Методика рейтингового анализа

Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия включает следующие этапы: сбор и аналитическую обработку исходной информации за оцениваемый период времени, обоснование системы показателей, используемых для оценки рейтинга, расчет итогового показателя, классификацию предприятий по рейтингу.

Итоговая рейтинговая оценка учитывает все важнейшие параметры финансовой и производственной деятельности. Предлагаемая система показателей базируется на данных публичной отчетности предприятий. Это делает оценку массовой, позволяет контролировать изменения в финансовом состоянии предприятия всем участникам экономического процесса, дает возможность оценить результативность и объективность самой комплексной оценки.

В первую группу включены наиболее обобщенные и важные показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности предприятия.

Во вторую группу включены показатели оценки эффективности управления предприятием

В третью группу включены показатели оцени деловой активности предприятия.

Рассмотрим алгоритм применения метода рейтинговой оценки.

1) Обоснование системы оценочных показателей и формирование матрицы исходных данных в виде таблицы, где по строкам отражаются номера систем, а по столбцам номера показателей. Исходные данные могут быть представлены как в виде моментных показателей, отражающих состояние предприятия на определенную дату, так и темповых показателей, характеризующих динамику деятельности предприятия.

2) В каждой графе определяется максимальный элемент, который принимается за единицу. Затем все элементы этой графы делятся на максимальный элемент эталонной системы и создается матрица стандартизированных коэффициентов.

3) Все элементы матрицы возводятся в квадрат. Если значимость показателей, составляющих матрицу, различна, тогда каждому показателю присваивается весовой коэффициент, который определяется экспертным путем.

Рейтинговая оценка по каждой системе определяется по формуле:

R j = К1*X1j 2 + ……. + Kn*Xnj 2 (1)

Где: Кi – весовой коэффициент, определяемый экспертным путем i-ой системы

Xij – стандартизированный коэффициент i-ой системы j-ого показателя

4) Полученные рейтинговые оценки R j размещают в порядке убывания или возрастания, что зависит от экономического смысла показателей, составляющих рейтинг.

Пример:

На основе матричного метода выбрать наиболее привлекательное предприятие для инвестора.

Таблица 6 - Матрица исходных данных



Предприятия Производительность труда, руб/чел. Рентабельность продукции, % Коэффициент текущей ликвидности
1.2
110* 1.3
1.4*
35* 1.1

Таблица 7 - Матрица стандартизированных коэффициентов

Предприятия Производительность труда, руб/чел. Рентабельность продукции, % Коэффициент текущей ликвидности
0,9 0,29 0,85
1,0 0,43 0,92
0,8 0,57 1,0
0,55 1,0 0,79

Таблица 8 - Определение рейтинговой оценки исследуемых систем

Предприятие Производительность труда, руб/чел. Рентабельность продукции, % Коэффициент Текущей ликвидности Рейтинг Место
0,81 0,08 0,67 1,56
1,0 0,19 0,85 2,04
0,64 0,33 1,0 1,97
0,3 1,0 0,62 1,92

Проведенные расчеты показали, что наиболее привлекательным предприятием с точки зрения капиталовложения является предприятие №2. Его рейтинг максимальный. Далее по степени привлекательности следуют предприятие № 3, затем № 4, и, наконец, № 1

Преимущества методики многомерного сравнительного анализа заключается в следующем:

1. Базируется на комплексном многомерном подходе к оценке производственно-финансовой деятельности предприятия.

2. Учитывает реальные достижения всех предприятий-конкурентов и степень их близости к показателям предприятия-эталона.

3. Методика позволяет оценить надежность делового партнера, основанную на результатах его прошлой и текущей деятельности, что позволяет избежать субъективизма и реально оценить рейтинг предприятия.

Библиографический список рекомендуемой литературы:

Основная литература:

  1. Баканов М.И. Теория экономического анализа: учебник для экон. вузов/ М.И. Баканов, М.В. Мельник, А.Д. Шеремет; под ред. М.И. Баканова.-5-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2007.-536с.: ил.
  2. Любушин, Н.П. Экономический анализ. Контрольно-тестирующий комплекс : учебное пособие для вузов / Н.П.Любушин,Н.Э.Бабичева .— М. : ЮНИТИ, 2007 .— 159с.
  3. Романова Л.Е., Давыдова Л.В., Коршунова Г.В. Экономический анализ: учеб. пособие. – СПб: Питер, 2011. – 336 с.
  4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – 6-е изд., перераб. И доп. – Мн.: Новое знание, 2009. – 704 с.


Дополнительная литература:

6. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. Пособие / М.И.Баканов, А.Д.Шеремет, Н.М.Заварихин и А.Д.Шеремета.- М.:Финансы и статистика, 2002.- 656 с.

7. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 432с.

8. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 288 с.

При изучении дисциплины следует также пользоваться периодическими изданиями последних лет выпуска, а именно:

Журналы:

1. Аудит и финансовый анализ.

2. Банковское дело.

3. Бухгалтерский учет.

4. Рынок ценных бумаг.

5. Финансы.

6. Финансы и кредит.

7. Финансовый бизнес.

8. Финансовый вестник.

9. Финансовый директор.

10. Финансовый менеджмент.

11. Экономический анализ: теория и практика.

Газеты:

1. Финансовая газета.

2. Экономика и Жизнь.

Сайты Internet:

1. Парламентская библиотека Российской Федерации: [Сайт]. — URL: http://parlib.duma.gov.ru/ru/catalogues/newbooks_detail.php?ID=846.

2. Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования: [Сайт] . — URL: ht tp://rus r and. ru/publ i c/public_1.html.

3. Образовательно-справочный сайт по экономике. — URL: http://www.economicus.ru.

4. Большая советская энциклопедия.— URL: www.rubricon.ru.

5. Словари и энциклопедии по Академике. — URL: http://dic.academic.ru.

6. Портал образовательных ресурсов по экономике «Все образование Интернета». — URL: www.catalog.alledu.ru/predmet/econom.

7. Росстат: [Официальный сайт]. – URL: http://www.gks.ru.

8. Федеральная ЭБС «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (доступ свободный). — URL: http://window.edu.ru.

9. Компания «КонсультантПлюс»: [Официальный сайт]. — URL: http://www.consultant.ru.

10. ГАРАНТ: [Информационно-правовой портал]. — URL: http://www.garant.ru.

11. MARKET'PAGES.RU: [Информационный бизнес-портал]. Роль комплексного экономического анализа в управлении предприятием. – URL: http://market'pages.ru/analizhd/2.html.

Рассмотрено на заседании кафедры ФиМ Протокол № 7 от 01 2012 г. Зав. кафедры ФиМ: д.э.н., проф.   _____________ Е.А. Федорова    

Наши рекомендации