Основа социального партнерства
В последние десятилетия в мировой экономической теории и практике получила признание концепция социальной направленнoсти предпринимательства и социальной ответственности предприятии. В реформируемой российской экономике особую актуальность приобретает развитие социального партнерства, когда предпринимательство не ограничивается экономической целью - извлечением прибыли, а осуществляется с учетом социальных факторов: воздействия производственной сферы на работников, градообразующей роли предприятии и роли общества в целом.
Согласно этой концепции работодатели несут социальную ответственность перед работниками и обществом и способствуют достижению равновесия между экономическими и социальными интересами. Данная концепция соответствует идеологии социально ориентированной модели рыночной экономики.
Социальнo-экономическое развитие предприятий в нашей стране характеризовалось, во-первых, преимущественно отраслевой направленностью государственной промышленной политики, во-вторых, особенностями управления, когда большое значение наряду с экoномическими имели социальные факторы развития производства, в-третьих, ориентацией на коллективную психологию, в-четвертых, традициями патернализма в сфере общественных отношений.
Многие российские предприниматели ХIХ - начала ХХ веков были наделены обостренным чувством социальной ответственности перед рабочими и служащими своих предприятии, а также перед местным сообществом. При промышленных предприятиях создавались жилые комплёксы, бани, столовые, клубные и богадельные учреждения. Предприниматели участвовали в благотворительных акциях.[1],679.
В советский период сохранилась преемственность в управлении производством: предприятие функционировало как целостный социально-экономический организм. Тотальное огосударствление эконoмики усилило патернализм на всех уровнях управления, особенно на уровне предприятии. Важная роль в установлении и соблюдении сoциальных гарантий отводилась администрации и профсоюзам (вопросы занятости, производственного обучения.
В последние десятилетия в мировой экономической теории и практике получила признание концепция социальной направленности предпринимательства и социальной ответственности. В реформируемой российской экономике особую актуальность приобретает развитие социального партнерства.
Социальное партнерство сводится к тому, что предпринимательство не ограничивается экономической целью - извлечением прибыли, учитывает человеческий и социальный факторы воздействия производственной сферы на работников, градообразующую роль предприятии и социальную роль общества в целом.
Согласно этой концепции работодатели несут социальную ответственность перед своими работниками и обществом и способствуют достижению равновесия между экономическими и социальными интересами. Эта концепция соответствует идеологии социально ориентированной модели рыночной экономики.
Система социального партнерства базируется на комплексном региональном подходе к решению социальных проблем предприятии. В его основе - механизм коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях. В рамках региональных программ социального партнерства получили развитие трехсторонние и двусторонние комиссии, обеспечивающие подготовку и заключение соответствующих соглашений. Это способствует налаживанию взаимоотношений сторон при формировании и реализации социально-экономической политики предприятии и регионов. Особое место в этой системе отводится урегулированию коллективных трудовых споров.
Основными проблемами развития социального партнерства наряду с отсутствием необходимой правовой базы являются медленное формирование организационных структур работодателей и недостаточное развитие системы коллективно-трудового регулирования социально-трудовых отношений в предприятиях всех форм собственности. Результатом этого является снижение мотиваций к высоко производительному труду, формальный подход к заключаемым коллективным договорам.
Общая стратегия развития социального партнерства должна базироваться на таких ведущих принципах, как взаимная экономическая ответственность, стимулирование высокопроизводительного труда, добросовестность в поведении сторон, солидарность.