Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики.
Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и зада1ч финансовой политики или финансового механизма.
Финансовый механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения1.
Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации. На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, часть прибыли унитарных предприятий, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, таможенные пошлины и таможенные сборы, и т.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов — на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РФ и прочие расходы. В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций — доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.
Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т.е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы предоставления бюджетных средств и привлечения средств в бюджет (ст. 6 БК РФ) и поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (гл. 16 БК РФ). При формировании налоговых доходов бюджета и порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.
Процесс перераспределения финансовых ресурсов в рамках финансовой системы всегда направлен на достижение определенных целей. Он предполагает организацию некоторой схемы управления. В наиболее общем виде управление представляет собой целенаправленное влияние (воздействие) субъекта управления на объект управления.
В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, в том числе специфических, которые предопределяются социальным строем государства, раскладом политических сил в стране и другими факторами, влияющими на перераспределительные процессы. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы, называемые финансовым аппаратом.
Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются прежде всего через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования доходов работающего населения и т. п.
Управление государственными финансами имеет целью обеспечение; а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических н физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:
1) профильные Комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации;
2) Счетную палату РФ;
3) Министерство финансов РФ л его органы на местах;
4) Центральный Банк РФ;
5) Федеральная служба по налогам и сборам;
6) Государственный таможенный комитет РФ;
7) Федеральную комиссию по ценным бумагам
8} Министерство государственного имущества;
9) исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.
На Министерство финансов РФ возложены следующие задачи:
1) разработка и реализация единой государственной финансовой политики; 2) составление проекта и исполнение федерального бюджета; 3) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; 4) обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка.
Федеральное казначейство в РФ является подразделением Министерства финансов. Основными задачами органов Федерального казначейства являются: 1) организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации;
2) управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках исходя из принципа единства кассы; 3) финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов; 4) краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; 5) управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание; 6) представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.
Счетная палата РФ — орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетный. Основными задачами Счетной палаты являются: 1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; 2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; 3) финансовая экспертиза проектом федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; 4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.
Федеральная служба по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей. Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны: 1) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды; 2) вести учет и проводить проверки налогоплательщиков; 3) ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет; 4) осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.
Государственный таможенный комитет РФ несет ответственность за поступление таможенных пошлин. К основным задачам Таможенного комитета относятся: 1) проведение налоговых проверок по налогам, взимаемых таможенными органами; 2) проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами; 3) приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства; 4) взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.
Федеральная служба по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей. Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны: 1) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды; 2) вести учет и проводить проверки налогоплательщиков; 3) ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет; 4) осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.
Сводный бюджет организации.
Сводный бюджет – это скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы предприятия, в котором в денежной форме отражаются доходы и расходы, поступление и расходование денежных средств по операциям, динамика активов и обязательств на предстоящий бюджетный период, а также прогнозные количественные и финансовые показатели. Бюджет предприятия определяет план деятельности предприятия на установленный период времени (бюджетный период), выраженный в ряде целевых (бюджетных или плановых) показателей, охватывающих все сегменты бизнеса компании и подразделения, составляющие ее организационную структуру.
В состав сводного бюджета входят: операционные и финансовые бюджеты, содержащие финансово-экономические показатели деятельности предприятия в целом и структурных подразделений.
Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих доходов и расходов от текущих операций за бюджетный период. Инвестиционный бюджет рассматривает вопросы обновления и выбытия капитальных активов (основных средств и вложений, долгосрочных финансовых вложений), что составляет основу инвестиционной деятельности. Цель финансового бюджета – сводное представление о планируемых результатах деятельности.
Выходными результатами бюджетного процесса являются плановые формы сводной отчетности:
Бюджет доходов и расходов - отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках), который включает планируемые доходы от реализации основной продукции, работ и услуг, а также текущие расходы и ожидаемые финансовые результаты от деятельности предприятия.
Бюджет движения денежных средств отражает планируемые поступления и выплаты денежных средств и их эквивалентов, отдельно по операционной и инвестиционной деятельности, а также включает план привлечения финансовых ресурсов.
Прогнозный баланс определяет предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования и позволяет оценить планируемые изменения финансового состояния на конец бюджетного периода.
Инвестиционный бюджет отражает планируемые расходы на приобретение долгосрочных активов и инвестиций в новые направления деятельности.
Смета производственных затрат позволяет определить затраты на выпускаемую продукцию в соответствии с утвержденными статьями, рассчитать производственную себестоимость. Производственная себестоимость товарной продукции отражает конечный результат производственного процесса и характеризует размер действительно затраченных средств. Расчет производственной себестоимости на товарный выпуск ведется по местам возникновения затрат в разрезе объектов калькулирования.
Планируемая сумма налоговых платежей, рассчитанных и подлежащих уплате в бюджет в соответствии с налоговым законодательством, отражается в налоговом бюджете.
Бюджет движения ТМЦ позволяет определить совокупность затрат и прирост запасов по материальным ресурсам, используемым на производство и инвестиционную деятельность.
Сумма планируемой дебиторской и кредиторской задолженности по утвержденным статьям доходов и расходов указывается в соответствующих отчетных формах.
К основным бюджетным документам прилагается Пояснительная записка, в которой раскрываются целевые показатели и предположения (ограничения), использованные при составлении Бюджета, а также приводится описание основных параметров Бюджета.
Сводный бюджет составляется на основе данных функциональных бюджетов и состоит из доходной и расходной частей. При формировании бюджета определяются приоритетные направления расходов, среди которых можно назвать: заработную плату; затраты на покупку материалов, комплектующих и т. п., необходимых для выполнения производственной программы; платежи в государственные целевые фонды, налоги.
Составление сводного бюджета предприятия, а также прогнозирование ставки банковского процента и платежеспособности клиентов позволяют определить объем прибыли, необходимый для обеспечения платежеспособности предприятия.
Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж (реализации) продукции и финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, учитываются остатки средств на счетах предприятия.
Расходная часть сводного бюджета планируется на основе: плана-графика налоговых выплат; бюджета фонда оплаты труда; плана-графика платежей в государственные целевые фонды, бюджета материальных затрат, плана-графика погашения кредитов и других бюджетных расходов.
В современных условиях рекомендуется внедрять локальные автоматизированные системы бюджетного планирования на предприятиях (на базе компьютерной сети). Это позволит оперативно получать информацию об исполнении бюджета и своевременно при необходимости вносить коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами.