Принципов и времени существования организации

1. Подразделения, создаваемые на неопределенный срок:

- сегментные (отделы, в качестве иерархической организационной формы; автономные рабочие группы).

- межсегментные (центральные отделы в качестве иерархической организационной формы; коллегии (советы), создаваемые на длительный срок в качестве системно-ориентированной организационной формы).

2. Подразделения, создаваемые на определенный срок:

- проектные группы (с сегментно-ориентированными задачами

выполняющие задачи межсегментного характера).

- проектные коллегии, выполняющие задачи общего характера Принципов и времени существования организации - student2.ru .

Остановимся еще на одном подходе к понятию и формированию многомерных структур – матричным моделям. Они, по крайней мере, могут быть двухмерны. В зависимости от того, какие структурные параметры учитываются в Принципов и времени существования организации - student2.ru , предлагают выделять следующие матричные модели:

- функциональные;

- функционально - объектные;

- функционально - региональные;

- дивизионально - региональные.

Здесь же предлагается тензорная (трехмерная) модель организации, учитывающая три параметра: функции, объекты и регионы, (рис. 3.5). Ее схема напоминает рис. 3.4 своей трехмерностью.

 
  Принципов и времени существования организации - student2.ru

D

C

B

A

 
 
НИР Снабжен. Производ. Сбыт  

Рис.3.5. Тензорная модель организации

В Принципов и времени существования организации - student2.ru предлагается наряду с простыми продуктово-рыночными моделями четырехмерная продуктово-рыночная матрица, в которой представлены различные комбинации потребителей, регионов, продуктовых форм и продуктов, (табл. 3.4).

В таблице 3.4 приняты следующие обозначения. Потребители: МБ – малый бизнес; ББ – большой бизнес; ГМ – государственный сектор на местном уровне. Продукт (программы): У – автоматизация управления; Т – автоматизация технологических процессов; Р – системы программного обеспечения; РП – региональное подразделение. ЦП – центральное подразделение.

Таблица 3.4

Продуктово-рыночная матрица

Потреби-тели Продукт Продуктовая форма Р Е Г И О Н Ы
Север Центр Юг Эколог.
    Эколо- гичес- кое   подразделе- ние
    РП
    РП
    РП
МБ + ГМ

У Проектирование (Пк)  
МБ + ГМ У Программирование (Пг)
ББ + ГМ У Пг
ЦП по проектированию
МБ + ГМ

Т Пк
ББ + ГМ У Пк
ЦП по программированию
ББ + ГМ

Т Пк
МБ + ГМ Т Пг
Программное обеспечение
ББ + ГМ



Т Пг
Все Р Пк
Все Р Пг

Пользуясь матрицей, можно получить (3 х 3 х 2 х 4) = 72 продуктово-рыночные комбинации, но тогда подразделения были бы слишком малы. В таблице выделены 7 подразделений из 72 возможных.

Из этого примера ясно, что для структурного оформления бизнес-организации необходимо:

- определить продукт, категории потребителей, географические рынки;

- построить многомерную матрицу, чтобы определить максимально

возможное количество комбинаций;

- исключить те комбинации, которые не представляют интереса в данный момент;

- объединить оставшиеся продуктово - рыночные комбинации в рамках предпринимательских подразделений.

По нашему мнению, многомерность организационных структур связана с набором основных параметров, с помощью которых может быть представлена конфигурация организации. Такими параметрами могут быть:

- ориентация на задачи (должности) или на определенных людей (как в модели 7 «S», где одним из ключевых элементов внутренней среды организации является человек с его способностями, квалификацией);

- жесткая формализация задач (механическая структура) или ситуационная ориентация (адаптивная организация);

- широкий или узкий диапазон контроля менеджеров, связанный с вертикальной или плоской конфигурацией;

- жесткая централизация или децентрализация;

- организация, созданная на века, и организация, созданная на время.

Такое понимание многомерности структуры применимо к любой организации.

Рисунок 3.6 воспроизводит основные параметры, с помощью которых может быть представлена конфигурация организации. В таблице 3.5 дается подробное описание ключевых структур переменных. Пример профиля конфигурации организационной структуры показан на рис. 3.6 штриховой линией.

 
  Принципов и времени существования организации - student2.ru

Рис. 3.6. Профиль конфигурации организационной

Наши рекомендации