Основа социального партнерства

В последние десятилетия в мировой экономической теории и практике получила признание концепция социальной направленнo­сти предпринимательства и социальной ответственности предприя­тии. В реформируемой российской экономике особую актуальность приобретает развитие социального партнерства, когда предпринима­тельство не ограничивается экономической целью - извлечением прибыли, а осуществляется с учетом социальных факторов: воздей­ствия производственной сферы на работников, градообразующей роли предприятии и роли общества в целом.

Согласно этой концепции работодатели несут социальную от­ветственность перед работниками и обществом и способствуют до­стижению равновесия между экономическими и социальными инте­ресами. Данная концепция соответствует идеологии социально ори­ентированной модели рыночной экономики.

Социальнo-экономическое развитие предприятий в нашей стране характеризовалось, во-первых, преимущественно отраслевой направ­ленностью государственной промышленной политики, во-вторых, особенностями управления, когда большое значение наряду с экo­номическими имели социальные факторы развития производства, в-третьих, ориентацией на коллективную психологию, в-четвертых, традициями патернализма в сфере общественных отношений.

Многие российские предприниматели ХIХ - начала ХХ веков были наделены обостренным чувством социальной ответственности перед рабочими и служащими своих предприятии, а также перед мест­ным сообществом. При промышленных предприятиях создавались жилые комплёксы, бани, столовые, клубные и богадельные учрежде­ния. Предприниматели участвовали в благотворительных акциях.[1],679.

В советский период сохранилась преемственность в управлении производством: предприятие функционировало как целостный соци­ально-экономический организм. Тотальное огосударствление эконo­мики усилило патернализм на всех уровнях управления, особенно на уровне предприятии. Важная роль в установлении и соблюдении сo­циальных гарантий отводилась администрации и профсоюзам (во­просы занятости, производственного обучения.

В последние десятилетия в мировой экономической теории и практике получила признание концепция социальной направленности предпринимательства и социальной ответственности. В реформируемой российской экономике особую актуальность приобретает развитие социального партнерства.

Социальное партнерство сводится к тому, что предпринимательство не ограничивается экономической целью - извлечением прибыли, учитывает человеческий и социальный факторы воздействия произ­водственной сферы на работников, градообразующую роль предпри­ятии и социальную роль общества в целом.

Согласно этой концепции работодатели несут социальную от­ветственность перед своими работниками и обществом и способ­ствуют достижению равновесия между экономическими и соци­альными интересами. Эта концепция соответствует идеологии со­циально ориентированной модели рыночной экономики.

Система социального партнерства базируется на комплекс­ном региональном подходе к решению социальных проблем предприятии. В его основе - механизм коллективно-­договорного регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях. В рамках региональных программ социального партнерства получили развитие трехсторонние и двусторонние комиссии, обеспечивающие подготовку и заключение соответ­ствующих соглашений. Это способствует налаживанию взаимо­отношений сторон при формировании и реализации социаль­но-экономической политики предприятии и регионов. Особое место в этой системе отводится урегулированию коллективных трудовых споров.

Основными проблемами развития социального партнерства наряду с отсутствием необходимой правовой базы являются мед­ленное формирование организационных структур работодателей и недостаточное развитие системы коллективно-трудового регу­лирования социально-трудовых отношений в предприятиях всех форм собственности. Результатом этого является снижение мо­тиваций к высоко производительному труду, формальный под­ход к заключаемым коллективным договорам.

Общая стратегия развития социального партнерства должна ба­зироваться на таких ведущих принципах, как взаимная экономиче­ская ответственность, стимулирование высокопроизводительного труда, добросовестность в поведении сторон, солидарность.

Наши рекомендации