Финансовая отчетность, ее роль в стратегическом управлении фирмой. Стратегические финансовые показатели (ROS, TAT, ROA, A/E, ROE, RR, SGA, EPS), их взаимосвязи.
Финансовая отчетность, как характеристика результатов деятельности предприятия за определенный промежуток времени, представляет собой важнейший необходимый минимум информации, используемой менеджментом в процессе принятия управленческих решений. Анализ представленных в ней показателей позволяет определить ряд ключевых характеристик текущего состояния компании, а также выявить определенные тенденции в развитии бизнеса. Информация финансовой отчетности представляет значительный интерес не только для внутреннего менеджмента компании, но и для других заинтересованных сторон: налоговых и контролирующих органов, инвесторов, кредиторов, деловых партнеров, акционеров, общественных организаций и т.д. Финансовая отчетность случит информационной базой для решения задач планирования, прогнозирования, контроля и тд. Отчетность фирмы выполняет множество функций, однако основное ее назначение с позиции управления бизнесом – отражение результатов инвестиционных, операционных и финансовых решений менеджмента за определенный период времени.
Рентабельность продаж Return on Sales ROS = Операционная прибыль EBIT/Выручка. Рентабельность продаж отражает какую долю в выручке (доходе) предприятия занимает прибыль.
Коэффициент оборачиваемости активов Total Assets Tutnover: TAT = Выручка/Средние чистые активы. Показывает сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов.
Коэффициент рентабельности активов Return on Assets ROA: ROA = TAT*ROS = EBIT/Активы. Коэффициент рентабельности активов характеризует способность руководства компании эффективно использовать ее активы для получения прибыли.
Коэффициент рентабельности собственного капитала Return on Equity ROE = Чистая прибыль NP /Собственный капитал. Показывает эффективность использования собственных вложенных средств.
ROE (Формулы Дюпона) = Рентабельность по чистой прибыли (Чистая прибыль/Выручка)* TAT*Финансовый леверидж (Активы/Собственный капитал)
A/E = активы/собственный капитал.
Коэффициент реинвестирования RR = Нераспределенная прибыль RE/Чистая прибыль NP. Показывает долю чистой прибыли, направленную на развитие бизнеса. Максимальное значение – 1, минимальное – 0. Если RR = 1, то вся полученная прибыль реинвестируется в хозяйственную деятельность, при этом собственники не получают никаких выплат. Если RR = 0, то вся прибыль распределяется среди владельцев предприятия.
Коэффициент устойчивого роста Sustainable Growth Rate SGR = g = ROE*RR. Это максимальный темп роста, который предприятие может поддерживать без увеличения финансового рычага. Максимальный коэффициент SGR фирмы равен коэффициенту доходности ее капитала (ROE), и такого показателя можно достичь только в том случае, если RR = 1, то есть вся чистая прибыль компании удерживается и реинвестируется в бизнес.
Коэффициент дохода на акцию EPS = Прибыль к распределению/Число акций. Определяется как отношение чистой прибыли за вачетом дивидендов по привилегированным акциям к общему числу обыкновенных акций в обращении. Чем больше величина показателя, тем более высокую отдачу на вложенный капитал обеспечивает предприятие своим владельцам.
17. Риск и неопределенность. Источники делового риска. Расчет различных параметров риска. Измерение степени риска. Распределение вероятностей.
Риск – это вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом. Риск определяет такую ситуацию, когда наступление неизвестных событий вероятно и может быть количественно оценено; неопределенность – когда вероятность наступления неизвестных событий заранее спрогнозировать и оценить количественно невозможно.
Исходя из этого, могут быть приняты следующие решения:
1) В условиях определенности, когда точно известен результат каждого из альтернативных вариантов решения.
2) Решение, принимаемое в условиях риска – решения с известной вероятностью получения каждого из результатов.
3) Решение, принимаемое в условиях неопределенности, когда оценить вероятность потенциальных результатов невозможно.
Природа предпринимательского риска определена зависимостью «риск-прибыль». Деловой (предпринимательский) риск обусловлен риском операционной деятельности компании, когда она не использует заемных средств.
Можно выделить следующие основные факторы, определяющие деловой риск компании:
1) Неустойчивость спроса на товары и услуги компании. Деловой риск компании тем ниже, чем устойчивее спрос на ее товары.
2) Изменчивость цен на товары и услуги компании. Чем стабильнее цены на товары компании, тем ниже деловой риск.
3) Изменчивость цен на ресурсы, привлекаемые компанией.
4) Способностью компании изменять цены на товары в соответствии с изменениями цен на привлекаемые ресурсы.
5) Доля постоянных издержек в полных издержках компании. Чем выше доля постоянных издержек (амортизационные отчисления, налог на имущество, затраты на ремонт, административные расходы и др.), тем выше деловой риск.
Деловой риск измеряется как неопределенность будущих доходов компании от операционной (основной) деятельности или прибыли до выплаты процентов и налогов (EBIT). Чем выше стандартное отклонение ожидаемой EBIT, тем выше уровень делового риска компании. Чем плотнее распределены вероятности будущей EBIT, тем меньше стандартное отклонение и тем ниже уровень делового риска.
Деловой риск – вероятность неудачи, следовательно, критериям оценки риска является вероятность того, что полученный результат окажется меньше требуемого значения. Критерий вероятности риска определяется по формуле: R = P* (Dt – D), где R – критерий оценки риска; Р – вероятность; Dt – требуемое значение результата; D – полученный результат. Данный метод позволяет оценить уровень риска только после получения определенного результата, а предпринимателя интересует оценка риска на этапе принятия решения. Для этого в качестве критерия оценки риска выступает абсолютная величина, определяемая по формуле: R = У* Р(У), где где R – степень риска; У – ожидаемый ущерб; Р(У) – вероятность ущерба.
Степень риска – это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него.
Риск может быть: 1) допустимым – имеется угроза полной потери прибыли от реализации планируемого проекта; 2) критическим – возможны непоступления не только прибыли, но и выручки и покрытие убытков осуществляется за счет средств предпринимателя;
3) катастрофическим – возможны потеря капитала, имущества и банкротство.
18. Стоимость экономического субъекта (бизнеса) как экономическая категория. Приращение стоимости бизнеса как критерий эффективности управления бизнесом.
В условиях нестабильности экономической обстановки основным индикатором оценки уровня устойчивого развития хозяйствующего субъекта, его конкурентоспособности, сбалансированности интересов различных участников рыночных отношений является показатель стоимости компании. Это обусловлено тем, что в стоимость предприятия интегрированы главные экономические и финансовые индикаторы, достаточно полно отражающие его внутренние бизнес-процессы и внешнее окружение.
Стоимость как экономическая категория всегда была в центре внимания экономической научной мысли и связана с именами таких экономистов как У. Пети, А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, Дж. С. Милль, А. Маршалл, К. Маркс и других исследователей, которые заложили основы теории стоимости и попытались определить гносеологические корни столь сложного и противоречивого понятия. На протяжении XVII−XIX вв. сложились и доминировали несколько подходов к определению стоимости (теория трудовой стоимости, теория маржинализма, теория ценности), существенно различающихся методологией исследования. Каждый из упомянутых подходов представляет собой не только теоретическую ценность, но и практическую значимость. Многие из высказанных идей положили начало современной концепции оценки стоимости бизнеса. Однако все же большинство заметных достижений в области теории оценки стоимости в пятьдесят последних лет связано с финансами.
1) Так, в своей знаменитой статье, вышедшей в 1958 г., Ф.Модильяни и М. Миллер доказали, что стоимость любой фирмы определяется исключительно ее будущими доходами и, следовательно, не зависит от соотношения акционерного и заемного капитала.
2) Значительный вклад в развитие методологии оценки стоимости компании принадлежитМ. Гордону и А. Шапиро. Разработанная ими в 1956 г. модель расчета стоимости акционерного капитала и усовершенствованная М. Гордоном в 1962 г. явилась важнейшей вехой для последующих методик оценки стоимости бизнеса, адаптированных к специфическим условиям современной экономики.
3) В 60-х гг. Усилиями У. Шарпа, Дж. Линтнера и Дж. Моссина был разработан альтернативный подход отдачи на собственный капитал, получивший название модели оценки доходности финансовых активов, которая служит теоретической основой ряда различных методов, применяемых сегодня в оценочной практике. (CAPM)
4) Развитие рынка опционов и теории опционного ценообразования (Ф. Блэк, М. Шоулз, М. Рубинштейн, Р. Мертон) явилось одним из ключевых событий в финансовом мире за последние десятилетия, позволив компаниям производить стратегическую оценку в нестандартных условиях: в период слияний, поглощений, продаж отдельных бизнесов.
5) Модель Ольсона, в ее нынешнем виде представленная сравнительно недавно – в 90-х гг. XX в. Суть ее состоит в том, что стоимость определяется текущими активами и сверхдоходами, при этом, используя преимущества доходного и имущественного подходов, она позволяет в некоторой степени сглаживать их недостатки.