Прикладные социологические исследования в ПР
Теоретическая часть
На разных этапах ПР-деятельности проводятся исследования как объекта ПР, так и используемых ПР-средств. Маркетинговые, экономические, социально-психологические, социологические исследования помогают глубоко и всесторонне рассмотреть ПР-объект накануне ПР-воздействия и в дальнейшем оценить эффективность принимаемых мер.
Исследование – это способ выслушать чужое мнение, контролируемый, целенаправленный и систематический сбор информации для упрощения понимания конкретной проблемы.
Исследования подразделяются на качественные и количественные. К качественным относятся исследования, использующие описательные и информационные методы. Количественные исследования, напротив, позволяют использовать математический анализ, т.е. их результаты подлежат измерению.
Исследование по всем приведенным выше параметрам называется всеобщим (тотальным). Исследование одного параметра является локальным (точечным).
Социологическое исследование ограниченного массива данных по всем параметрам является выборочным.
Задания
Задание 1.Компания Universal расположена в городе с 500-тысячным населением в районе Среднего Запада. Это одна из крупнейших компаний в стране состоит из 6 тысяч работников и находится в месте своего нынешнего расположения в течение последних 50 лет. Однако, несмотря на эти рекордные показатели, руководство кампании полагает, что компания не добилась выдающегося имиджа и надежной репутации в местном сообществе.
Руководитель отдела по связям с общественностью получает задание подготовить новый план проведения ПР-мероприятий на ближайший финансовый год. Первая из выработанных ею рекомендаций заключается в том, чтобы провести исследование того, как местное сообщество воспринимает имидж компании.
Если бы вы были руководителем отдела по связям с общественностью данной компании, какие неформализованные методы исследовательской работы вы стали бы использовать? Какие более формализованные методы исследования могли бы быть использованы для данной цели?
Вопросы к практическому занятию
1. Какое значение для ПР-специалиста имеет исследовательская работа?
2. Назовите пять методик используемых в работе специалистов ПР?
3. Каким образом социологический опрос может быть использован в качестве инструмента паблисити?
4. Назовите пять неформализованных методов исследовательской работы?
5. Каким образом Интернет используется в качестве инструмента исследования?
6. Какова разница между вероятностной (случайной) и невероятностной выборкой?
7. Каков процентный уровень допустимой погрешности для различных размеров выборки?
Литература:[2, 3, 5].
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 18
Средства и методы конструирования корпоративного имиджа
Теоретическая часть
В начале третьего тысячелетия понимание имиджа расширилось до размеров корпоративного мира-дома и тотального коммуникационного поля вокруг него.
Имидж – это заявленная (идеальная) позиция, т.е. такая, которую персона или организация спланировали и намереваются продвигать (продвигают) в целевые группы. Репутация – воспринятая аудиториями (действительная) позиция, «сухой остаток» имиджа. Таким образом, мероприятия по конструированию имиджа - это позиционирование собственной репутации. Любая структура или персона заинтересована в максимальной идентичности этих понятий, в реальности же они в большей или меньшей степени различаются.
Конструирование имиджа – это процесс поиска областей пересечения и последующая попытка совмещения двух контекстов.
ПР в корпоративном пространстве– действия, направленные на создание, сохранение и усиление тотальной и гармоничной коммуникационной системы, способной производить и распространять послания, призванные обеспечивать:
- внутреннюю идентификацию сотрудников, целей и задач корпорации;
- оптимальное представление корпорации во внешнем мире;
- условия для повышения позитивной известности корпорации в среде реальных и потенциальных партнеров;
- возможности для доминирующего восприятия корпорации целевыми группами по сравнению с восприятием конкурентов.
Задания
Задание 1.Изготовитель беспроволочных телефонов испытывает проблему с моральным состоянием своих 1200 работников. Широко распространился слух, что компания уволит от трети до половины работников. Слух, очевидно, возник из-за двух внешних факторов: 1) многие статьи в последние годы пишут об уменьшении масштабов американских корпораций; 2) компания недавно проиграла тендер на крупный контракт.
Слух не соответствует действительности, и руководители компании обеспокоены, что он повлияет на производительность и вызовет массовый уход ценных сотрудников. Какие шаги должна предпринять компания, чтобы рассеять слух и уверить сотрудников, что их рабочие места в безопасности? Какие виды сообщений и коммуникационных каналов следует задействовать?
Вопросы к практическому занятию
1. Как можно определить категорию «образ»?
2. Из чего складывается положительный образ организации?
3. Что такое репутация?
4. Какой главный канал формирует репутацию?
5. Какие преимущества дает положительная репутация?
6. Дайте определение понятию «имидж»?
7. Назовите основной канал создания и поддержания имиджа?
8. Назовите блоки интегрированной модели имиджа?
Литература:[2, 3, 5].
Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
1. Аги, У. Самое главное в ПР / У. Аги, Г. Кэмерон. – СПб. : Питер, 2004.
2. Алехина, И. Имидж и этикет в бизнесе / И. Алехина. – М. : Дело, 2003.
3. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие / О. А. Баева. – М. : Новое знание, 2005.
4. Буланцева, Л. В. Public Relations – формула успеха: учебное пособие /
Л. В. Буланцева. – М. : Доброе слово, 2004.
5. Васильев, Г. А. Поведение потребителей: учебное пособие /
Г. А. Васильев. – М. : Вузовский учебник. 2004.
6. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация: учебник / О. Я. Гойхман,
Т. М. Надеина. – М. : ИНФРА-М, 2006.
7. Замедлина, Е. А. Этика и психология делового общения /
Е. А. Замедлина. – М. : РИОР, 2006.
8. Иванова, К. А. Бесценные советы для настоящего ПР-менеджера /
К. А. Иванова. – СПб. : Питер, 2006.
9. Капитонов, Э. А. Корпоративная культура и PR / Э. А. Капитонов,
А. Э. Капитонов. – М. : «МарТ», 2003.
10. Катлип, С. Паблик рилейшнз. Теория и практика: учебное пособие /
С. Катлип, А. Сентер. – М. : «Вильямс», 2005.
11. Китчен, Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика: учебное пособие / Ф. Китчен. – М. : ЮНТИ-ДАНА, 2004.
12. Кондратьев, Э. В. Связи с общественностью: учебное пособие /
Э. В. Кондратьев. – М. : Академический Проект, 2004.
13. Мокшанцев, Р. И. Психология рекламы: учебное пособие /
Р. И. Мокшанцев. – М. : ИНФРА-М, 2003.
14. Панкратов, Ф. Г. Рекламная деятельность: учебник / Ф. Г. Панкратов. – М. : "Дашков и К", 2005.
15. Почепцов, Г. Г. Имиджелогия / Г. Г. Почепов. – М. : Рефл-бук, 2004.
16. Синяева, И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: учебник / И. М. Синяева. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
17. Татарников, Е. А. Управление персоналом: учебное пособие /
Е. А. Татарников. – М. : РИОР, 2006.
18. Тиккер, Э. Паблик рилейшнз: учебник / Э. Тикер. – М. : «Проспект», 2005.
19. Тимофеев, М. И. Деловое общение: учебное пособие / М. И. Тимофеев. – М. : РИОР, 2006.
20. Тимофеев, М. И. Психология рекламы: учебное пособие /
М. И. Тимофеев. – М. : РИОР, 2007.
21. Тимофеев, М. И. Связи с общественностью: учебное пособие /
М. И. Тимофеев. – М. : РИОР, 2006.
Дополнительная литература:
22. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. – М. : МГУ, 2000.
23. Красовский, Ю. Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы / Ю. Д. Красовский. – М. : Инфра-М, 1997.
24. Роджерс, Э. Р. Коммуникации в организациях / Э. Р. Роджерс. – М. : экономика, 1980.
25. Филиппов, А. В. Психология и этика деловых отношений /
А. В. Филиппов. – М. : АО АЭП, 1996.
26. ГОСТ 7.1 – 2003 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практическим занятиям по дисциплине
«Управление общественными отношениями»
для студентов специальностей:
061100 (080507) Менеджмент
061000 (080504) Государственное и муниципальное управление
521500 (080500) Менеджмент (бакалавриат)
Составитель: к. э. н., доцент Чупрова Д. Б.
Редактор:
Подписано в печать
Формат 60x84 1/16. Усл. п. л. Уч.-изд. л.
Бумага газетная. Печать офсетная. Заказ Тираж 50 экз.
ГОУВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет»
355029, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 2
Издательство Северо-Кавказского государственного технического университета
Отпечатано в типографии СевКавГТУ