Процессы интеграции в финансово - промышленных группах
Сущность финансово - промышленных групп и способы
Их создания
Составление новых интегрированных корпоративных структур – один из ключевых факторов изменения традиционной административной системы управления промышленностью, структурной перестройки экономики, повышения конкурентоспособности российских предприятий на отечественном и мировом рынке. Признание корпоративного уровня управления является объективной необходимостью и реальностью современной экономики. Через крупные интегрированные образования российская экономика может выйти на путь быстрого роста.
В предыдущем разделе рассмотрен один из видов интегрированных корпоративных структур – холдинги. Объектом внимания этого раздела являются финансово-промышленные группы (далее ФПГ).
В отличие от холдингов, деятельность ФПГ регламентируется принятым в 1995 году Федеральным Законом «О финансово-промышленных группах) и, по мнению некоторых специалистов, уже успевшим устареть.
В законе о ФПГ дано понятие этой корпоративной структуры: «ФПГ – это совокупность юридических лиц……. Основное и дочернее общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или (социально) -экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширения рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест» .
Финансово-промышленные группы – совокупность кредитно-финансовых организаций (банки, лизинговые и страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды), производственных и сбытовых компаний, связанных между собой долговременными кооперационными и (или) кредитными отношениями, а также, как правило, акционерным соучредительством.
Официальные ФПГ представляют собой интегрированные корпоративные структуры, которые могут в значительной степени способствовать стимулированию капиталовложений в реальный сектор экономики. Это обусловлено тем, что, во-первых, они позволяют создать стабильность в получении финансовых средств для инвестиционной деятельности, благодаря слиянию производства и финансовых учреждений в единую группу, а во-вторых, ФПГ обеспечивают действенность инвестиционных вложений в производство за счет единства и взаимосвязи всех воспроизводственных процессов.
Создание финансово - промышленных групп является одним из способов правильно и выгодно организовать производственно-сбытовую деятельность предприятий, получить максимальную отдачу в кратчайшие сроки за счет четко построенной системы распределения ответственности, сфер деятельности между участниками и упорядоченной схемы денежных потоков.
Финансовые связи в финансово-промышленной группе строятся таким образом, что позволяют образовать единый цикл от первоначального финансирования производства до его рефинансирования. Процесс расширенного воспроизводства в ФПГ обеспечивается банками, страховыми компаниями, торговыми домами, другими финансовыми институтами, входящими в финансово-промышленную группу.
Финансово-промышленные группы обладают высоким экономическим потенциалом развития, что позволяет решать следующие задачи:
- концентрацию инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики и получения относительно дешевых финансовых ресурсов, аккумулируемых в финансовых организациях группы;
- обеспечение финансовыми ресурсами промышленности, научно- исследовательских и опытно-конструкторских разработок, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
- повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественного производства;
- осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности;
- формирование долгосрочных хозяйственных связей;
- улучшение инвестиционного климата и стабилизации производства;
- снижение рисков;
- долгосрочное отвлечение финансовых ресурсов с гарантией их сохранения и целевого использования.
Создание ФПГ отвечает, прежде всего, интересам государства, т.к. объединения технологически и экономически взаимосвязанных производственных, торговых и финансовых предприятий облегчают решение задач инвестирования средств в производство конкурентоспособной продукции. Такое объединение снижает издержки, а также снимает ряд проблем, связанных с осуществлением бизнес-процессов, с содержанием информационных, юридических, сбытовых и снабженческих подразделений (особенно в отношении зарубежной деятельности).
Стимулирование образования горизонтально - интегрированных ФПГ позволяет уйти от монополизации рынка на те или иные товары.
Создание ФПГ на основе межотраслевой диверсификации производства позволяет обеспечить финансовую устойчивость производителей за счет перелива капитала из стагнирующих отраслей в перспективные. Межрегиональные и транснациональные ФПГ помогают разрешить противоречие между целью недопущения монополизации рынков и задачей создания мощных экономических субъектов, способных конкурировать на мировых рынках продукции, отличающейся высокими условно-постоянными затратами и рискованностью производства. Это относится к наукоемким отраслям, транспорту, телекоммуникациям, разведке и добыче полезных ископаемых.
Создание финансово-промышленных групп отвечает интересам их организаторов и членов, т.к. эффективность ФПГ может повышаться за счет снижения издержек производства и обращения путем создания общей инфраструктуры (информационно - телекоммуникационной, банковской, страховой, консалтинго-аудиторской, снабженческо-сбытовой, транспортной, социальной, кадровой).
Другими преимуществами ФПГ являются концентрация инвестиций и упрощение схем взаимодействий с органами государственной власти и с партнерами и конкурентами на внутреннем и внешнем рынке.
Понятно, что объединение не может не означать потери части прежней свободы в принятии решений и управлении собственностью и доходами. Кроме того, при объединении происходит подчинение локальных целей целям и интересам интегрированной структуры.
В предусматриваются следующие пути формирования ФПГ в добровольном порядке или через консолидацию пакетов акций:
1. Учреждение открытых акционерных обществ в порядке, предусмотренном законодательство России. Этим способом преимущественно создавались ФПГ, внесенные на 1 июля 1997 года в Гостреестр ФПГ.
2. Передача этими участниками (предприятиями и финансово-кредитными учреждениями), пакетов акций, находящихся в их собственности, в доверительное управление одному из участников группы.
3. Приобретение одним из участников группы пакетов акций других предприятий, а также учреждений и организаций, становящихся участниками группы.
Образование ФПГ может также происходить с одновременным использованием нескольких способов консолидации капитала:
- совместное учреждение акционерных компаний (центральная компания группы, торговый дом и др.);
- передача части активов группы в доверительное управление центральной компании;
- формирование специальных централизованных фондов группы;
- концентрация ресурсов с помощью кредитов;
- участие одних членов группы в капитале других.
Первый путь формирования ФПГ был обусловлен тем, что в тот период уровень маржи достигал 30-40%, что обеспечивало высокую доходность при привлечении и размещении средств. Кроме того, появлялась возможность пополнения оборотных средств предприятий за счет привлеченных средств. К тому же, при крайне не развитом правовом поле предприятия могли уменьшить риск собственных средств за счет прозрачности денежных потоков.
Начавшийся в 1991 году процесс финансирования финансово-промышленных групп в основном проходил путем учреждения крупным предприятием коммерческого банка, торгового дома, страховой компании (ВАЗ, МПС – де-факто, хотя де-юре и не является ФПГ). Такие ФПГ можно назвать созданными на производственной основе.
Второй подход формирования ФПГ в этот период отличался тем, что коммерческие банки скупали контрольные пакеты акций интересующих их предприятий (ФПГ на финансовой основе). При формировании финансово-промышленных групп такого типа некоторые банки приобрели контрольные и блокирующие пакеты акций приватизированных предприятий нефтедобычи и нефтепереработки, телекоммуникаций, инфраструктуры, обрабатывающей промышленности. Тем самым банки решили ряд важнейших задач: привлекли оборотные средства предприятий и расширили свою ресурсную базу; снизили операционные риски, введя в органы управления своих менеджеров; снизили валютные риски, поскольку продукция этих предприятий, в основном, была ориентирована на экспорт; ликвидировали кредитные риски, так как фактически основные фонды выступили в качестве залога; снизили инфляционные риски, поскольку продукция предприятий отраслей, в которых формировались ФПГ, (продукция нефтедобычи и нефтепереработки, телекоммуникационные услуги, услуги по перевозкам и т.п.) являлась ценообразующей.
К началу 1999 года в России официально зарегистрировано 84 ФПГ. В состав действующих ФПГ входит более 500 предприятий и организаций, в том числе более 100 финансово-кредитных учреждений, включая коммерческие банки. Основная доля (60%) приходится на региональные (расположенные в одном регионе). Остальные 40 % групп принадлежат, в равных пропорциях, к нерегиональной и транснациональной категориям. Наиболее высокие показатели рентабельности приходятся на нерегиональные группы среднего (по числу предприятий) размера – 54 % общего товарооборота, в то время как на региональные ФПГ – лишь 31 %. Нерегиональные ФПГ немногочисленны, но все они имеют относительно большой товарооборот.
Создание ФПГ нуждается в государственной поддержке. В к основным нормам государственного стимулирования формирования ФПГ относят следующие:
1. Погашение задолженности федерального и регионального бюджетов в счет налогов, подлежащих уплате ими в эти бюджеты (с осуществлением клиринга между бюджетом и ФПГ через банк группы на основе соглашения между последней и соответствующим органом государственного управления).
2. Отмена для участников ФПГ авансовых платежей по налогу на прибыль.
3. Зачет убытков, понесенных участниками ФПГ при определении налогооблагаемой прибыли головного предприятия (холдинговой компаний, организации-представителя ФПГ);
4. Ускоренная амортизация основных средств участников ФПГ при условии направления всей амортизации на инвестиции в отечественную экономику.
5. Разрешение продажи своей продукции другим членам группы по ценам ниже себестоимости.
6. Единовременное списание затрат по закупке материальных ресурсов на себестоимость продукции с зачетом налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам ресурсов, при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.
7. Осуществление экспортно-импортных операций без внесения залоговых сумм на счета таможен (при наличии гарантий банка-члена ФПГ).
8. Наделение участников ФПГ правом экспорта стратегически важных сырьевых товаров по всей номенклатуре продукции, производимой в рамках группы.
9. Предоставление отсрочки до завершения сделки (но не более чем на три месяца) по уплате таможенных платежей при проведении экспортных и импортных операций специализированными внешнеторговыми предприятиями-участниками ФПГ при наличии соответствующей банковской гарантии.
10. Образование инвестиционных и страховых фондов ФПГ с направлением в них централизуемой части соответствующих отчислений в отраслевые внебюджетные фонды.
11. Создание фондов ФПГ (медицинского и социального страхования, занятости, НИОКР) предприятиями – участниками.
12. Допущение отсрочки до конца текущего финансового года по уплате налога на прибыль в части, направленной на инвестиции в отечественную экономику и подлежащей налогообложению по действующему законодательству.