Идеологические ограничения в деятельности исламских финансовых институтов
Западная экономическая система основана на идеях частной собственности, где центральную роль играют капитал и материальные ценности. Исламская финансовая система основана на идеалах Корана и Сунны Пророка Мухаммеда. Основными понятиями Корана, описывающими то, чего в своей финансовой политике должен избегать мусульманин, являются риба, гарар и мейсир.
1. Запрет на риба. Риба (дословно излишек) - любое неоправданное приращение капитала при займе или торговой сделке. Иными словами, любая заранее определенная ставка, зависящая от сроков и величины займа и не зависящая от успешности инвестиций, называется рибой и является запрещенной. Большинство исламских ученых относит к понятию риба не только высокий, но и любой ссудный процент.
Запрет на риба объясняется двумя причинами:
- социальной и экономической несправедливостью по отношению к участникам экономической активности;
- ущемлением прав собственности.
Социальная несправедливость возникает в результате эксплуатации бедных (нуждающихся) богатыми (кредиторами), когда кредитор получает ростовщический процент только за счет ожидания, когда его риск не связан с риском должника, и, таким образом, возврат долга и процентов гарантирован, а возврат должнику в результате использования кредита не гарантирован. В этом случае несправедливость возникает как по отношению к кредитору, так и должнику.
В исламе предусмотрены два вида прав собственности:
- собственность, полученная в результате индивидуального труда;
- права на собственность, полученную в наследство или права одних граждан в собственности других, например закят или садака. Кредитование под проценты приводит к несправедливому требованию прав собственности.
2. Запрет на гарар (неопределенность). Под гарар понимается намеренный риск, выходящий за рамки неизбежной случайности.
Неопределенность в контрактах приводит к их аннулированию с точки зрения ислама, т.е. контракты, где присутствуют элементы гарар, являются баатыль (неисполнимыми). Этот концепт в исламской финансово-юридической практике является самым главным после риба. Гарар - последствие недостатка информации или контроля в контракте. В основном это касается цены, доставки товара/ услуги, и т.д.
Гарар возникает в ситуации, где одна сторона контракта имеет некую информацию о предложенном товаре/услугах и умалчивает о ней во время совершения контракта, или же сторона, предлагающая товар/услугу, не имеет контроля над объектом контракта. Классический пример неопределенности - продажа еще не пойманной птицы в небе или рыбы в реке. Более современный пример - коммерческие транзакции, когда продавец, не имея товара, продает его покупателю.
В современных финансовых транзакциях страхование и финансовые производные (деривативы) имеют высокую степень неопределенности (гарар). По контракту страхования клиент платит регулярный взнос страховой компании и получает компенсацию в случае утери или причинения ущерба застрахованному имуществу. В обычном страховании застрахованный регулярно платит взносы, но может никогда не получить никаких денег от страховой компании. Этот контракт является недействительным в исламе по причине чрезмерной неопределенности (гарар). Обычное страхование является недействительным еще и потому, что страховые компании обычно инвестируют собранные взносы в государственные облигации, которые приносят доход с процентов (риба). Другая группа контрактов, являющихся недействительными с точки зрения ислама - контракты по финансовым производным (деривативы): фьючерсы, опционы и другие производные ценные бумаги. Форварды и фьючерсы имеют высокую степень неопределенности, поскольку объект продажи не существует во время заключения контракта.
3. Запрет на мейсир (спекулятивное поведение). В исламской финансовой системе накопление денег не одобряется, а также запрещается деятельность, характеризующаяся большой неопределенностью (например, азартные игры).
Кроме рассмотренных, Коран также предусматривает другие запреты в экономической деятельности:
- Запрет монополий. Запрет незаконных и непорядочных методов конкурентной борьбы.
- Запрет на взимание чрезмерной платы за перевозку и продажу товара. Розничная цена не должна превышать оптовую больше чем полтора раза (в исключительных случаях - при очень больших транспортных издержках - в два).
- Запрет на производство и продажу продуктов, потребление которых запрещено шариатом, например спиртного, свинины или мяса животных, умерших своей смертью. Ислам осуждает не только торговца спиртными напитками, но и человека, выращивающего виноград, знающего, что его виноград используется для изготовления вина.
- Запрет на продажу ворованного и низкопробного.
- Недопущение обмана, например, обвешивания или продажи бракованных продуктов.
Ислам одобряет использование только такого первоначального капитала, который был получен в соответствии с законами шариата. Кроме того, правоверный должен верить в то, что «коэффициент полезного действия» денег, полученных в соответствии с шариатом, выше, чем у капитала, нажитого незаконным путем.