Принципы эффективного управления общественными финансами.
В Аналитические материалы к документу, представленному Министерством финансов Российской Федерации к встрече министров финансов «Группы восьми» предлагается следующий базовый перечень принципов (компонентов) эффективного и ответственного управления общественными финансами:
1) финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность;
2) стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов;
3) эффективная и справедливая система межбюджетных отношений;
4) консолидация бюджета и бюджетного процесса;
5) среднесрочное финансовое планирование;
6) бюджетирование, ориентированное на результаты;
7) эффективный финансовый контроль, отчетность и мониторинг.
Эти принципы (компоненты) следует рассматривать в рамках единой системы управления общественными финансами, требующей постоянного развития и адаптации к меняющимся условиям и возникающим новым задачам.
Финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность, в том числе и прежде всего, обеспечивается:
• общедоступностью информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансах;
• открытостью деятельности органов власти по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов;
• наличием и соблюдением формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и предоставлению бюджетной отчетности;
• рассмотрением и утверждением законодательными органами основных показателей бюджетной отчетности;
• формированием и предоставлением бюджетной отчетности в соответствии с общими принципами, необходимыми и достаточными для проведения международных сравнений.
Для обеспечения стабильности и долгосрочной устойчивости бюджетов, в том числе и прежде всего, необходимо:
• прогнозирование основных бюджетных параметров на средне - (до 3 лет) и долгосрочную (свыше 3 лет) перспективу в рамках единой макроэкономической и денежно-кредитной политики;
• реалистичность и осторожность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
• наличие и соблюдение при выработке средне- и долгосрочной бюджетной политики критериев (показателей) реалистичности ______„и устойчивости бюджетов, а также приемлемости налоговой и долговой нагрузки;
• систематический анализ и управление рисками в бюджетно-налоговой сфере, в том числе - оценка средне- и долгосрочных последствий принятия новых расходных обязательств или тенденций, приводящих к дополнительным расходам с учетом стабильности и предсказуемости бюджетных доходов (в том числе – с выделением доходов, зависящих от внешнеэкономической конъюнктуры);
• создание и поддержание необходимых финансовых резервов, в том числе для стран с высокой долей доходов от экспорта сырьевых товаров, в форме стабилизационных фондов и фондов будущих поколений.
Эффективная и справедливая система межбюджетных отношений, в том числе и прежде всего, должна предусматривать:
• законодательно закрепленные, основанные на единых принципах, стабильные и предсказуемые финансовые взаимоотношения между центральными, региональными и местными органами власти;
• сбалансированное и взаимоувязанное разграничение между уровнями бюджетной системы расходных обязательств и доходов;
• возможность и заинтересованность для субнациональных властей самостоятельно формировать свои бюджетные расходы и доходы исходя из интересов и предпочтений региональных (местных) сообществ (бюджетно-налоговую автономию);
• объективную, формализованную и прозрачную систему бюджетного выравнивания;
• наличие стимулов для повышения эффективности управления субнациональными финансами и, при необходимости, санкций, обеспечивающих соблюдение финансовой дисциплины и законодательноустановленных требований.
Консолидация бюджета и бюджетного процесса, в том числе и прежде всего, предполагает, что на каждом уровне управления общественными финансами:
• четко и однозначно определены ответственность и полномочия органа исполнительной власти, осуществляющего выработку и реализацию бюджетной политики, в том числе - организацию составления и исполнения бюджета;
• все доходы и расходы отражаются в едином бюджете, без увязки определенных видов доходов с теми или иными направлениями расходов;
• в бюджетной системе отсутствуют внебюджетные фонды (за исключением законодательно созданных фондов социального страхования, а также стабилизационных фондов и фондов будущих поколений);
• планирование и исполнение текущих и капитальных расходов, а также бюджетных программ разных видов осуществляется ведомствами, отвечающими за политику в соответствующих сферах деятельности, в рамках единых процессов и процедур;
• функционирует эффективная система проведения бюджетных платежей, управления единым счетом бюджета и учета бюджетных обязательств.
Среднесрочное финансовое планирование, в том числе и прежде всего, предусматривает:
• составление и утверждение годового бюджета в соответствии и в рамках бюджетных проектировок на средне- и долгосрочную перспективу;
• наличие и соблюдение формализованных правил и процедур ежегодного обновления (корректировки) и продления среднесрочных бюджетных проектировок;
• наличие и применение формализованных методов расчета (корректировки) бюджетных расходов, предопределяемых действующей политикой, в том числе социальных трансфертов населению;
• наличие и соблюдение правил и процедур определения ресурсов для принятия новых обязательств в рамках установленных бюджетных ограничений;
• установление для ведомств «потолков» (лимитов) расходов на среднесрочный период.
Для внедрения бюджетирования, ориентированного на результаты, в том числе и прежде всего, необходимо:
• установление для каждого ведомства системы целей, задач и результатов деятельности, обеспечивающих реализацию приоритетов и целей государственной политики;
• наличие и применение формализованных методов оценки полной стоимости расходных обязательств (бюджетных ассигнований);
• обеспечение самостоятельности, мотивации и ответственности ведомств, их структурных подразделений и учреждений при планировании и достижении результатов использования бюджетных ассигнований в рамках установленных финансовых ограничений;
• использование конкурентных принципов распределения бюджетных средств, в том числе – с учетом достигнутых и планируемых результатов использования бюджетных ассигнований;
• наличие и применение методов оценки результатов использования бюджетных средств ведомствами и учреждениями в отчетном периоде (аудита эффективности бюджетных расходов).
Организация эффективного финансового контроля и мониторинга, в том числе и прежде всего, предполагает:
• ежегодное проведение независимой внешней проверки (аудита) бюджетной отчетности с рассмотрением ее результатов законодательными органами власти;
• наличие и применение соответствующей системы финансовой информации в целях контроля и управления финансами;
• наличие и соблюдение нормативно установленных процедур проверки соблюдения и ответственности за нарушения бюджетного законодательства;
• наличие и соблюдение формализованных, прозрачных и устойчивых к коррупции процедур принятия решений по использованию бюджетных средств, в том числе – при осуществлении бюджетных закупок;
• регулярное проведение анализа и оценки качества финансового менеджмента с поддержкой мер по его повышению;
• развитие и применение системы внутреннего финансового аудита (контроля).
Порог рентабельности.
Порог рентабельности (точка безубыточности, критическая точка, порог прибыльности) – это объем продаж предприятия, при котором достигается минимальный уровень прибыли (равный нулю). Другими словами, предприятие функционирует на самоокупаемости своих затрат. Порог рентабельности предприятия иногда на практике называют точка безубыточности.
Цель оценки порога рентабельности в определении минимально допустимого уровня объема производства и продаж, на основе которого рассчитывают запас финансовой прочности необходимого для поддержания устойчивого функционирования предприятия. Порог рентабельности оценивают, как собственники предприятия при планировании будущих объемов производства и продаж, а также кредиторы и инвесторы при оценке финансового состояния.
Порог рентабельности. Формула расчета
При расчете порога рентабельности используют два вида затрат (издержек):
· Постоянные затраты (англ. VA, Variable Costs) – вид издержек предприятия, размер которых не зависит от изменения объема производства и продаж продукции.
· Переменные затраты (англ. FC, Fixed Costs) – вид издержек предприятия, размер которых напрямую зависит от объема производства и продажи продукции.
Постоянные затраты включат в себя – расходы на заработную плату персонала, аренда производственных и иных помещений, отчисления по единому социальному налогу и налогу на имущество, маркетинговые затраты и т.д.
Переменные затраты состоят из расходов на сырье, материалы, комплектующие, топливо, электроэнергию, премиальную часть заработной платы персонала и т.д.
Сумма всех постоянных затрат формирует совокупные постоянные и переменные затраты предприятия (TVC, TFC).
Для расчета порога рентабельности предприятия аналитически используют формулу:
Порог рентабельности = Постоянные затраты / ((Выручка от реализации - Переменные затраты) / Выручка от реализации)
Запас финансовой прочности.
Запас финансовой прочности предприятия – это разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности. Определяется по формуле:
ЗФП=ВР-ПР, где ЗФП – запас финансовой прочности, ВР – выручка от реализации, ПР – порог рентабельности.
Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков.
Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия.
Полная и всесторонняя оценка риска имеет принципиальное значение при принятии финансовых решений, поэтому в западном финансовом менеджменте разработаны многочисленные методы, позволяющие с помощью математического аппарата просчитать последствия предпринимаемых мер.
Запас финансовой прочности показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков. Запас финансовой прочности (зона безопасности) представляет собой разность между фактическим и безубыточным объемами производства и реализации продукции.
При отрицательном значении зоны безопасности предприятие может снять с производства отдельные виды продукции, изменить условия производства и тем самым снизить издержки или прекратить производство продукции.
Запас финансовой прочности показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не имея при этом убытков. В абсолютном выражении расчет представляет разницу между запланированным объемом реализации и точкой безубыточности.