Лабораторная работа №7. Разработка бюджета

Цель лабораторной работы №7:научиться разрабатывать бюджет.

Порядок выполнения работы

1. Изучить теоретическую часть.

2. Оформить лабораторную работу по соответствующей форме.

3. В отведенный срок выслать работу на проверку по электронной почте и пройти защиту.

Теоретическая часть

Разработка бюджетной политики должна начинаться с определения концептуальных основ развития бюджета, установления его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временном этапе. Затем должны формулироваться цели и задачи бюджетной политики, определяемые исходя из основных направлений использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства. Четко сформулированные цели и задачи бюджетной политики, адекватно отражающие реальную действительность, позволяют увязать все бюджетные меры в единый комплекс, работающий слаженно и целенаправленно. На завершающем этапе должны вырабатываться конкретные пути решения поставленных целей и задач, позволяющие реализовать основные направления использования бюджетных отношений на том или ином отрезке времени.

Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия.

В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п.

Наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях.

При планировании расходов и доходов местных бюджетов в современной экономической науке могут быть применены следующие методы:

1 Программно-целевой метод Суть метода заключается в в планировании бюджета органа местного самоуправления на основе разработки, анализа, внедрения программ распределения финансовых ресурсов (бюджетных программ) Бюджетная программа - это си истематизований перечень мероприятий направленных на достижение общей цели в соответствии с поставленными задачами, выполнение которых предусматривает осуществление финансирования из местного или государственного бюд жетту.

2 Метод \"Корни травы\" В этом случае составляется прогноз методом сбора входных данных непосредственно у рядовых работников, которые находятся на самом низком уровне иерархической структуры, то есть в тех, которые связаны с объектом пр рогнозуванн.

3 Метод \"Исследование объекта\" Заключается в сборе данных различными методами (опрос, интервью и тп) для проверки гипотезы о величине поступлений для проведения предусмотренных финансирований из местных бюджетов Этот метод ис пользуют при долгосрочном прогнозировании величины финансирования задач из местного бюджета (более 5 летів).

4 Метод \"групповая согласие\" Прогноз имеет основу прямой и открытый обмен мнениями на общем собрании Основной идеей этого метода является то, что групповое обсуждение возможных вариантов прогнозных показателей приводит к выбору оптим мального из многих предложенных и рассчитанных с помощью различных методов и методик .

5 Метод \"историческая аналогия\" Связан с анализом жизненного цикла подобного налога, который обеспечивает финансирование соответствующих расходов из местных бюджетов Как правило, используется при введении нового вида налога

6 Метод \"Дельфи\" Заключается в том, что группа экспертов отвечает на вопросы о формах и границы финансирования на определенные виды расходов из местного бюджета Руководитель групп компилирует результаты исследований данной группы и формулирует новый вопрос, который является новым задачам для этой группы экспертов Так нивелируется влияние особистностних факторов на грани финансирования определенного вида расходов из местного бюджетту.

7 Анализ временных рядов основывается на идее, что предыдущую историю о финансировании расходов местных бюджетов можно использовать для прогнозирования При прогнозировании налоговых поступлений этот метод может быть использован аний только при неизменяемых прудах и базе налогообложенияя.

8 Регрессионный анализ временных трендов Устанавливает прямую зависимость между налоговыми поступлениями и время Это наиболее точный статистический метод анализа и прогнозирования

9 Метод БоксаД женккинса Связывает класс статистических моделей с данными и приспосабливает такую ??новую модель до временного ряда, используя Байесовская апостериорный распределение

10 Каузальные методы Основываются на выделении основных и косвенных факторов, влияющих на объект прогнозирования

11 Эконометрические модели описывают определенный вид финансирования определенного сектора экономики из местного бюджета с помощью системы независимых уравнений

12 Макроэкономические модели Дают возможность определить влияние как внутренних, так и внешних факторов на финансирование определенных видов полномочий местными бюджетами

Бюджет по балансовому листу (Прогнозный баланс) необходим для осуществления планирования и контроля за движением активов и пассивов предприятия. По своей форме он может соответствовать аналогичной форме бухгалтерского баланса, однако имеются существенные различия в том, как анализируются представления пассивов и активов.

Прогнозный баланс формируется на тот же период, что и другие основные бюджеты – в большинстве случаев, на календарный год. Он имеет поквартальную либо помесячную разбивку внутри бюджетного периода, за который он сформирован.

ББЛ формируют на основе данных трех бюджетов: доходов и расходов, движения денежных средств и третьего, включенного в него, бюджета капитальных вложений (инвестиционного плана). Все эти бюджеты, разумеется, должны быть сформированы для одного и того же бюджетного периода.

Главные задачи бюджетирования по балансовому листу таковы:

· контроль за целостностью построенной финансовой модели компании;

· повышение эффективности пользования активов компании и их финансирования;

· обеспечение сбалансированности активов и источников финансирования;

· комплексный финансовый анализ компании.

ББЛ может, кроме того, использоваться для контроля финансовой устойчивости предприятия в будущем. На основе информации, содержащейся в нем, вычисляются финансовые коэффициенты текущей и общей ликвидности, оборачиваемости активов, рентабельности, структуры капитала и финансовой устойчивости. Эти показатели затем используются для выдачи прогноза.

Прогнозный баланс применяется и для установления целевых значений по конкретным статьям активов и пассивов. С его помощью можно определить, например, максимальный размер оборотных средств, дебиторской задолженности или целевого значения кредиторской задолженности.

Подытожим. Основное предназначение бюджета по балансовому листу – это определение основных параметров финансового состояния предприятия, которые в дальнейшем будут рассматриваться в качестве некоторой нормы. В течение бюджетного периода, а также по его завершении, с этой нормой будут сравниваться варианты прогнозных балансов, получаемые при поступлении фактических данных о финансовом состоянии предприятия.

Чтобы корректно и без ошибок создать ББЛ, необходимо:

1. Разработать план счетов бюджетирования. В качестве базы можно взять план счетов бухгалтерского учета, однако не возбраняется взять за основу иные, более детализированные формы управленческой аналитики по счетам. Использование плана счетов и двойной записи поможет сбалансировать активы и пассивы баланса, однако наличие плана счетов не обязательно. Существуют и иные методики построения Прогнозного баланса.

2. Проработать структуру статей бюджетного баланса.

3. Создать четкие алгоритмы формирования каждой статьи баланса.

4. Продумать форму отчета по бюджетному балансу.

5. Для холдинговых структур потребуется создать регламент, по которому предприятия в группе компаний будут предоставлять свои бюджеты и формировать консолидированный прогнозный баланс.

6. Сформулировать правила и задать периодичность предоставления фактической информации по бюджету.

7. Проработать механизмы контроля исполнения бюджета по балансовому листу.

Логичным шагом выглядит также внедрение автоматизированной системы. Такая система взяла бы на себя значительную часть трудоемкой работы, связанной с формированием бюджета по балансовому листу и других основных, операционных и вспомогательных бюджетов. Компьютеру можно поручить и другие операции, которые отнимают много времени и сил: например, получение фактических данных, выполнение расчетов по бюджетам и формирование отчетности.

Практическая часть

1. Разработайте бюджет по объекту исследования на один или три года. Бюджет не обязательно разрабатывать с нуля, а проводить его совершенствование, т.е. совершенствовать отдельные направления бюджета.

2. При разработке нового бюджета рекомендуется использовать информацию об изменении стратегических целей и задач в соответствии с актуальными данными Правительства РФ и соответствующих вышестоящих структурных подразделений.

3. Докажите и опишите соответствующие изменения в бюджете.

4. Сделайте вывод и обобщение.


Наши рекомендации