Что нужно для того, чтобы подняться до уровня финансового гения
Я думаю, что нам, женщинам, еще с детских лет промывают мозги утверждениями, что возиться с цифрами – не женское дело. Учителя вбивают нам в голову, что мальчики сильнее нас и в математике, и в естественных науках. Я считаю, что для учителя подобные разговоры – настоящее преступление. Такими идеями они лишь сеют сомнения и неуверенность в души учеников, убивая в них творческое начало и того внутреннего гения, с которым рождается каждый ребенок.
Финансы – это наука, которую мы постигаем всю жизнь. Тот факт, что в большинстве современных школ этому не учат, говорит лишь о качестве нашего образования. Деньги любят счет, поэтому финансы тесно связаны с цифрами. Цифры попросту помогают нам вести тот самый счет. Они сообщают нам о том, насколько эффективно мы управляемся со своим хозяйством, ведем дело, строим карьеру – и инвестируем. Некоторые женщины любят работать с цифрами, но далеко не все.
Как бы то ни было, но если вы хотите добиться финансового успеха и осуществить свои финансовые цели, то вам надо научиться быть с цифрами на «ты». Если вы умеете складывать, вычитать, умножать и делить, тогда цифры могут стать вашим самым близким другом. Вот как все просто.
Первый этап
Больше не говорите:
«Глядя на цифры, я засыпаю».
«Всеми нашими финансами заведует мой муж».
«Пусть денежными вопросами занимается мой финансовый консультант».
«Я не слишком сильна в арифметике».
Если вы искренне верите в какое-то из перечисленных высказываний или у вас в голове бродят подобные мысли, тогда не видать вам финансового рая. Чтобы туда добраться, вы должны изменить свое отношение к цифрам.
Я не религиозна, но помню фразу из Библии «И слово стало плотью ». Я понимаю это так, что все то, о чем вы думаете и о чем говорите, материализуется. Если вы думаете, что деньги – зло, что богатые плохие, что бедные духовнее богатых, то эти мысли, осознаваемые или подсознательные, препятствуют любым вашим попыткам добиться финансовой независимости. Почему? Да потому, что они находятся в прямом противоречии с вашими финансовыми целями. Подсознание берет верх над сознанием.
Был такой Преподобный Айк, который проповедовал, по его словам, «психологию позитивного самовосприятия». Не будучи приверженцем какой-то конкретной из традиционных конфессий, он внушал своим слушателям позитивное отношение к деньгам и богатству. Он говорил так: «Лучшее, что вы можете сделать для бедных, – это не стать одним из них!», «Не любовь к деньгам – корень всякого зла, а их отсутствие». И еще он любил повторять ирландскую поговорку: «Деньги поклялись, что не дадутся в руки тем, кто их не любит».
Преподобный Айк был убежден, что слово материально, что вы получаете именно то, о чем говорите: «Люди своими собственными злыми языками гонят деньги прочь от себя. Словами можно привлечь деньги, а можно и отпугнуть», «Никогда не говорите, что деньги тяжело даются. Они услышат вас, и ваши слова сбудутся».
То же самое относится и к цифрам. Гоните прочь мысли о том, что арифметика скучна, трудна, непонятна. Спросите себя: «Может быть, в цифрах можно найти что-то креативное и увлекательное?»
Тайна цифр
Избавившись от негативных мыслей в отношении чисел, математики, финансов и денег, пора разобраться в том, что же в них такого важного и хорошего.
Нельзя иметь то, не знаю что.
О каких цифрах мы вообще говорим? О разного рода числовых параметрах, характеризующих эффективность инвестиций. Если говорить об акциях, то таким параметром является коэффициент «цена/прибыль» (он же Р/Е, Ц/П, мультипликатор прибыли). Если говорить об инвестициях в недвижимость, то это чистая операционная прибыль. Есть также рентабельность инвестиций – параметр, применимый к инвестициям любого рода. Если эти термины кажутся вам китайской грамотой, стоит выяснить и запомнить, что они означают. Как говорит один из моих наставников, «нельзя иметь то, не знаю что». Если вы не знаете, что такое денежный поток, и не умеете его рассчитать, то и не надейтесь его получить. Следующие несколько глав мы посвятим подробному рассмотрению этих числовых параметров.
Примечание . Освоение специального лексикона, терминологии – важная часть учебы. Если вы читаете книгу или статью и замечаете, что засыпаете или по нескольку раз перечитываете один и тот же абзац, значит, вам наверняка попались слова, смысла которых вы не знаете. В этом случае вы возвращаетесь к тому месту, откуда пошла неразбериха, отыскиваете незнакомое слово и выясняете, что оно значит. То же самое происходит, когда вы слушаете лекцию. Для многих из нас инвестиционные цифры – тайна за семью печатями. Они могут казаться пугающими, непостижимыми, но на самом деле никакой тайны в этом нет. Совсем наоборот, в инвестиционных цифрах скрываются ключи, помогающие раскрыть тайну.
Каждый инвестиционный проект имеет свою «легенду». Всякий раз, когда кто-то предлагает вам вложить деньги в какой-то проект, он рассказывает свою версию ожидаемого развития событий:
«Специалисты этой компании только что открыли лекарство от рака, и уже через пять месяцев оно появится на рынке. Акции просто взорвутся!»
«Этот 24-квартирный дом расположен в быстро развивающемся районе Техаса. В будущем году компания Boeing открывает там новый завод, поэтому спрос на наемное жилье будет очень высок».
«Мы с партнером создали новую линию одежды, ориентированную на студенток. Мы работаем уже 25 лет. У нас заказывают одежду уже 30 университетов, и у нас есть устные договоренности, что в ближайшие шесть месяцев их число удвоится».
Да, у каждой инвестиции есть своя история. Но, если слишком доверять этим легендам, не вникая в цифры и факты, можно попасть в беду. Цифры могут подтвердить услышанную историю, а потом опровергнуть ее. И выяснить истинную подоплеку легенды, раскрыть тайну – ваше дело.
Цифры как подсказки
Сами по себе цифры ничего не значат. Анализируя инвестиции, я никогда не смотрю на цифры как на цифры. Я смотрю на них как на подсказки. Цифры существуют не для того, чтобы путать вас, а для того, чтобы помочь раскрыть инвестиционную тайну. Они содержат подсказки, постепенно ведущие вас к познанию истины, чтобы за тем, что кажется, вы могли увидеть то, что есть. Что это за актив? Какую отдачу приносят инвестиции в него? Какую отдачу можно ожидать от них в будущем?
Вернемся к уже рассматривавшейся нами карикатуре под названием «Чудо». Примерно в таком же стиле устраивают свои презентации продавцы инвестиций. Они суют вам в руки красивые рекламные буклеты, сообщают кучу фактов, относящихся в целом к отрасли, но не к конкретной компании, городу или инвестиционному объекту. Кен Макэлрой – наш инвестиционный партнер и автор книги «Азбука инвестирования в недвижимость» – однажды со смехом показал мне такой рекламный буклет. Он был достаточно объемистым, но в нем мы не нашли ни одного слова, ни одного факта о том, какие доходы приносила рекламируемая недвижимость в прошлом, – только красивые обещания на будущее. И тогда же я усвоило правила: чем толще рекламная брошюра, тем хуже рекламируемый товар.
Если сделанное вам предложение выглядит неконкретным и слишком многословным, скорее всего, вам предлагают не самый ходовой товар. Не позволяйте морочить вам голову пустословием.
Если это хорошая сделка, тогда:
пусть вам покажут цифры – операционные показатели за прошлые периоды, а также прогнозные расчеты на будущее по наихудшему и по наилучшему сценариям;
пусть вам объяснят, каким образом и по какой причине стоимость предлагаемого инвестиционного объекта вырастет в обозримом будущем;
пусть назовут ожидаемую рентабельность вложенных в этот проект инвестиций.
Представьте, что вам рассказывают такую историю: «В последние два года годовая выручка моего предприятия составляла 5 тысяч долларов. По моим прогнозам, в следующем году с помощью вложенных вами денег нам удастся продать продукции на 100 тысяч!»
В этот момент вы должны задать только один вопрос: «Каким образом?» – ведь поднять объем продаж с 5 до 100 тысяч долларов без солидного бизнес-плана едва ли возможно. И если бизнесмен не может объяснить, как он собирается увеличить выручку, то и все его прогнозы бессмысленны.
Сама по себе цифра ничего не значит. У цифры 10 никакого смысла нет. Но если она обозначает количество пустующих квартир в 20-квартирном доме, то это уже что-то значит и неизбежно порождает вопрос: «Почему?» Как так получилось, что половина квартир в доме пустует? Вот тут-то и начинает раскрываться тайна.
И цифра 1000 сама по себе ничего не значит. Однако если речь идет о 1000 долларов убытков, которые малое предприятие несет каждый месяц, то любой потенциальный инвестор обязательно спросит: «Почему?» И покров тайны начнет рассеиваться.
Смысл цифр состоит в том, чтобы поднимать красные флажки, указывая на возможное несоответствие с тем, что вам говорят на словах. Цифры помогают выявить факты и побуждают вас задать вопрос: «Почему?» Когда вы анализируете инвестиции, то цифры – это не просто цифры, а подсказки, ключи, улики, помогающие раскрыть тайну.
Численный анализ
Предположим, вы подумываете о приобретении двухквартирного дома для сдачи внаем. Продавец уверяет вас, что операционные расходы на содержание очень малы. Вы смотрите на прошлогодние цифры и видите, что действительно владелец потратил на содержание и ремонт дома совсем немного. Это вызывает у вас вопрос, и вы решаете копнуть глубже. Выясняется, что хозяин сообщил лишь часть правды. Да, расходы на содержание действительно были малы, однако он не сообщил вам, что именно из-за того, что прежний хозяин экономил на расходах, вам придется немало потратиться на ремонт дома. То есть если его расходы низкие, то ваши будут высокие, особенно поначалу.
Примечание . Сказанное не означает, что недвижимость, о которой идет речь, не следует покупать, но теперь у вас есть более достоверная информация, позволяющая решить, стоит ли это делать.
Такое же важное значение цифры имеют при покупке акций публичных компаний. Большинство людей покупают и продают акции, основываясь на слухах, намеках и новостях. Приобретая акции компании, вы фактически покупаете долю в ней. И если вы становитесь совладелицей компании, то разве вам не интересно узнать, насколько эффективно она работала в прошлом и каковы ее перспективы на будущее – точно так же, как если бы речь шла о покупке частного бизнеса?
Уоррен Баффет, который прекрасно разбирается в акциях, делает выбор исключительно на основании общего потенциала компании в целом. Он смотрит не на акции, а на компанию как таковую. И когда Баффет покупает акции компании, он уже не волнуется по поводу краткосрочных колебаний их курса на бирже. Он смотрит на то, как компания чувствует себя в целом и насколько она способна зарабатывать деньги.
Чем больше уверенности вы будете приобретать в обращении с различными числовыми параметрами инвестиций, тем более успешной будет ваша деятельность в этой сфере. В следующих главах мы продолжим раскрывать тайну чисел.
Глава 14
О чем говорят цифры