Анализ целей, ценностей и стоимости компании. Включение в стратегический анализ принципов создания стоимости.
23.1Анализ целей, ценностей и стоимости компании.
Цель компании – это желаемый конечный результат, на достижение которого направлена ее деятельность.
Цели служат исходным моментом прогнозирования и планирования ее деятельности. Они лежат в основе построения организационных отношений. Цели являются точкой отсчета в процессе оценки и контроля результатов труда отдельных работников, подразделений и компании в целом.
В крупной компании, имеющей несколько структурных различных подразделений и несколько уровней управления, формируется дерево целей, представляющее собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня.
Одними из самых важных для стратегического управления являются цели развития компании. Данные цели отражают соотношение между темпами изменения объема продаж и прибыли организации и отрасли в целом. В зависимости от того, каково это соотношение, темп роста организации может быть быстрым, стабильным или же может уменьшаться. Соответственно этим типам темпа роста может устанавливаться цель или быстрого роста, или стабильного роста, или сокращения.
Накопленный опыт по установлению целей хозяйствующих субъектов позволяет выделить несколько ключевых характеристик, которым должны удовлетворять корректно сформулированные цели: достижимость, измеримость, гибкость, совместимость, приемлемость.
Ценности компании представляют собой совокупность стандартов, норм, критериев и верований, влияющих на поведение сотрудника организации. Безусловно, они являются ядром корпоративной культуры. Корпоративные ценности компании становятся тем связующим, которое сплочает работников различных рангов и подразделений, создает единство взглядов и действий и позволяет организации достигать стоящих перед ней целей. Для этого они должны разделяться, культивироваться и декларироваться руководством фирмы и наиболее авторитетными ее сотрудниками. Ценности компании, которых придерживается большинство сотрудников фирмы, определяют набор критериев, по которым они формируют суждение о любом работнике, как о личности. В организации они играют ту же роль, что и мораль в обществе, они дают возможность ей существовать и развиваться. В связи с этим справедливо утверждение, что фирма, где ценности компании определены только формально, в долгосрочном периоде станет нежизнеспособной. Чтобы работник искренне проникся ценностями, они должны соответствовать его собственным социальным стремлениям, моральным стандартам, пониманием личного направления развития.
Сто́имость компа́нии (Enterprise value (EV), Total enterprise value (TEV) или Firm value (FV)) — аналитический показатель, представляющий собой оценку стоимости компании с учётом всех источников её финансирования: долговых обязательств, привилегированных акций, доли меньшинства[1] и обыкновенных акций компании.
Стоимость предприятия =
Стоимость всех обыкновенных акций предприятия (рассчитанная по рыночной стоимости)
+ стоимость долговых обязательств (рассчитанная по рыночной стоимости)
+ стоимость доли меньшинства[1] (рассчитанная по рыночной стоимости)
+ стоимость всех привилегированных акций предприятия (рассчитанная по рыночной стоимости)
– стоимость инвестиций в ассоциированные компании
– денежные средства и их эквиваленты
Наличные средства вычитаются потому, что общий долг может быть уменьшен (погашен) за счёт денежных средств и их эквивалентов:
Чистый долг = общий долг – денежные средства и их эквиваленты
Включение в стратегический анализ принципов создания стоимости.
Решающий фактор успешной деятельности корпорации, управление которой ориентировано на повышение ее стоимости – приверженность высшего руководства идее увеличения стоимости для акционеров (в теории стоимостного менеджмента – стоимостной идеологии). Это наиболее важный компонент стратегии, поскольку позволяет идентифицировать основные параметры стратегии управления стоимостью компании, специфицировать взаимосвязи между ними и определить приоритетность долгосрочных параметров наращивания стоимости.
Направления управленческой деятельности для создания стоимости:
- формирование целевых установок и индикаторов наращивания стоимости;
- определение факторов создания стоимости;
- формирование бизнес-портфеля компании и управление им;
- разработка организационной структуры управления и корпоративной культуры компании, отвечающих требованиям создания стоимости;
- управление эффективностью функционирования бизнеса;
- управление эффективностью работы персонала
12. Управление свободным денежным потоком на фирму и структурой капитала, минимизация средневзвешенных затрат на капитал.
Свободный денежный поток на фирму (FCF) – это денежные средства, свободные для распределения между инвесторами, включая кредиторов и собственников предприятия, после вычитания всех необходимых денежных затрат (денежных потоков). Значение показателя – характеризует суммарные конечные выгоды (денежные потоки), которые получают от предприятия инвесторы (собственники и кредиторы).
О «необходимых расходах»: по умолчанию в качестве необходимых принимаются все денежные затраты фирмы по операционной деятельности, кроме процентов за кредит, плюс чистые оттоки денежных средств по инвестиционной деятельности, которые нужны для приобретения ОС (CAPEX). FCF = NCF(это чистый ден поток по операц деятельности) + I(это проценты за кредит)(1-T) – CAPEX. Эквивалентное выражение: FCF = NI(это чистая прибыль) + I(1-T) + DA(это амортизация) - DWCR – NCC(это сальдо прибылей и убытков, полученных в неденежной форме, а также от фин и инвест операций)(1-T) – CAPEX.
Поскольку в определении CAPEX говорится обо всех капитальных затратах, а не только о необходимых, оно (определение) подходит больше для бесконечного периода дисконтирования, либо просто большего, чем рассматриваемый инвестиционный горизонт для сделанных вложений, т.к. в бесконечном периоде все кап затраты необходимы для получения дохода.
Чтобы определение CAPEX больше соответствовало реальности, его необходимо сократить до объема, необходимого только для поддержания бизнеса на текущем уровне. Тогда цена бизнеса (V = ∑𝐹𝐶𝐹𝑡(1+𝑤𝑎𝑐𝑐)𝑡∞𝑡=1, где FCFt – свободный денежный поток на фирму в период t) может быть представлена в виде MV(Eq) = V – MV(D) = (MV(A) – MV(D)) + PVGO, где MV(A) – MV(D) – разница между рыночной стоимостью активов и пассивов; PVGO – приведенная стоимость роста бизнеса.
Приведенная стоимость роста основана на будущих планах развития компании. фактически это – чистая приведенная стоимость всей компании как единого инвестиционного проекта. Если предположить, что приведенная стоимость всех выгод от имеющихся активов уже включена в MV(A) (если они оценены по принципу справедливой стоимости МСФО), то PVGO равно чистой приведенной стоимости проектов компании. если же активы оценены по их исторической стоимости, то PVGO складывается из чистой приведенной стоимости будущих проектов компании плюс чистая приведенная стоимость компании без реализации будущих проектов. Во всех случаях для денежных потоков на компанию ставка дисконтирования должна быть равна WACC.
Применение WACC для расчета цены компании обосновывается теорией Модильяни-Миллера. Обозначим V общую стоимость компании – это рыночная оценка ее пассивов (рыночная цена собственного капитала и привилег акций плюс рыночная цена долга). Обозначим доля привилегированных акций в общем капитале компании wps = PS/v, долю собственного капитала we = Eq/v, а долю долга wd = D/V. Учтем, что проценты по кредиту kd порождают налоговые щиты kdwd(1-T). С учетом налоговых щитов получаем выражение для средневзвешенной цены компании: WACC = kpswps + kdwd (1-T) + kewe, где kps – проценты по привилегированным акциям; kd – средние проценты по кредитам; ke – цена собственного капитала.