Принципов и времени существования организации
1. Подразделения, создаваемые на неопределенный срок:
- сегментные (отделы, в качестве иерархической организационной формы; автономные рабочие группы).
- межсегментные (центральные отделы в качестве иерархической организационной формы; коллегии (советы), создаваемые на длительный срок в качестве системно-ориентированной организационной формы).
2. Подразделения, создаваемые на определенный срок:
- проектные группы (с сегментно-ориентированными задачами
выполняющие задачи межсегментного характера).
- проектные коллегии, выполняющие задачи общего характера .
Остановимся еще на одном подходе к понятию и формированию многомерных структур – матричным моделям. Они, по крайней мере, могут быть двухмерны. В зависимости от того, какие структурные параметры учитываются в , предлагают выделять следующие матричные модели:
- функциональные;
- функционально - объектные;
- функционально - региональные;
- дивизионально - региональные.
Здесь же предлагается тензорная (трехмерная) модель организации, учитывающая три параметра: функции, объекты и регионы, (рис. 3.5). Ее схема напоминает рис. 3.4 своей трехмерностью.
D
C
B
A
|
Рис.3.5. Тензорная модель организации
В предлагается наряду с простыми продуктово-рыночными моделями четырехмерная продуктово-рыночная матрица, в которой представлены различные комбинации потребителей, регионов, продуктовых форм и продуктов, (табл. 3.4).
В таблице 3.4 приняты следующие обозначения. Потребители: МБ – малый бизнес; ББ – большой бизнес; ГМ – государственный сектор на местном уровне. Продукт (программы): У – автоматизация управления; Т – автоматизация технологических процессов; Р – системы программного обеспечения; РП – региональное подразделение. ЦП – центральное подразделение.
Таблица 3.4
Продуктово-рыночная матрица
Потреби-тели | Продукт | Продуктовая форма | Р Е Г И О Н Ы | ||||||||
Север | Центр | Юг | Эколог. | ||||||||
| У | Проектирование (Пк) | |||||||||
МБ + ГМ | У | Программирование (Пг) | |||||||||
ББ + ГМ | У | Пг | |||||||||
| Т | Пк | |||||||||
ББ + ГМ | У | Пк | |||||||||
| Т | Пк | |||||||||
МБ + ГМ | Т | Пг | |||||||||
| Т | Пг | |||||||||
Все | Р | Пк | |||||||||
Все | Р | Пг |
Пользуясь матрицей, можно получить (3 х 3 х 2 х 4) = 72 продуктово-рыночные комбинации, но тогда подразделения были бы слишком малы. В таблице выделены 7 подразделений из 72 возможных.
Из этого примера ясно, что для структурного оформления бизнес-организации необходимо:
- определить продукт, категории потребителей, географические рынки;
- построить многомерную матрицу, чтобы определить максимально
возможное количество комбинаций;
- исключить те комбинации, которые не представляют интереса в данный момент;
- объединить оставшиеся продуктово - рыночные комбинации в рамках предпринимательских подразделений.
По нашему мнению, многомерность организационных структур связана с набором основных параметров, с помощью которых может быть представлена конфигурация организации. Такими параметрами могут быть:
- ориентация на задачи (должности) или на определенных людей (как в модели 7 «S», где одним из ключевых элементов внутренней среды организации является человек с его способностями, квалификацией);
- жесткая формализация задач (механическая структура) или ситуационная ориентация (адаптивная организация);
- широкий или узкий диапазон контроля менеджеров, связанный с вертикальной или плоской конфигурацией;
- жесткая централизация или децентрализация;
- организация, созданная на века, и организация, созданная на время.
Такое понимание многомерности структуры применимо к любой организации.
Рисунок 3.6 воспроизводит основные параметры, с помощью которых может быть представлена конфигурация организации. В таблице 3.5 дается подробное описание ключевых структур переменных. Пример профиля конфигурации организационной структуры показан на рис. 3.6 штриховой линией.
Рис. 3.6. Профиль конфигурации организационной