Критерии эффективности налогового администрирования и оценки деятельности налоговых инспекций.

Правительство России оценивает эффективность работы ФНС России по следующим критериям:

-собираемость налогов;

- отношение сумм требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов к общим суммам по спорам с плательщиками;

- доля жалоб по налоговым спорам, рассмотренных в досудебном порядке вышестоящими налоговыми органами, к общему количеству исков, рассмотренных судами;

- доля решений налоговых органов, признанных судом недействительными, в числе решений, вынесенных по результатам налогового контроля;

- снижение задолженности по налогам;

- увеличение доли плательщиков, удовлетворительно оценивающих работу налоговых органов по данным социологических исследований;

- доля плательщиков, получающих информацию из ЕГРЮЛ и ЕГРИП с использованием Интернет-технологий;

- доля плательщиков, имеющих возможность доступа по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом.

Внутренним приказом ФНС России в июне 2007 г. утверждена специальная Методика оценки эффективности деятельности территориальных налоговых органов по осуществлению налогового контроля по 15 количественным показателям, которые имеются в статистической налоговой отчетности.

Дополняют систему количественных показателей ряд аналитических показателей, которые берутся из материалов проведенного анализа направлений деятельности налоговых органов, полученных выводов, заключений, наличия (отсутствия) рекламаций и замечаний и других факторов.

Анализ результатов работы в соответствии с вышеприведенной системой позволяет более точно оценить эффективность деятельности налоговых органов. Вес каждого показателя оценивается в баллах и, суммируя их, можно получать ежеквартально составляемый ФНС России рейтинг Управлений по субъектам РФ и, в свою очередь, определяемый УФНС рейтинг налоговых инспекций. В соответствии с рейтингом применяется и система материального поощрения сотрудников налоговых органов.

Исходя из вышеприведенной системы критериев и показателей, можно определить основные направления повышения эффективности налогового администрирования.

Критерием эффективности налогового администрирования должна быть не плановая наполняемость бюджета, а другие критерии, такие например, как количество споров с налоговыми органами, как в суде, так и в вышестоящем налоговом органе, количество споров возбужденных налоговыми органами к количеству споров инициированных налогоплательщиками, количество незаконных претензий к налогоплательщикам, сумма удовлетворенных требований по заявлениям налогоплательщиков, качество оформления контрольных мероприятий.

Налоговая нагрузка и налоговые условия предпринимательской деятельности в российской экономике

Налоговая нагрузка представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, отдельный хозяйствующий субъект или иного н\пл, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.

Налоговая нагрузка на макроуровне – отношение всех поступивших в стране налогов к созданному ВВП. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределенной с помощью налогов (на экономику в целом, на население).

Налоговая нагрузка на микроуровне – отношение суммы уплаченных налогов на полученный н\пл доход (на конкретное предприятие, на работника).

Выделяют следующие основные методики расчета налоговой нагрузки:

1)Методика предложенная Министерством финансов РФ:

Тяжесть налогового бремени оценивается отношением всех уплаченных налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации (в процентах): НН = Н(сумма начисленных налогов)/В(выручка)*100%

Методика М.Н.Крейниной

В основе этого подхода – сопоставление налога и источника его уплаты.

Общий знаменатель, к которому, в соответствии с данным подходом, можно подвести сумму всех налогов, - прибыль предприятия.

Предлагается исходить из ситуации, когда предприятие вообще не платит налогов и сравнить эту ситуацию с реальной: (В-СР-Пч)/(В-Ср)*100% или (В-СР-Пч)/Пч*100%

В - выручка от реализации (себестоимость + прибыль); Ср-затраты на производство реализованной продукции без учета налогов; Пч - фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия за вычетом налогов, уплачиваемых за счет нее.

Эта формула показывает, во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Методика Е.А.Кировой

Источник уплаты налоговых платежей – добавленная стоимость (стоимость товаров и услуг за вычетом промежуточного потребления, т.е. за вычетом потребления ради последующего производства). С целью исключения влияния амортизационных сумм на величину налоговой нагрузки предлагается фискальное изъятие соизмерять с вновь созданной стоимостью: ВСС = В – МЗ – А + ВД – ВР, В – выручка от реализации ТРУ, МЗ –мат.затраты, А – амортизационные отчисления, ВД – внереализационные доходы, ВР – внереализационные расходы.

НН = НП (налоговые платежи)/ВСС

Методика М.И.Литвина

Рассчитывается как отношение налоговых платежей к добавленной стоимости:

НН= НП/ДС, ДС = З/п+А+ПРИБЫЛЬ+СУММА НАЛОГОВ)

27. Прогнозирование и планирование в налогообложении: цели, задачи, сфера применения.

Налоговое прогнозирование - оценка налогового потенциала и вероятных объемов и структуры налоговых поступлений в бюджетную систему и внебюджетные фонды на основе прогнозов социально-экономического развития РФ, ее субъектов, источников уплаты налогов налогоплательщиками.

Задача налогового прогнозирования:

Определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет.

Налоговое планирование - процесс обоснования налоговых доходов бюджетной системы внебюджетных фондов и разработка мер по мобилизации налоговых доходов, а также налоговых платежей налогоплательщиков.

Целью налогового планирования на макроуровне является достижение оптимального уровня мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды страны при обеспечении благоприятного налогового климата субъектам хозяйствования.

Целью налогового планирования на микроуровне является содействие увеличению собственных финансовых ресурсов организации, путем регулирования величины и структуры налоговой базы и других элементов налогообложения, снижения налоговых рисков.

Задачами налогового планирования на макроуровне являются:

-обеспечение высокого уровня обоснования возможного объема налоговых доходов бюджетной системы;

-достижение оптимального уровня мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды страны при обеспечении благоприятного налогового климата субъектам хозяйствования;

-обеспечение межбюджетного регулирования налоговых доходов субъектов РФ.

Задачами налогового планирования на микроуровне являются:

-обоснование объемов налоговых платежей по срокам их уплаты в соответствии с планами хозяйственно-финансовой деятельности;

-минимизация налоговых рисков при соблюдении действующего законодательства о налогах и сборах;

-использование законодательно допустимых способов оптимизации налоговых платежей;

-своевременное обеспечение собственника и руководства организации проектировками по корректировке планов налоговых платежей под влиянием внутренних и внешних факторов.

Наши рекомендации