Правовое и экономическое регулирование природопользования
ТЕМА. 8
ПРАВОВОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Административные механизмы управления
В России традиционно применялись административные методы управления природопользованием: законодательные акты различных уровней, государственные и отраслевые стандарты, разного рода нормативы (ПДК, ОБУВ, СНиПы, СанПиН и др).
Традиционно к административным механизмам регулирования природопользования относят прямые запреты, сертификаты, лицензирование и ответственность за экологические правонарушения. Законом РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 20 января 2002 г. установлен порядок правового регулирования природопользования.
Прямые запреты вводятся, когда деятельность настолько вредна для ОС, что выгоднее или целесообразнее запретить ее, чем продолжать или пытаться постепенно снижать нагрузку. Примером может служить запрет ДДТ, запрет использования фреонов. Когда деятельность не запрещена полностью, а лишь ограничивается, вводятся квоты и лимиты.
Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности. Экологическая сертификация может быть обязательной или добровольной.
Лицензирование отдельных видов деятельности предполагает получение лицензий на природопользование. Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.
Стандарты и иные нормативные документы в области OОС разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов и устанавливают:
-требования, нормы и правила в области ООС к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;
-ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на ОС;
-порядок организации деятельности в области ООС и управления такой деятельностью.
Экологические стандарты включают несколько групп нормативов:
-стандарты качества ОС;
-стандарты воздействия на ОС;
-стандарты качества продукции;
-стандарты технологических процессов;
-стандарты управления качеством окружающей среды.
Ответственность за экологические правонарушения определяется Кодексом об административных правонарушениях, Гражданским кодексом РФ, УК РФ. В целом для физических лиц установлены штрафы в размере от 1 до 10 МРОТ, для должностных лиц - от 3 до 20 МРОТ.
Платежи за воспроизводство ресурсов
Расчет размеров этого вида платежей частично основан на воспроизводственных стоимостных оценках ПР. Платежи дифференцируются в зависимости от природно-климатических факторов, качества ПР. Эти платежи отражаются в себестоимости и ценах (оптовых) на продукцию природоемких отраслей (горнодобывающей, лесной). Платежи за воду вносят предприятия всех отраслей, потребляющие воду в процессе производства. Это плата за воду, забираемую предприятиями, учреждениями, организациями из водохозяйственных систем (открытых источников и подземных). Кроме того, взимаются отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов.
Компенсационные платежи
В основу этого вида платежей положены воспроизводственные стоимостные оценки ПР. Основное назначение этих платежей - компенсация выбытия соответствующих ресурсов из целевого использования. Наибольшее значение имеют платежи за выбытие земель из хозяйственного оборота. Нормативы устанавливаются на базе экономической оценки сельскохозяйственных угодий с учетом зон, областей, краев, по группам и подтипам почв, по видам сельскохозяйственных угодий.
ТЕМА. 8
ПРАВОВОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ