Экономическое развитие СССР в годы пятилеток.

Пятилетка — период, на который осуществлялось централизованное планирование экономики в Советском Союзе.

Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР или пятилетки были предназначены для быстрого экономического развития Советского Союза. Планы разрабатывались централизованно в общенациональном масштабе специально созданным государственным органом (Госпланом СССР) под руководством Коммунистической партии Советского Союза. Выполнение плана стало лозунгом советской бюрократии.

Госплан СССР начал составлять пятилетние планы и контролировать их соблюдение с 1928 года.

Довоенный период

В апреле 1929 г. XVI партийная конференция приняла директивы первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. Вскоре V съезд Советов СССР сделал план государственным законом. За 1928/29 – 1933/34 хозяйственные годы на развитие крупной промышленности планировалось выделить в 3,7 раза больше средств, чем за предыдущие пять лет. 78% этих средств предназначались для группы "А". Объем промышленного производства предстояло увеличить в 2,36 раза, по крупной промышленности – в 2,8. Производство средств производства (группа "А") должно было возрасти в 3,3 раза, предметов потребления (группа "Б") – в 2,4 раза. В целом рост промышленного производства в течение пятилетки должен был составить в среднем в 20–25% в год.

Зерновую проблему предлагалось решить путем создания новых крупных зерновых совхозов и вовлечения за пять лет в колхозы примерно 20% крестьянских хозяйств. Отметим, что план не предусматривал проведения сплошной коллективизации сельского хозяйства.

Осенью 1929 г. при подведении итогов первого года пятилетки стало ясно, что промышленность не обеспечила получение необходимых по плану средств в рамках нормального товарооборота с деревней. Под угрозой оказалось финансирование второго года пятилетки.

Летом 1928 г. усиливается кампания по вовлечению крестьян в колхозы, но она пока не носит принудительного характера. Если к лету 1928 г. колхозы объединяли 1,4% крестьянских дворов (менее 0,4 млн. дворов из примерно 25 млн.), то к лету 1929 г. – уже 4%, или около 1 млн. дворов. Летом 1929 г. в ряде округов провозглашается лозунг "сплошной коллективизации".

В годы войны

СССР был недостаточно подготовлен к войне, а Германия, оккупировав большинство европейских стран, поставила их экономический потенциал под свой контроль. Ее совокупная промышленная мощь в 1,5 раза превосходила советскую. По сути дела, нам в экономическом плане противостояла почти вся Европа.

Утрата значительной части экономического потенциала и перебазирование тысяч промышленных предприятий на восток страны, огромные разрушения и людские потери в народном хозяйстве привели в начале войны к резкому сокращению промышленного производства, что особенно ощущалось в оборонных отраслях. К концу 1941 г. объем валовой продукции промышленности СССР уменьшился более чем вдвое. В этих условиях руководством страны были приняты чрезвычайно жесткие меры по укреплению советского тыла. С самого начала фашистской агрессии стали проводиться массовые мобилизации гражданского населения на трудовой фронт.

До конца 1941 г. потребности армии и флота в оружии и боевой технике удовлетворялись далеко не полностью. Для выпуска самолетов, танков и другой боевой техники требовалось много высококачественной стали. В связи с перебазированием оборонной промышленности на Урал и в Западную Сибирь пришлось изменить технологию и систему организации производства на большинстве металлургических заводов. Урал стал основной кузницей оборонной промышленности страны. С потерей Донбасса и угольных районов Ростовской области резко возросла нехватка угля.

Тяжелый урон был в годы войны нанесен сельскому хозяйству. Несмотря на усилия тружеников сельского хозяйства в 1941 г. заготовки зерна и другой продукции резко сократились. Основной продовольственной и сырьевой базой стали восточные и юго-восточные районы страны: Поволжье, Сибирь, Казахстан, Средняя Азия, и, хотя трудностей было немало. С 1943 г. начался общий подъем производства.

Заметно возросли национальный доход, государственный бюджет, продукция промышленности, грузооборот транспорта. Уже в 1943 г. ускорилось перевооружение армии и флота новейшими образцами военной техники, доля которых достигла: в стрелковом вооружении 42,3%, в артиллерии - 83, в бронетанковом вооружении - более 80 и в авиации - 67%.

Важнейшую роль в производстве продукции тяжелой промышленности играли восточные районы страны. Одновременно нарастал выпуск металла в центре и на юге страны. В итоге в 1945 г. было выплавлено стали почти вдвое больше, чем в 1943 г. Особенно увеличилось производство проката, специальных сталей и цветных металлов. Расширялась топливно-энергетическая база. Опыт военных лет убедительно доказал, что сложившаяся накануне войны командная система управления производством располагала большими возможностями для мобилизации экономического потенциала страны.

Послевоенный период

В целом восстановление экономики после войны пошло по накатанным рельсам 30-х гг.

Перестройка на мирный лад началась с ликвидации чрезвычайных органов управления. Был упразднен ГКО, а его функции переходили к СНК, ликвидирован ряд военных министерств, отменены обязательные сверхурочные, восстановлен 8-часовой рабочий день, выходные, оплачиваемые отпуска. Был отменен военный налог, который платило все население.

Началось восстановление довоенных пропорций в экономике и перевод предприятий на выпуск гражданской продукции. Конверсия, однако, носила частичный характер. Разрабатывались новые виды оружия: в сентябре 1949 г. была взорвана атомная бомба, а в августе 1953 г. – водородная, проходил переход авиации на реактивные самолеты; полным ходом шли работы над созданием ракетного оружия и т.д. В августе 1945 г. Госплану СССР было поручено подготовить проект плана восстановления и развития народного хозяйства и соответствующий госбюджет, в котором предусматривалось сокращение военных расходов и, наоборот, увеличение расходов на выпуск гражданской продукции и социально-экономические нужды.

На этом этапе в стране была осуществлена коренная перестройка топливного баланса: возросла добыча нефти и газа, их доля в общем объеме энергоресурсов повысилась в три раза, с 19,7 до 60,2%. Такое достижение НТР, как изобретение реактивного и турбовинтового самолетов, нашло широкое применение в нашей стране – вся авиация была переведена на реактивное топливо, воздушные линии стали обслуживаться высокоскоростными самолетами, СССР резко расширил сеть международных авиалиний.

В эти годы был сделан существенный шаг к повышению уровня жизни населения. Это нашло выражение в законе о пенсиях, в снижении налогов, в отмене оплаты за обучение в средней школе и вузах, во введении минимальной гарантированной зарплаты в сельскохозяйственном производстве, в повышении зарплаты в других отраслях. Рабочий день вновь сокращался до 6-7 часов. Рабочая неделя уменьшалась на 2 часа.

С 1958 г. казна перестала брать с одиноких женщин налог за бездетность. Президиум Верховного Совета СССР отменил взимание налога с холостяков, одиноких и малосемейных граждан, имевших детей. С конца 50-х годов началась продажа товаров в кредит. В июле – ноябре 1964 г. был принят комплекс мер по пенсионному обеспечению колхозников.

Особых успехов удалось добиться в решении жилищной проблемы. В 50-е годы стали предоставлять льготные кредиты застройщикам индивидуальных домов. Это улучшило положение с жильем в малых и средних городах и сельской местности.

Быстрые темпы экономического роста, характерные для 30-х — 50-х годов, сменились периодом постепенного замедления прироста производительности по мере того, как сокращался разрыв уровня жизни с развитыми капстранами. Это было связано с исчерпанием потенциала для роста и снижением предельной отдачи по народному хозяйству в результате накопления основных фондов (аналогичные процессы были характерны и для стран Запада с той лишь разницей, что последние находились на более высокой ступени развития по сравнению с СССР), и препятствовало таким образом дальнейшему перетоку рабочей силы в промышленность и сферу услуг), которые, несмотря на большие затраты, продолжали поддерживаться различными программами и постановлениями вплоть до конца 80-х годов. На потенциале для роста проявляла отрицательное воздействие и невысокая степень открытости отечественной экономики, хотя внешнеторговый оборот прирастал высокими темпами.

Объём ВВП, национального дохода, продукции промышленности и строительства продолжали достаточно быстро расти, однако среднегодовые темпы роста производительности труда постепенно снижались: в восьмой пятилетке (1966—1970) они составляли 6,8 %, в девятой — 4,6, десятой (1976—1980) — 3,4, однако оставались более высокими, чем в большинстве развитых капстран. При этом производительность труда по абсолютному значению оставалась ниже, чем в США, в промышленности в 2 раза, сельском хозяйстве — в 4-5 раз. Падали и среднегодовые темпы прироста национального дохода: в восьмой пятилетке — 7,7 %, девятой — 5,7, десятой — 4,2, одиннадцатой — 3,5 %. Прирост населения составлял около 0,9 процентов, так что даже в 80-е годы сохранялось устойчивое интенсивное развитие. В целом же за 1970—1990 объём национального дохода увеличился в 2 раза, на душу населения в 1,7 раза.

В итоге непродуманной и непоследовательной политики в стране резко ухудшается положение с продовольствием и товарами широкого потребления. В 10 раз сократился золотой запас страны. Нарастали инфляционные процессы.

Наши рекомендации