Обзор правовых средств, обеспечивающих привлечение иностранных инвестиций и их общая характеристика
На сегодняшний день расширение процессов внешнеэкономической интеграции способствует не только усилению общего экономического роста внутри договаривающихся сторон , но и в особенной степени благоприятствует расширению производственного потенциала, увеличению экспорта, и в целом – повышению качества уровни жизни населения. Процессы глобализации для национальной экономики, с одной стороны, создают новые возможности для расширения внешнеэкономической интеграции, усиления позиции страны на мировом рынке, облегчают доступ к новым рынкам и технологиям, увеличивают приток иностранных инвестиций. С другой стороны, негативными проявлениями этого процесса являются угрозы макроэкономической нестабильности, обострение конкуренции, опасность сокращения представленности национальных производителей на традиционных рынках, усиление интенсивности использования природно-сырьевых ресурсов и риск их истощения [60]. В таких условиях особое значение приобретает совершенствование правового регулирования института иностранных инвестиций, с учётом не только глобальных тенденций, но и основных признаков, структуры экономической системы, господствующей правовой традиции, региональных особенностей и ряда других объективных характеристик, отражающих своеобразие избираемого подхода для отдельного государства.
Стратегия привлечения иностранных инвестиций в экономику любого государства-реципиента должна базироваться прежде всего на изучении интересов потенциальных зарубежных инвесторов и возможностей их удовлетворения без ущерба для национальной экономики. Иностранные инвесторы, движимые своими интересами и оценивая имеющиеся предпосылки эффективного использования капитала, рассчитывают на благоприятные условия своей предпринимательской деятельности. Правовая наука, для обозначения факторов, влияющих на процесс создания и деятельности коммерческой организации с иностранными инвестициями предлагает обратиться к такому понятию как – инвестиционный режим государства-реципиента, который корреспондирует к так называемым «международным минимальным стандартам» [61] .
В связи с тем, что большинство государств заинтересовано в привлечении максимального объёма иностранных инвестиций в целях устойчивого развития целого комплекса институтов, необходимо особое внимание уделить установлению баланса между либерализацией и надлежащим правовым регулированием инвестиционных процессов с участием иностранных субъектов предпринимательства. Так, обратимся к тем правовым средствам, которые признаны правовой наукой и нормативно урегулированы в качестве эффективных механизмов наращивания объёма иностранного капитала внутри государства.
Что касается зарубежной правовой доктрины, то Г.Т. Супатаева рассматривает возможные механизмы и средства, направленные на повышение инвестиционной привлекательности государства через призму проведения мероприятий, имеющих своей целью осуществление децентрализации привлекаемых иностранных инвестиций. Подобная практика позволяет посредством привлекаемых в регионы средств осуществить развитие и модернизацию как промышленного сектора, так и инфраструктуры регионов в целом . Кроме того, автор подчёркивает существование ряда неурегулированных вопросов в системе получения
Лицензий (разрешений) субъектами хозяйствования в области строительства в Кыргызской Республике. Ещё одним существенным препятствием для усиления инициативы со стороны иностранных инвесторов названо наличие широкого перечня административных процедур, которые зачастую дублируют друг друга [62].
Что касается Республики Беларусь, то здесь правовое регулирование выше указанных средств производится посредством разработки ряда нормативных правовых актов, центральным среди которых становится Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в течение избранного периода (как правило, в течение 4-ёх лет). Положения, закреплённые в стратегии формируются на основе разработки таких основополагающих документов общего характера как :
Программ социально-экономического развития Республики Беларусь;
Стратегий технологического развития Республики Беларусь ;
Государственных программ освоения в производстве новых и высоких технологий;
Программ деятельности Правительства Республики Беларусь.
А также, ряда нормативных правовых актов специального характера :
Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 4 "«О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь", », утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28 февраля 2011 г. N 251/6 [ 63] ,
Программы развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 12 апреля 2011 г. N 482/10 «О Программе развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы» [ 64] ,
Республиканской программы развития страховой деятельности на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 мая 2011 г. N 631 «О Республиканской программе развития страховой деятельности на 2011 - 2015 годы» [ 65],
Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. N 669
«О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь» [66 ].
Разработке выше упомянутой стратегии предшествует анализ мировых тенденций в сфере привлечения иностранных инвестиций, который, как правило, сопровождается прогнозами Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) относительно темпов роста движения иностранного капитала в различных государствах. Кроме того, в подобном докладе, зачастую, присутствует подробная характеристика текущих мировых инвестиционных процессов, содержатся сведения, относительно преобладающего в рассматриваемый период сектора привлечения потока иностранных инвестиций.
Так, в связи с тем, что тенденция по либерализации и поощрению инвестиций все ещё сохраняет свой вес в области правового регулирования мировых инвестиционных правоотношений, то рассмотрим те меры, которые наиболее эффективно отражают те усилия, которые потенциальные государства-реципиенты предпринимают для увеличения потоков привлекаемых средств.
К примеру, к таким мерам относят :
ослабление или ликвидация ограничений на ввоз иностранных инвестиций в некоторых ключевых отраслях ( при этом в некоторых государствах все ещё наблюдается проведение противоположной инвестиционной политики, в то время как большее количество стран, ежели не в значительной мере способствует устранению подобных сдерживающих норм, то по крайней мере, использует стратегии, отличающиеся нейтральным характером по отношению к производимым мероприятиям в данной сфере) ;
осуществление правового регулирования приватизационных процессов в государстве (данная форма зарекомендовала себя достаточно эффективным инструментом, способствующим увеличению потоков иностранного капитала внутри государства, что прежде всего имеет преимущественное значение для развивающихся стран с переходной системой экономики) ;
совершенствование процедуры лицензирования предпринимательской деятельности, упрощение порядка государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования ( с 2009 г. в Республике Беларусь был введён заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования, за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) ;
создание специальных экономических зон и постоянное совершенствование правовой основы их функционирования ( на 1 октября 2016 года в Республике Беларусь действует 6 СЭЗ: «Брест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест») [67] ;
предоставление ряда иных льгот иностранным инвесторам ( как в сфере таможенного законодательства, так и в таких сферах как осуществление валютного регулирования и особые режимы налогообложения иностранных субъектов предпринимательства) ;
совершенствование инвестиционного законодательства в целом.
Отметим, что ряд мероприятий по совершенствованию правового регулирования осуществления иностранных инвестиций следует рассматривать через призму практических рекомендаций и новаций в отношении стимулирования деятельности субъектов хозяйствования и улучшения бизнес-климата в Республики Беларусь в целом. В настоящий момент подобные меры обсуждаются в рамках проектов нескольких нормативных правовых актов, направленных на либерализацию предпринимательских отношений.
Среди них, особое значение для рассматриваемого института имеют следующие :
• Декрет Президента Республики Беларусь «О развитии предпринимательства и исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу» ;
• Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности» ;
• Указ Президента Республики Беларусь «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (о лицензировании отдельных видов деятельности) ;
• Указ Президента Республики Беларусь «О налоговом консультировании в Республике Беларусь» [68].
Для начала, рассмотрим представляющие наибольший интерес для нашего исследования принципы, которые станут основой взаимодействия государства, государственных органов и организаций с субъектами хозяйствования, в соответствии с планируемым Декретом.
Такой принцип как «саморегулирование бизнеса и минимизации вмешательства государственных органов в предпринимательскую деятельность» отражает наиболее актуальные тенденции, имеющие место в сфере международного инвестирования. Сущность его проявляется в комплексе мероприятий, направленных на значительную роль дозволительных начал в области правового регулирования предпринимательской деятельности. Проиллюстрировать данное утверждение предоставляется возможным через комплекс норм, позволяющих индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам самостоятельно обеспечивать выполнение требований законодательных актов, технических регламентов как Республики Беларусь, так и иных международно-правовых актов. Кроме того, саморегуляция бизнеса проявляется и в пп.6.3 п.6 проекта Декрета. Так, в соответствии с которым субъекты хозяйствования при осуществлении строительной деятельности не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок товаров (работ, услуг) без привлечения бюджетных средств, бюджетных займов (субсидий), гарантий Правительства, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений [69] . Введение подобного положения является определяющим для развития института иностранных инвестиций в Республике Беларусь, прежде всего, в связи с тем, что ранее намерения субъектов вступить в отношения по реализации инвестиционных проектов были связаны некоторыми ограничениями в части применяемых в закупках принятых в международной и европейской практике договоров. К примеру, упоминавшийся ранее тип контрактов в сфере осуществления закупок – Open Book сталкивался с препятствиями при его использовании, в том числе - и спустя некоторое время после принятия постановления Совета Министров, санкционирующего его применение. В связи с данным обстоятельством, считаем крайне удачной инициативу законодателя о введении подобного положения, обусловленного современными реалиями осуществления иностранных инвестиций.
Что касается сочетания заявительного принципа государственной регистрации субъектов хозяйствования и уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов экономической деятельности, то отметим, что данное положение строится на поощрении уже введённой ранее инициативы и расширяется с помощью некоторых нововведений. Если заявительный принцип государственной регистрации уже достаточно продолжительное время известен в условиях отечественных реалий, то принцип уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов экономической деятельности, несомненно, является новеллой для белорусского законодательства в сфере государственной регистрации. На практике от индивидуального предпринимателя или юридического лица потребуется уведомление о своём намерении осуществлять определённый вид экономической деятельности местного исполнительного и распорядительного органа посредством следующих альтернативных вариантов :
личной подачи письменного уведомления в службу «одно окно»,
отправления письменного уведомления заказным почтовым отправлением,
отправления уведомления с помощью единого портала электронных услуг.
Так, со дня, следующего за днем направления уведомления, субъект хозяйствования вправе осуществлять заявленный в уведомлении вид экономической деятельности без необходимости прохождения административных процедур для начала осуществления заявленного в уведомлении вида экономической деятельности, независимо от включения информации о нем либо о принадлежащих ему объектах в регистры, реестры, базы и банки данных, информационные системы и иные информационные ресурсы. Подобная практика существенно упрощает действующий на данный момент порядок создания и развития различных форм экономической деятельности, что небезосновательно даёт вероятность предположить увеличение интереса со стороны иностранных инвесторов к аккумулированию собственного капитала в развитие хозяйственного сектора Республики Беларусь.
Кроме того, особое внимание уделяется повышению роли некоторых государственных органов по регулированию и оказанию содействия деятельности субъектов хозяйствования в Республике Беларусь. Так, в соответчики с п.4 и п.5 проекта Декрета, Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь и Межведомственная комиссия по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней наделяются комплексом полномочий и прав по отношению к непосредственному участию в совершенствовании правового регулирования хозяйственных отношений и упрощению некоторых аспектов в области налогообложения соответственно. Кроме того, к формам содействия государственных органов по регулированию хозяйственной деятельности применительно к институту инвестиций следует причислить и меру, предусматриваемую в пп.10.1 п.1. Проекта Декрета. Так, в соответствии с данным пунктом на Совет Министров возложено обязательство по обеспечению разработки и размещения на сайте государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации» в глобальной компьютерной сети Интернет инструкции по созданию и осуществлению наиболее распространенных видов экономической деятельности для малого и среднего бизнеса. Подобные инструкции позволят обеспечить систематизацию существующих знаний из смежных областей различных наук, корреспондирующих к созданию и развитию предпринимательской инициативы.
Наибольшей новизной всё же отличается введение института налогового консультирования, которое заключается в организации посредничества между субъектами хозяйствования и налоговыми органами путём привлечения специалистов, обладающих специальными знаниями и квалификаций, для оказания услуг на возмездной основе [70] .
Считаем, что особый интерес представляет , как для субъектов хозяйствования, так и для представителей правой науки, п.7.1 проекта Декрета. В соответствии с которым , в период с 2018 по 2020 годы действует мораторий на введение новых налогов, сборов (пошлин), повышение налоговых ставок, если иное не вытекает из международных обязательств. Полагаем, что подобная формулировка в некоторой степени содержит в себе черты стабилизационной оговорки, однако весьма ограниченного характера. Проявляется подобное в следующем :
1) Мораторий установлен лишь в части неблагоприятных изменений в системе налогообложения и не охватывает другие смежные для субъектов предпринимательства сферы.
2) Избранный срок охватывает лишь непродолжительный период времени, в то время как значительное количество инвестиционных проектов требует около 5-7 лет для их окупаемости.
Однако, подобное нововведение позволяет констатировать повышение уровня правового регулирования гарантий иностранного инвестора, в том числе и в соответствии с текущими мировыми тенденциями.
В целом, следует отметить высокую актуальность предлагаемых проектов нормативных правовых актов, их соответствие не только национальным особенностям экономической системы, но и отражение основных начал динамично развивающейся сферы внешнеторгового сектора, в том числе – иностранного инвестирования. Предлагаемые меры позволят в значительной степени способствовать упрощению и либерализации осуществления иностранных инвестиций, при этом в данных проектах учтены государственные интересы с учётом наиболее существенных вопросов, возникающих в области национальной безопасности и охраны окружающей среды. К тому же, ряд практикующих белорусских юристов, к примеру, В.Шундалова полагает, что сама правовая форма Декрета (препятствующая внесению в него изменений с более частой периодичностью, нежели чем раз в год), свидетельствует об установлении в некоторой степени стабильности законодательства, пусть и в слегка ограниченной сфере [71] . А подобная практика вновь отсылает нас к поощрению установления максимально расширенной системы гарантий для иностранного инвестора, что безусловно положительно складывается склазывается на инвестиционном климате государства в целом.