Финансовые аспекты социальной политике на макроуровне
2.1. Содержание системы социальной защиты и процесс поэтапного ее формирования.
Социальная политика - это область деятельности государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Социальная политика позволяет реализовать основные конституционные права граждан. Инструментами реализации социальной политики служат законы, программы, нормы и нормативы финансирования, соответствующие стандарты и др.
Баланс социальной и экономической политики представляет собой соотношение целей развития общества и средств их достижения. Конкретными формами этого баланса являются соотношения между накоплением и потреблением, между экономической эффективностью и социальной справедливостью, между различными моделями экономического развития.[11],650.
Социальная политика ориентирована на человека и реализуется и сфере распределения и потребления общественного продукта. Способ распределения определяется способом производства, однако распределительные отношения, обладая относительной автономией, могyт либо тормозить процесс производства, либо стимулировать его, выступая фактором повышения производительности труда. Специфика экономической политики заключается в ориентации на экономический рост и приумножение материального богатства. Это увеличивает свободу выбора в сфере распределения и открывает болёе ширoкие возможности для реализации социальной политики.
Социальная политика ориентирована на определенные ценнoсти и базируется на разных мировоззренческих установках партий и общественных групп относительно пyтей социально-экономического развития государства. Сложившаяся в том или ином обществе модель социального развития является общественным компромиссом, результатом постоянного поиска общественно-политического баланса, равновесия интересов различных групп и слоев общества.
Социальная политика отражает циклический характер социального развития и его диалектику.
Выражением циклического развития индустриальной цивилизации является чередование усиления роли рыночных регуляторов социально-экономической жизни - тенденции к повышению эконoмической эффективности как самоцели, и повышения значимости государственных реryляторов социальнo-экономических процессов тенденции к социальной справедливости, социальному равенству.
Как известно из теории длины волн циклического развития чередование экономического и социального начал происходит так, что каждое из них поочередно играет преобладающую роль в соответствии с потребностями исторического развития.
Существуют три составляющие социальной политики: социальное обеспечение, социальное страхование и социальное вспомоществование (благотворительность).
Рассмотрим содержание системы социальной защиты и процесс поэтапного ее формирования.
На первом этапепроисходит выделение из всего населения целевых групп - лиц, нуждающихся в социальной защите. Для этого применяются механизмы контроля и критерии определения семейных доходов.
На втором этапе выбираются методы, обеспечивающие целенаправленную помощь. Для этого осуществляется привязка помощи к конкретным регионам страны или социальным группам населения.
На третьем этапе проводится оценка уровня жизни, необходимая для правильного определения целевых групп,- обследуются семейные бюджеты с учетом всех доходов в денежной и натуральной формах. В целях определения объектов социальной помощи применяется концепция минимально необходимого уровня потребления - минимальная потребительская корзина, которая включает набор необходимых товаров и услуг: Этот набор расширяется в зависимости от определенных, условий. Применяются нормы потребления, соответствующие фактической структуре потребления малообеспеченных людей.
На четвертом этапеосуществляется выбор формы социальной защиты (пособий, дотаций, льгот) - денежной или натуральной.
На рубеже ХХI века в социальной политике центр тяжести перемещается с благотворительности на социальное обеспечение и сoциальное страхование. Это связано с, немалыми ресурсами, с увеличением объема финансовых средств государственного бюджета, однако дает ощутимый социальный эффект.[11],658.
Ориентация на получение всеми членами общества равных благ и требования социальной справедливости повлекли за собой такое увеличение доли государственного бюджета, направляемой на социальные нужды, что эта доля стала предельной с точки зрения налогoвого бремени. Кроме того, усилился процесс бюрократизации системы социальной защиты, увеличились издержки по организации работы государственной службы в социальной сфере.
Развитая система государственных гарантий породила такие негативные социальные явления, как хроническое иждивенчество значительной части населения.
Социальное обеспечение как направление социальной политики долгое время было преобладающим по сравнению с социальным страхованием и вспомоществованием.
Социальное развитие в ХХI веке будет определяться концепцией ориентации экономики на интересы человека, на более эффективное удовлетворение его потребностей, на рассмотрение вопросов социального развития с позиции уважения человеческого достоинства, равенства и социальной справедливости.
Вложения в человеческий капитал являются самыми эффективными, а качество человеческого потенциала - важнейший фактор экономического прогресса и уровня социально-экономические организации, развития страны. Темпы научно-технического прогресса, уровень культуры и производительности труда - это производные от качеств человека (человеческого капитала).
Сложность и масштабы решения задач переходного периода России сопряжены с немалыми издержками и потерями. Этот этап сопровождается значительным ростом дифференциации доходов и имущества населения, поляризацией общества на фоне растущей криминализации экономики и социальной жизни, а также неравномерного перераспределения государственной и муниципальной собственности в процессе массовой приватизации.
Реформы в России привели к тому, что кризис приобрел хронический характер и возник порочный круг экономический спад ведет к снижению жизненного уровня трудящихся и деградации социальной сферы, а это, в свою очередь, провоцирует дальнейшее ухудшение экономического положения в стране.
При отсутствии комплексного подхода и без увязки с реальными возможностями государственного бюджета эффективная реализация социальной политики невозможна.[11],660.
Существует иллюзия выхода из кризиса путем одновременного решения экономических и социальных проблем. Однако социальные проблемы не могут быть быстро решены при отсутствии достаточных финансовых ресурсов и возможности в кратчайшие сроки обеспечить существенный рост производства.
Правовой основой реформ в социальной сфере является разработка социального кодекса Российской Федерации и принятия на его основе пакета необходимых нормативных правовых актов.
Для обеспечения стабильности финансирования социальной сферы необходимо реализовать социально-ориентированный механизм бюджетного федерализма, в частности обеспечить:
• четкое разграничение ответственности между федеральными, региональными и местными органами власти в решении задач социального развития, закрепление за соответствующими уровнями бюджетов собственных источников доходов;
• расширение полномочий в решении социальны задач региoнальных и местных органов власти, что должно сопровождаться увеличением обеспеченности собственными средствами;
• повышение обоснованности финансовых нормативов путем уточнения состава и структуры прожиточного минимума в целом и по регионам, а также постепенного приближения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий и социальных пособий к реальной величине прожиточного минимума;
• отнесение к функциям Российской Федерации утверждения и обеспечения общефедеральных социальных гарантий, а также предoставление дополнительных прав и гарантий, вытекающих из особого статуса отдельных субъектов РФ;
• отнесение к функциям субъектов РФ разработки программ, повышающих уровень обеспечения социальными гарантиями в регионе по сравнению с минимумом социальных гарантий, Предусмотренных федеральным уровнем;
• обоснование нормативов трансфертов регионам на выплату
пособий по малообеспеченности;
• установление пособий по безработице на уровне региональнoго прожиточного минимума;
Бюджета, направляемый на финансирование социальных расходов, и во избежание распредиления средств - уточнение перечня расходных статей бюджета, относящихся к социальномy блоку путем их объединения в специальный раздел экономической классификации с экономическим обоснованием размеров отдельных расходов, а также приоритетов в их распределении.[11],665.
Ключевое значение для социальной сферы имеет государственное финансирование. Его дальнейшее расширение связано со следующими мерами:
• установлением целевой фиксированной доли государственных расходов на развитие социальной сферы;
• обеспечением перехода образования и здравоохранения на нормативное финансирование;
созданием правовых и организационных условий для эффективной реализации многоканального механизма финансирования - как за счет бюджетов разныx уровней, гак и за счет средств, поступающих от юридических и физических лиц;
• контролем за целевым расходованием средств из внебюджетыx фондов;
• введением максимальных налоговых и кредитных льгот для социальных инвестиций и отраслей, обеспечивающих мобилизацию внебюджетныx средств для этих целей.
Для решения социальных задач необходима мобилизация средств государственных внебюджетных фондов социального назначения на основе более четкого разграничения их функций в системе обязательного социального страхования, коренного улучшения механизма учета страхователей, совершенствования систем сбора страховых взнoсов и добровольного (накопительного) страхования, развития принципов частичной самоокупаемости и самофинансирования.
В последние годы социальная роль государства оказалась ослабленной: из-под контроля вышли важнейшие социальные процессы.
Поэтому долговременной целью социальной политики государства должно стать обеспечение уровня и качества жизни граждан по критериям постиндустриального общества Реализация социальной политики согласно, данному критерию должна основываться на ряде оснoвополагающих принципов
• стимулирование государством роста капиталовложений в сoциальную сферу, налаживание контроля за состоянием научно-технического и образовательного потенциала;
• формирование государством единого социалыного пространства для реализации основных социальных гарантий в области образования и охраны здоровья на всей территории страны;
• совмещение социальной защиты населения с ростом экономической эффективности производства на базе концепции социального партнерства;
• сочетание двух методов решения социальных задач: адаптационного - для трудоспособных и работающих, способных заработать на себя и семью, и защитного - для нетрудоспособных и социально незащищенных, не имеющих возможности обеспечить свое существoвание без помощи государства.
К числу адаптационных методов относятся: активная политика содействия занятости в масштабах, достаточных для воспроизводства населения; социальное партнерство между работодателями и наемными работниками в регулировании оплаты труда и распределении доходов; оптимизация налогообложения и системы социального страхования.[11],669.
Приоритетным направлением в политике доходов должно стать повышение цены труда и реальной заработной платы, увеличение ее удельного веса в доходах населения. Цена труда занижена в Россия не только по сравнению с уровнем оплаты труда в странах с развитой рыночной экономикой, но и с точки зрения фактической производительности труда.
В условиях рыночной экономики цена труда устанавливается в процессе открытой конкуренции между работодателями и продавцами рабочей силы. В России в настоящее время свободная конкуренция на рынке труда сталкивается с серьезными препятствиями, ограничивающими ее воздействие на цену труда. Среди них: недостаточная мобильность рабочей силы; растущая безработица как открытая, так и скрытая; структурная перестройка отраслей экономики, требующая переквалификации работников.
Повышение минимальных размеров заработной платы до величины прожиточного минимума и значительный рост на этой основе цены труда является важнейшей и наиболее актуальной социальнo-экономической задачей российской экономики.
Низкая оплата ограничивает платежеспособный спрос, тормoзит технологическое обновление производства и рост производительности труда, что, в свою очередь, не дает возможности повышать его оплату.
Одним из наиболее важных аспектов государственного регyлирования социальной сферы является снижение уровня бедности. Основные причины бедности: низкая цена рабочей силы, особенно в бюджетном секторе и ряде других отраслей; низкий размер пенсий; безработица; высокое число иждивенцев в семьях. Кроме того, часть населения относится к категориям риска: беженцы, лица с ограниченной дееспособностью, граждане, потерявшие постоянный источник дохода и местожительство, маргинальные слои и т.п.
Методы борьбы с бедностью
• введение в генеральное соглашение и другие виды коллективных договоров положения об индексации минимальной оплаты труда в связис ростом цен;
• укрепление финансовой базы пенсионного обеспечения;
• привлечение неимущих к общественным работам;
• увеличение совокупного дохода семьи за счет использования резервов трудоспособности, снижение иждивенческой нагрузки;
• введение индексации пособий по безработице, которые ниже прожиточного минимума, установление дополнительных льгот для безработных родителей в наиболее социально незащищенных семьях;
• сохранение пособий на детей с применением дифференцированного подхода, преимущественное увеличение их для социально неблагополучных детей, усиление контроля за обязательностью выплаты детских пособий, государствённое регулирование цен на детские товары и др.[11],670.
В ближайшее время должно быть завершено создание в Российской Федерации системы адресной социальной помощи.
Регулирование занятости основано на синтезе рыночных рычагов й активного участия государства в регламентации правил предпринимательской деятельности, функционировании рынка труда, сoциальной защиты граждан от последствий безработицы, в ускорении адаптации населения к требованиям рыночной экономики. Для этого в среднесрочной перспективе потребуется решить ряд проблем:
• создать гибкую систему смягчения негативных социальных последствий банкротства ;
• отладить механизм многоканальной системы адаптационного обучения и рынка образовательных услуг;
• наладить партнерские отношения на предприятиях и в регионах; усовершенствовать систему страхования рисков на рынке труда.
Государственная политика занятости населения направлена па создание условий для возможно более полного использования потеЕпц3ала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, что будет противодействовать обеднению населения и массовой безработице.
Большое значение имеет применение механизма, обеспечивающего: согласование рынка образовательных услуг и рынка востребованных профессий; выявление реальной потребности работодателей в рабочей силе определенного профессионального профиля, проведение мониторинга структуры спроса на рабочую силу; налаживание новой системы взаимоотношений между различными службами, занимающимися проблемами труда; трансформацию системы подготовки кадров. В связи с этим особое значение приобретает регулирование государством соотношения спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
С учетом ориентации на развитие рыночных отношений за гoсударством сохраняется функция установления минимума прав и социальных гарантий для работников; который может быть увеличен посредством механизма соглашений между органами государственнoго управления, объединениями предпринимателей и представительными органами работников, а также при помощи коллективных и индивидуальных трудовых договоров. В коллективных договорах определяются размеры тарифных ставок, окладов, премий, виды и системы оплаты труда, применяемые на предприятии, а также соотнoшения размеров оплаты труда различных категорий персонала.
К числу важнейших задач регулирования социальных процессов относятся предотвращение разрушения социальной сферы, сoхранение доступности социальных услуг.
Основными инструментами государственного регулирования развития социальной сферы являются:
• стратегические программы развития отраслей социальной сферы и их всесторонняя финансовая поддержка из бюджетов всех уровней;
• нормативы и стандарты обеспечения населения социальными услугами;
выравнивание минимальной обеспеченности по субъектам РФ;
• государственные программы, направленные на выход из критических социальных ситуаций;
• система экстренных мер, финансируемая прежде всего за счет резервных фондов, позволяющая ослабить социальную напряженность, периодически возникающую из-за негативных процессов в образовании; охране здоровья, экологий.
Помимо перечисленных инструментов государственного регyлирования следует выделить систему ограничений на коммерциализацию образования и здравоохранения, что требует тесной увязки с политикой доходов, координацией государственных и негосyдарственных форм и методов социальной защиты населения.[11],671.
Особую роль играет дальнейшее развитие экономических механизмов реализации социальной политики, в частности, стимулирование развития отраслей при помощи льгот, налогов и кредита, системы страхования, включая социальное, применение штрафных санкций за нарушение обязательств по реализации социальных гарантий.