Информационные процессы в обществе и управлении
Теоретическая часть
Средства массовой информации в России работают на основе законов «О средствах массовой информации», «О связи», «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации». Помимо законов деятельность СМИ определяется многочисленными указами президента РФ, постановлениями Правительства РФ, ведомственными инструкциями. В своей работе со СМИ все предприятия и учреждения должны всегда основываться на этих документах.
Главной задачей для служб паблик рилейшнз является налаживание контактов со СМИ и влияние через них на свою общественность (аудиторию). Для этого служба паблик рилейшнз должна проводить сбор и анализ информации, опубликованной СМИ и предоставлять информацию для СМИ.
Важной задачей предприятия является завоевание им симпатий СМИ. Специалисты паблик рилейшнз должны стремиться поддерживать отношения между своей фирмой и СМИ. Формируя отношения со СМИ, фирма должна определить четкую политику взаимодействия с ними.
Служба паблик рилейшнз должна координировать работу со СМИ, со своим руководством и всегда придавать своей информации нужный оттенок.
Задания
Задание 1.В паре с человеком, которого вы недостаточно хорошо знаете, заведите пятиминутную дискуссию на тему: «Почему я решил здесь учиться?» или как альтернативный вариант: «Почему я решил посвятить себя этой деятельности?».
Затем каждый из собеседников должен расчертить «Окно Джоари», отметив в нем, какие вопросы оказались в областях «Открытости» и (только для себя)«Скрытности». Обсудите содержимое области «Открытости» с партнером. Попытайтесь идентифицировать любые аспекты «Слепоты». Отметьте, что вы раскрыли за эти две стадии беседы.
Таблица 1 – «Окно Джоари»
Тип | Практический пример |
Неизвестность | Вы ведете переговоры с новым важным покупателем – Жанной. Ни она, ни тем более вы не осознаете, насколько велики ее домашние проблемы. В результате вы неправильно прочитываете ситуацию и воспринимаете ее поведение, как враждебное или равнодушное. К несчастью, возникающее напряжение встречи создает Жанне еще одну проблему для беспокойства |
Слепота | Вы только что провели презентацию экономического проекта, который включает в себя урезание бюджета одного жизненно важного отделения больницы. Вы удалились, полагая, что ваша презентация прозвучала убедительно и объективно. Однако аудитория может сказать, что вы не прислушались к предложениям. Ваш «предметный язык» и тон голоса принесли вам поражение, чего вы не осознали. |
Скрытность | Вы нашли предложения важного клиента по рекламной кампании очень слабыми и невоодушевляющими. Однако, не желая расстраивать его на ранней стадии, вы делаете над собой серьезное усилие, чтобы не дать выплеснуться истинным чувствам. Для этого приходится выражать громадный энтузиазм относительно предложенного плана. |
Открытость | Вместе с коллегой вы работаете «на одной длине волны». Каждый из вас знает взгляды другого и, не скрывая чувств, критикует предложения по новому деловому предприятию. Вы уверены, что коллега не прибегнет к замечаниям личного толка, в результате чего дискуссия получится очень продуктивной. |
Вопросы к практическому занятию:
1. Почему пожилая аудитория так важна и каковы ее основные характеристики?
2. На какой основе редакторы отбирают пресс-релизы для публикации?
3. Что такое «информационная суперскоростная магистраль» и каковы ее положения?
4. Обоснуйте почему рейтинги имеют такое значение для определения какие программы будут существовать?
Литература: [2, 3, 5].
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6
Коммуникации в организациях
Теоретическая часть
Массовая коммуникация – систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и другие каналы передачи информации) среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического, психологического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Массовые коммуникации – важный социальный и политический институт современного общества, выполняющий в широких масштабах функции:
1) идеологического и политического влияния;
2) поддержания социальной общности;
3) организации, информирования, просвещения и развлечения.
Материальной предпосылкой возникновения массовых коммуникаций в первой половине 20-го века стало создание технических устройств, позволяющих осуществить быструю передачу и массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации. Массовым коммуникациям свойственны институциональный (имеющий организационно-правовую закрепленность) характер источников и отсроченность обратной связи между источниками и аудиториями.
Задания
Задание 1.В этом параграфе более 130 слов. Подумайте, как бы вы могли уменьшить количество слов, не потеряв сути выдержки. Укороченный вариант представлен ниже, но прежде чем прочитать его, все же сделайте попытку отредактировать абзац самостоятельно.
Обращение главного управляющего по итогам года
к держателям акций «Искра»
Конечно, крайне приятно испытывать бодрость духа и умиротворение положением, в котором вниманию держателей акций «Искры» предлагается отсутствие серьезных негативных отзвуков, которые могли бы повлиять на операции целой корпорации как непосредственные последствия незначительного ухудшения основных определяющих макроэкономических показателей предыдущего периода годовой финансовой отчетности. Более того, на протяжении этого ныне рассматриваемого периода были достигнуты существенно улучшенные показатели торгового оборота и финансовой прибыльности компании на рынках южной континентальной Европы при особенно значимом и заметном улучшении в странах Иберийского полуостровного региона. На данной стадии может быть прогнозирована сравнительно оптимистическая тенденция в экстраполяции, предполагающая реализацию или умеренное превышение перспективных прогнозов предыдущего года для исконного местного рынка тех не содержащих алкоголь напитков, которые предназначаются для отечественного потребления. Архидейственная преданность совершенствованию корпоративных людских ресурсов видится как необходимость и является жизненно наиважнейшим условием непрерывного восходящего подъема на пути созидания судьбы компании.
Вопросы к практическому занятию:
1. Каковы пять базовых элементов коммуникационной модели?
2. Почему двусторонняя коммуникация является важным аспектом эффективной коммуникации?
3. Каковы преимущества и недостатки с точки зрения коммуникации привлечения внимания аудитории через каналы СМИ?
4. В чем предпосылка теории использования СМИ и удовлетворения?
5. Почему необходимо использовать разные сообщения и коммуникационные каналы в программе действий по связям с общественностью?
6. Объясните концепцию формулы читабельности?
Литература: [1, 10, 11].
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7
ПР в политике
Теоретическая часть
С начала 1990-х годов в России наблюдалось медленное и постепенное, а с середины – быстрое и скачкообразное развитие различных структур паблик рилейшнз. Данный процесс вполне закономерен: поскольку «связи с общественностью» призваны выполнять объективную и необходимую для общества функцию, постольку можно и нужно вести речь о структурах и специалистах, которые постоянно и профессионально занимались бы этой работой.
Выделяют следующие направления деятельности служб по связям с общественностью в политике:
– установление, поддержание, расширение контактов с гражданами и организациями;
– информирование общественности о существе принимаемых решений;
– анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти;
– прогнозирование социально-политического процесса, обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разработками;
– формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц.
Эти направления модифицируются в зависимости от уровня отношений внутри и между органами власти.
Организационные и содержательные аспекты работы ПР-служб при сохранении их функционального единообразия видоизменяются в связи с особенностями конкретного региона, временной и региональной спецификой политического управления.
Задания
Задание 1.Занятие проводится в виде ролевой игры, в которой участвуют три команды. Команды № 1 и № 2 выдвигают своего кандидата на предполагаемый пост. Команда № 3 выполняет роль электората. При формировании имиджа политика следует освятить прошлое, кандидата, семью, спорт, отношение к домашним животным, планы на будущее.
Вопросы к практическому занятию:
1. В чем разница между сотрудником, работающим в сфере правительственных связей и лоббистом?
2. Каким образом политические кандидаты собирают деньги?
3. Как работает комитет политического воздействия. Каковы его плюсы и минусы?
4. Объясните законы, которые регулируют правительственную работу по связям с общественностью?
Литература: [1, 10, 11].
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8
ПР в бизнесе
Теоретическая часть
Финансовые ПР обретают все большее значение в практике отношений компаний и организаций со своей общественностью. Функция отношений с инвесторами возникла на высшем уровне управления в 1990-е годы, помогая планировать, позиционировать, оптимизировать восприятие компании и прояснять состояние её акций для финансового сообщества и инвесторов в частности.
Финансовое сообщество составляют следующие основные группы: инвестиционные аналитики, институциональные и частные инвесторы, финансовые журналисты. Работа с каждой из групп финансового сообщества требует знания финансов и коммуникаций одновременно.
Основной задачей специалистов по отношениям с инвесторами является обеспечение достижения акциями компании своей рыночной цены.
Задания
Задание 1.Женский спорт как любительский, так и профессиональный, в последние годы привлекает все больше участников. Nike, осознавая эту тенденцию, разработала новую обувь, предназначенную для женщин баскетболисток. Разработайте программу маркетинговых связей с общественностью для этого продукта, которая будет также скоординирована с рекламной программой. Проявите оригинальный взгляд на вещи и уровень своей компетенции в области связей с общественностью. Включите в программу план ответов на критические замечания в адрес использования компанией более дешевого иностранного труда при изготовлении обуви.
Вопросы к практическому занятию:
1. Почему восприятие корпорации публикой так важно для ее успеха?
2. Назовите методы, которые специалисты по связям с правительством используют для создания благоприятного отношения к своим компаниям?
3. Почему специалисты по связям с инвесторами так важны для финансового благополучия корпорации?
4. Что такое маркетинговые связи с общественностью? Какая аудитория в них вовлечена?
5. Почему популярно корпоративное спонсорство?
Литература: [2, 3, 5].
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9