы 3 (первая и вторая страницы – это титульный лист и план работы; на них нумерация не ставится) и заканчивается на первой странице приложений.
Начинать оформление нужно с титульного листа – пример титульного листа приведен в Приложении 1 настоящих методических рекомендаций. Номер страницы на титульном листе не ставится. Титульный лист должен строго соответствовать установленной форме как по содержанию, так и по его расположению на листе.
Следующей страницей после титульного листа является содержание. В содержании отражаются все элементы работы с указанием номера страницы, с которого начинается соответствующий раздел работы. Разделы основной части работы (главы, параграфы) нумеруются. Номера обозначаются арабскими цифрами, после каждой цифры ставится точка. Введению, заключению, списку литературы, приложениям номера не присваиваются. Структура содержания приведена в Приложении 2.
После содержание помещается введение, далее – основной текст работы, заключение, список использованной литературы, приложения.
При написании текста поля должны оставаться по всем четырем сторонам листа: размер левого поля – 30 мм, правого - 15 мм, верхнего – 20 мм, нижнего - 20 мм. Шрифт – 14, Times New Roman, интервал 1,5, выравнивание по ширине, отступ первой строки абзаца -1,27см., на странице должно быть 28-29 строк, в строке порядка 60 знаков, включая пробелы.
При наборе текста не должны быть автоматически заданы интервалы до и после абзаца (См.: Формат, Абзац, Интервал, должно стоять 0 пт. как до, так и после абзаца), а также автоматическая расстановка переносов в словах.
Заголовки структурных частей работы «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатаются прописными буквами, а заголовки глав и параграфов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной).
Расстояние между заголовками глав, параграфов и последующим текстом должно быть равно интервалу, через который напечатан весь текст работы (1,5).
В основном тексте работы каждый вопрос должен иметь заголовок в точном соответствии с его наименованием в плане работы. Каждая глава начинается с новой страницы, а параграфы продолжаются, отступив от текста предыдущего параграфа на удвоенный полуторный интервал.
Между названием главы и параграфа не может помещаться какой–либо текст. Сразу после названия главы печатается название параграфа, а затем – текст этого параграфа.
При необходимости использовать аббревиатуры или принятые сокращения, в тексте при первом их упоминании должно быть приведено полное наименование предмета, а затем в скобках после слова «далее» приведена аббревиатура.
В качестве иллюстративного материала в выпускной квалификационной работе должны присутствовать таблицы и рисунки в форме схем, графиков и диаграмм. Все таблицы, статистические данные, цитаты должны иметь ссылки на источники. При построении таблицы следует придерживаться следующих правил:
· нумерация таблиц в работе должна быть сквозной, нумеруются таблицы арабскими цифрами;
· в правом верхнем углу над таблицей помещается слово «Таблица» с цифрой, обозначающей её номер. Перед цифрой, знак «№» и точка после нее не ставятся. Строчкой ниже, по центру страницы, с прописной буквы располагают название таблицы;
· в названии таблицы должно быть указано её содержание, время и место, к которым относятся показатели;
· заголовки столбцов пишут с прописной буквы, подчиненные заголовки могут писаться со строчной буквы, если они грамматически связаны с главным заголовком;
· если таблица имеет много столбцов, то столбцы обозначаются цифрами.
· обязательно должны быть указаны единицы измерения. Общая единица измерения указывается в наименовании таблицы, а разные - в соответствующих столбцах или строках;
· цифровые данные записываются с одной и той же степенью точности в пределах каждого столбца;
· при переносе таблицы на другую страницу заголовки столбцов следует повторять, а над ними поместить слова «Продолжение таблицы». Можно заголовки столбцов пронумеровать. Тогда при переносе таблицы на следующую страницу переносятся только номера столбцов:
Таблица 9
Динамика среднемесячной зарплаты в бюджетных учреждениях, расположенных в федеральных округах
Наименование федерального округа | Среднемесячная заработная плата | ||
2008 год (тыс. руб.) | 2009 год (тыс. руб.) | Темп роста, в % | |
На следующей странице «шапка» будет выглядеть следующим образом:
Продолжение таблицы 9
· в приложении таблица может занимать несколько страниц, но её не называют словом «Таблица», а пишут «Приложение 4».
Все Рисунки в работе нумеруются последовательно арабскими цифрами. Под рисунком по центру страницы помещается его название с номером ( Рис. 1. Динамика прибыли…)
Таблицы и рисунки должны размещаться сразу после ссылки на них в тексте работы. К таблицам, рисункам должны даваться пояснения, делаться выводы на основании приведенной в них информации.
Таблицы и рисунки следует помещать в работе так, чтобы их можно было рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Не рекомендуется помещать в текст работы таблицы, рисунки, размер которых превышает стандартный формат (210х297 мм). Их необходимо выносить в приложения.
При использовании в работе формул пояснение символов, числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле.
Значение каждого символа и коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Формулы, на которые имеются ссылки в тексте, должны нумероваться на протяжении всей работы арабскими цифрами.
Номер формулы следует заключать в круглые скобки и помещать на правом поле, на уровне нижней строки формулы, к которой он относится. Например:
Z = 10,441 Х – 1254972, при Z ≥ 120194 млн.руб. (2),
где
Z - ФКПДХ страны, млн. руб.;
Х - добавленная стоимость финансовой инфраструктуры, млн. руб.;
10,441 - константа, характеризующая мультипликационный эффект воздействия финансовой инфраструктуры на фактическое конечное потребление домашних хозяйств;
1254972 - константа регрессионного уравнения.
В случае дословного цитирования положений из используемых источников при оформлении текста работы необходимо делать ссылки на них. Ссылки могут делаться двумя способами:
· или в самом тексте в квадратных скобках после цитаты. В необходимых случаях (обычно после указания конкретных цифровых данных или цитат) после номера источника в списке литературы в ссылке указываются страницы, на которых помещается использованный материал, например: [8, с.77];
· или подстрочные ссылки (внизу страницы, на которой приводится цитата). Они нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть сплошной по всему тексту.
Если необходимо сослаться на мнение, которого придерживается ряд авторов, то следует отметить все порядковые номера источников в списке литературы, которые разделяются точкой с запятой.
Если в тексте работы приводится не цитата, а отражается ее смысл или в сжатом виде дается какая-то информация, то ссылка оформляется иначе. Например: [См.: 24, С. 142-160].
В конце работы (перед приложениями) приводится список литературы. Библиографические источники располагаются по алфавиту и нумеруются. Иностранные источники помещают в конце списка литературы с продолжением нумерации. Литература должна оформляться в соответствии с ГОСТом (ГОСТ Р 7.0.5—2008).
В конце курсовой работы приводятся приложения. Приложения помещаются после списка использованной литературы в том порядке, в котором делаются на них ссылки в тексте работы.
Полученных результатов
Курсовая работа должна быть сдана на проверку не позже срока, установленного кафедрой. Сданная на кафедру курсовая работа передается для её рецензирования научному руководителю. Научный руководитель проверяет работу, её содержание, оформление, соответствие требованиям настоящих рекомендаций, после чего пишет рецензию на бланке установленного образца. В рецензии отмечается актуальность темы исследования, степень её раскрытия в курсовой работе, указывается, достигнута ли поставленная автором цель, оценивается правильность использованных приёмов исследования, понятийного аппарата, формализации зависимостей и поведения наблюдаемого объекта и др. Указываются положительные стороны работы, а также недостатки и несоответствия принятым правилам, нормам, как по содержанию, так и по оформлению работы. Определяется предварительная оценка.
Курсовая работа оценивается в рецензии по пяти и сто бальной шкале:
· «отлично» - 100 баллов: работа полностью соответствует требованиям, содержит элементы научного исследования, самостоятельные выводы, аргументированную критику, анализ фактического материала, грамотно написана, аккуратно оформлена в соответствии с требованиями.
· «отлично» - 95 баллов: работа соответствует требованиям, содержит элементы научного исследования, самостоятельные выводы, аргументированную критику, анализ фактического материала, оформлена в соответствии с требованиями, но имеются некоторые стилистические замечания.
· «отлично» - 90 баллов: работа соответствует требованиям, содержит элементы научного исследования, самостоятельные выводы, аргументированную критику, анализ фактического материала, но имеются некоторые замечания по оформлению и стилистике.
· «хорошо» - 85 баллов: работа соответствует требованиям, содержит логически связанный текст, доказательства достижения цели работы, грамотно написана, аккуратно оформлена в соответствии с требованиями, но нет должной степени творчества и элементов научного исследования.
· «хорошо» - 80 баллов: работа соответствует требованиям, содержит логически связанный текст, доказательства достижения цели работы, грамотно написана, аккуратно оформлена в соответствии с требованиями, но нет должной степени творчества, элементов научного исследования, имеются некоторые стилистические замечания.
· «хорошо» - 75 баллов: работа соответствует требованиям, содержит логически связанный текст, доказательства достижения цели работы, но нет должной степени творчества и элементов научного исследования, а также имеются замечания по оформлению и стилистике.
· «удовлетворительно» - 70 баллов: работа соответствует требованиям, цель работы раскрыта, грамотно написана, аккуратно оформлена в соответствии с требованиями, но недостаточно аргументированы полученные выводы, мало или вообще нет фактического материала.
· «удовлетворительно» - 65 баллов: работа соответствует требованиям, оформлена в соответствии с требованиями, цель работы раскрыта, но недостаточно аргументированы полученные выводы, мало или вообще нет фактического материала, имеются некоторые стилистические замечания.
· «удовлетворительно» - 60 баллов: работа соответствует требованиям, цель работы раскрыта, но недостаточно аргументированы полученные выводы, мало или вообще нет фактического материала, а также имеются замечания по оформлению и стилистике.
Дальнейшая детализация бальной оценки может учитывать разную степень выраженности представленных критериев.
Если работа имеет существенные отклонения от изложенных выше требований, то она возвращается студенту на доработку с оценкой «неудовлетворительно» (менее 60 баллов). После доработки работа вновь сдаётся научному руководителю для проверки.
После предварительной оценки работы научный руководитель определяет время защиты работы. Как правило, в один день назначается защита нескольким студентам.
Выполнил
студент группы Ф-202
Петрова Алёна Александровна
Научный руководитель
кандидат экономических наук, доцент
Иванов Иван Иванович
Волгоград
Приложение 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. 5-20
1.1. 5-11
1.2. 12-20
ГЛАВА 2……………………………………..……………………………....21- 35
2.1. 21-29
2.2. 30-35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36-39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 40-43
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...44-47
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ»
ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ
Экономический факультет
Кафедра экономики и финансов
Ю.В. Брехова, И.К. Биткина, В.М. Молоканов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ