Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности российских регионов.
Под внешнеэкономической деятельностью понимается предпринимательская деятельность, связанная с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров (продукции) и капитала (финансовых средств), а также оказание услуг и выполнение работ на территории иностранного государств.
Правовой формой реализации этой деятельности служат внешнеторговые контракты, являющиеся специфическим видом хозяйственного договора. В качестве примера можно назвать договоры по экспорту или импорту продукции, договор о строительстве какого-либо объекта на территории иностранного государства. Кроме традиционных видов внешнеэкономической деятельности (обмен товарами, оказание услуг и т.д.), появляются и новые виды, такие как передача высокого качества телефонных, радио- и телевизионных сигналов с помощью спутников и кабелей, купля-продажа программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, топологий интегральных микросхем.
Объектами правового регулирования внешнеэкономической деятельности являются отношения по экспорту-импорту между хозяйствующими субъектами, а также отношения, связанные с оказанием слуг и выполнением работ на территории иностранных государств. Экспортно-импортные отношения возникают по поводу поставки товаров (продукции) за рубеж или на территорию России. Отношения, возникающие при ведении внешнеэкономической деятельности, могут также касаться, перемещения капитала (финансовых средств) на территорию иностранного государства при осуществлении инвестирования или проведении расчётов.
Российская Федерация представляет собой многоуровневое образование, состоящее из собственно Российской Федерации, и субъектов Федерации, включая муниципальные образования, входящие в состав Российской Федерации. При этом законодательный приоритет в реализации внешнеторговых отношений принадлежит Российской Федерации. Приоритет государства в регулировании внешнеэкономических отношений определяется 71 статьей Конституции, которая гласит, что "В ведении Российской Федерации находятся внешнеэкономические отношения Российской Федерации", а также Законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.95 года (ФЗ- № 157). Конституция Российской Федерации, исходя из принципа равенства всех субъектов Федерации при осуществлении внутренней и внешней функции, определяет границы действия как самого субъекта так и Российской Федерации как единого государства. Это вытекает из того, что государство, осуществляя полномочия в регулировании ВЭД, обладает внутренним суверенитетом, который не может быть делим. Распространяя свой суверенитет на всю территорию страны, государство определило и законодательно закрепило факт совместной реализации своей внешней и внутренней функции между им самим и субъектами Российской Федерации. Ст. 72 Конституции Российской Федерации говорит о том, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится ; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.
Государственное регулирование ВЭД базируется также на определенной организационной системе исполнительной власти. Рассмотрим основные направления функционирования этой организационной системы.
Общие вопросы регулирования внешнеэкономической деятельности решает Совет Министров - Правительство Российской Федерации. В качестве его постоянного органа функционирует Валютно-экономическая комиссия, которая рассматривает стратегические вопросы развития ВЭД, решает вопросы использования валютных средств, выдачи государственных гарантий под иностранные кредиты и т.д.
Перспективные вопросы развития ВЭД, ее роль в осуществлении структурной политики разрабатывает Министерство экономики РФ, являющееся центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственную экономическую политику. Минэкономики РФ, согласно Положению, утвержденному постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 2 марта 1993 г.№ 185, в части регулирования ВЭД: разрабатывает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по формированию внешнеэкономической политики, развитию внешнеэкономических связей; определяет ресурсные возможности осуществления внешнеэкономических операций по важнейшим товарам и услугам, объемы федеральных валютных поступлений и платежей; подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по заключению межправительственных договоров по вопросам экономических связей, в том числе по экономическим соглашениям с государствами СНГ, включая объемы и номенклатуру взаимных поставок продукции; участвует в установленном порядке в согласовании вопросов экономического сотрудничества Российской Федераций с зарубежными странами, торгово-экономическими союзами, международными экономическими и финансовыми организациями; в пределах своей компетенции организует работу российских частей межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству с иностранными государствами.
Министерство экономики определяет квоты на экспорт товаров, вывоз которых подлежит количественным ограничениям (с 1 июля 1994 г. квотируется экспорт лишь тех товаров, вывоз которых должен быть ограничен в соответствии с международными обязательствами России).
Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1994 г. № 655 при Министерстве экономики создана Государственная регистрационная палата (ГРП). Она наделена функциями регистрации предприятий с иностранными инвестициями, ведения государственного реестра предприятий с иностранными инвестициями и аккредитации представительств иностранных компаний, выполнявшимися ранее Российским агентством международного сотрудничества и развития (РАМСИР). На ГРП возложены также ведение сводного государственного реестра аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний и регистрация российских инвестиций за рубежом.
Государственное воздействие на осуществление внешнеэкономической деятельности предприятий.
1) обеспечение упрочения экономики, ее стабильности и развития.
2) обеспечение безопасности здоровья граждан и защиты окружающей среды.
3) обеспечение возможности доступа отечественных хозяйствующих субъектов на зарубежные рынки.
4) обеспечение государственных нужд.
5.) обеспечение конкурентоспособности отечественных предпринимателей.
6) обеспечение стимулирования развития отдельных отраслей экономики и содействие научно-техническому прогрессу.
7) обеспечение нужд отдельных отраслей экономики.
8) Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования.
9) Тарифное регулирование экспорта-импорта.
2. тест №3
1. Какими по общему правилу, являются обязанности нескольких должников или требования нескольких кредиторов по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью?
В соответствии со ст.322 п. 2 ГК РФ такие обязательства являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.
2. Вправе ли покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества (недостатки которого не были оговорены продавцом) потребовать от продавца возмещения своих расходов на устранение недостатков товара?
Покупатель вправе потребовать от продавца возмещения своих расходов на устранение недостатков товара в соответствии со ст. 475 п.1 ГК РФ.
3. За сколько месяцев должна сторона, заключившая на неопределенный срок договор аренды недвижимого имущества, предупредить сторону о своем отказе от договора?
В соответствии со ст.610 п. 2 ГК РФ сторона, заключившая на неопределенный срок договор аренды недвижимого имущества должна предупредить сторону о своем отказе от договора за три месяца
4. Что включает цена о договоре подряда?
В соответствии со ст.709 п. 2 ГК РФ цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
3. Институт повышения квалификации при МТУСИ приобрел по договору у торговой фирмы «ООО Карина» партию офисной мебели с обязательством доставки ее покупателю. Во время перевозки от удара молнии мебель полностью сгорела. Покупатель предъявил фирме иск с требованием возврата стоимости оплаченной мебели. Возражая против требования, фирма заявила, что покупатель как собственник несет риск случайной гибели мебели.
В соответствии со ст. 459 п. 2 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения товара, проданного во время его нахождения в пути, переходит на покупателя с момента заключения договора купли-продажи а именно на Институт повышения квалификации при МТУСИ.
Покупатель приобретает право собственности на имущество с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором, а передачей признается вручение вещи приобретателю (ст. 223 ГК РФ), а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю (ст. 224 ГК РФ).
Отказ фирмы «Карина» обоснован т. к. риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю (ст. 459 п.1 ГК РФ). Условие договора о том, что риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента сдачи товара первому перевозчику, по требованию покупателя может быть признано судом недействительным, если в момент заключения договора продавец знал или должен был знать, что товар утрачен или поврежден, и не сообщил об этом покупателю (ст. 459 п.2 ГК РФ).