Механизмы использования бюджетных средств

5) Нормативно закреплена структура платы концедента для объектов ЖКХ, а также в случае осуществления концессионером деятельности по регулируемым тарифам. Такая плата включает в себя расходы концедента на создание и (или) реконструкцию объекта соглашения и на его использование (эксплуатацию).

В качестве источника бюджетных средств по концессионному проекту может быть использован Фонд содействия реформированию ЖКХ.

Ежегодные отчисления бюджетных средств на поддержку коммунальной отрасли:

· Инвестиции в обновление и модернизацию основных фондов;

· Тарифы (разница между экономически обоснованными и реальными тарифами, которая направляется операторам);

· Льготы;

· Субсидии.

Организационно-правовая схема (договорные отношения) проекта теплоснабжения

Поставщики
Банк
Договор кредитования
Прямое соглашение
Концессионное соглашение
Объявление конкурса
Муниципальное унитарное предприятие
Потребители (абоненты)
Выбор по результатам конкурса  
Конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении коммунальной инфраструктуры
Расторжение права хозяйственного ведения
Договор оказания коммунальных услуг
Договор поставки энергоресурсов (топливо, вода, э/э)
Передача имущества в концессию
Хозяйственное общество «Оператор» (концессионер)
Инфраструктура
Права владения и распоряжения
Уполномоченный орган по управлению муниципальнымимуществом (концедент)

Финансовая схема (движение денежных потоков/имущества/услуг)

Банк
Деньги по кредиту
Оплата
Ресурсы
Поставщики
Уполномоченный орган по управлению муниципальным имуществом (концедент)
Муниципальное унитарное предприятие  
Потребители (абоненты)
Передача имущества в казну
Возможная концессионная плата
Оплата комм. услуг
Коммунальные услуги
Передача имущества в концессию
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAuUwCR8IA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQWsCMRSE74X+h/AK3mq2grKuRmmLLQVP1dLzY/NM gpuXJUnX7b9vBKHHYWa+Ydbb0XdioJhcYAVP0woEcRu0Y6Pg6/j2WINIGVljF5gU/FKC7eb+bo2N Dhf+pOGQjSgQTg0qsDn3jZSpteQxTUNPXLxTiB5zkdFIHfFS4L6Ts6paSI+Oy4LFnl4ttefDj1ew ezFL09YY7a7Wzg3j92lv3pWaPIzPKxCZxvwfvrU/tILZHK5fyg+Qmz8AAAD//wMAUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQ SwECLQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQ SwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3NoYXBleG1s LnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQC5TAJHwgAAANsAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABkcnMvZG93 bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAhwMAAAAA " strokeweight=".5pt">
Возможная плата концедента
Хозяйственное общество «Оператор» (концессионер)
Инфраструктура
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAV02t2b4A AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbERPTWsCMRC9F/wPYYTealYPZbs1ShWVgqeq9DxsxiR0 M1mSuG7/fXMoeHy87+V69J0YKCYXWMF8VoEgboN2bBRczvuXGkTKyBq7wKTglxKsV5OnJTY63PmL hlM2ooRwalCBzblvpEytJY9pFnriwl1D9JgLjEbqiPcS7ju5qKpX6dFxabDY09ZS+3O6eQW7jXkz bY3R7mrt3DB+X4/moNTzdPx4B5FpzA/xv/tTK1iUseVL+QFy9QcAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAA ACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQIt ABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQIt ABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4bWwueG1s UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAFdNrdm+AAAA2wAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9kb3ducmV2 LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACDAwAAAAA= " strokeweight=".5pt">
Инвестиции

Дополнительно из 115-ФЗ

Условия соглашения: к обычным существенным условиям добавляются 5 условий для ЖКХ:

1) значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов)

2) задание и основные мероприятия (инвестиции), с описанием основных характеристик таких мероприятий;

3) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером;

4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов;

5) порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения.

К списку существенных условий концессионного соглашения добавлены условия: объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения (в отношении объектов ЖКХ).

4.1. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 настоящей статьи, безотзывная банковская гарантия должна быть непередаваемой и соответствовать иным утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к таким гарантиям.

Критерии отбора: к стандартному набору критериев добавляются 6 пунктов:

2.3. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, в качестве критериев конкурса устанавливаются:

1) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения;

2) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на создание и (или) реконструкцию данного объекта;

3) объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на использование (эксплуатацию) данного объекта;

4) долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера в соответствии с частью 2.4 настоящей статьи;

5) плановые значения показателей деятельности концессионера;

6) плата концедента в случае, если в качестве критериев конкурса не установлены критерии, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей части, и если решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией предусмотрена плата концедента.

Концессионное соглашение может быть заключено без конкурса в отношении объектов ЖКХ с лицом, являющимся арендатором государственного (муниципального) имущества на основании нескольких договоров аренды. Такое допущение действует только в отношении объектов ЖКХ и только в случае, если имущество, в отношении которого заключены договоры аренды, может быть объектом концессионного соглашения и иным передаваемым концедентом имуществом; имущество было создано и (или) реконструировано арендатором; арендные отношения были оформлены до 1 января 2010 года; все договоры заключены в установленном законом порядке;

В части гарантии возврата – прописывается, что кроме стандартных условий (возмещения недополученной прибыли по вине концедента), также прописывается объем инвест. программ, которые концессионер осуществляет и которые должны ему компенсироваться. Концессионная плата по концессионному соглашению в отношении объектов ЖКХ не может быть выше расходов концедента на уплату обязательных платежей, связанных с правом владения объектом соглашения.

Изменение условий соглашения:

3.2. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, для изменения условий концессионного соглашения, в том числе условий, изменяемых по соглашению сторон на основании решений органов государственной власти или органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, необходимо согласие антимонопольного органа, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Указанное согласие требуется также в случае изменения условий концессионного соглашения по основаниям, предусмотренным частями 1, 3 и 4 статьи 20 настоящего Федерального закона. Для изменения условий концессионного соглашения в случаях, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи, частью 7 статьи 5 и статьей 38 настоящего Федерального закона, предварительное согласие антимонопольного органа не требуется.

3.3. Для изменения условий, предусмотренных пунктом 1 части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона, требуется получение предварительного согласия органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения.

11. Особенности реализации концессионных проектов в отношении объектов транспортной инфраструктуры. Организационно-правовая и финансовая схемы концессионного проекта по развитию транспортной инфраструктуры на примере проекта по выбору студента.

Одним из самых важных секторов экономики. Примерно 60% инвестиций в инфраструктуру приходится на транспорт. Особенности транспортных проектов: высокая капиталоемкость, длительный срок окупаемости, создают системный эффект (улучшенная работа транспорта повышает производительность всех других отраслей).

ФЗ 115, ст 4 (объекты КС )

1) автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;

2) объекты железнодорожного транспорта;

3) объекты трубопроводного транспорта;

4) морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

5) морские и речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;

6) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских и государственных воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;

12) метрополитен и другой транспорт общего пользования;

Автомобильные дороги.

Более 50 % всех инвестиций на развитие транспортной инфраструктуры приходится на строительство дорог, где наблюдается наибольшее отставание в развитии. Россия занимает по качеству дорог 123 место из 144 стран.

Уровень: федеральный, региональный.

Нормативно-правовая база отрасли: ФЗ 257 «Об автодорогах и дор. деят-ти» (гл. 7 посвящена платным дорогам), ФЗ 145 «О гос. компании «Автодор»»

Источник финансирования (бюджетного) и возврата инвестиций – Дорожный Фонд РФ/Региональный Фонды (ст. 179.4 Бюджетного кодекса РФ.)

Концедент: федеральный - Минтранс (есть Федеральное дорожное агенство), гос. Компания «Автодор» - создана для реализации масштабного проекта создания национальной сети скоростных автомобильных дорог в России; региональный – Правительство региона, отраслевое министерство.

2 вида концессии в сфере автодорог. (ГК «Автодор»)

Вид концессии Механизм возврата инвестиций Риск спроса
концессия с платой концедента платежи за доступность/ availability payments:
  • инвест. платеж
  • эксплуатац. платеж
на концеденте
концессия с прямым сбором платы плата за проезд пользователей (сбор концессионером платы в свою пользу) на концессионере

КОНЦЕССИЯ С ПРЯМЫМ СБОРОМ ПЛАТЫ

Организационно-правовая схема (договорные отношения) проекта

Механизмы использования бюджетных средств - student2.ru

Финансовая схема (движение денежных потоков/имущества/услуг)

Примеры федеральных концессия в дорогах:

· Строительство скоростной автомобильной дороги «Москва — Санкт-Петербург» на участках км 543 – км 646 и км 646 – км 684 (с платой концедента)

· Строительство скоростной автомобильной дороги «Москва — Санкт-Петербург» на участке км 15 – км 58 (концессия с прямым сбором платы)

· Строительство нового выхода на МКАД с федеральной автодороги М-1 «Беларусь» (обход г. Одинцово) (с платой концедента)

Региональные дороги. Около 80% региональных автодорог находятся в ненормативном состоянии. Возможности развития рег. дорожной сети и инфраструктуры городского транспорта остаются ограниченными. Это обусловлено проблемами наполнения региональных дорожных фондов. Может быть платная и бесплатная рег. дорога. Примеры региональных концессий в дорогах: «Восточный обход г. Перми» (концессия с платой концедента)

Аэропорты.

Первый проект - Реконструкция и эксплуатация Аэропорта «Пулково», структурирован в соответствии с региональным законом о ГЧП Санкт-Петербурга (не концессия).

Инфраструктура аэропорта: аэродромная, терминальная и вспомогательная (обслуживание)

В качестве концедента может выступать: федеральный уровень –Правительство, МинТранс (есть фед агентство - Росавиация), региональный – Правительство региона, отраслевое министерство региона

Аэропортовая деятельность в России находится под частичным антимонопольным регулированием и тарифы на некоторые услуги аэропортов контролируется органами власти: обеспечение взлетно-посадочных операций воздушных судов; обеспечение авиационной безопасности; пользование аэровокзалом; обслуживание пассажиров; обеспечение хранения и заправки воздушных судов.

Тарифы по нерегулируемым авиационным услугам аэропорт устанавливает самостоятельно. Неавиационная деятельность аэропорта представляет собою преимущественно оказание сопутствующих услуг на территории аэропорта и включает в себя: эксплуатация коммерческих площадей, сдача в аренду рекламных мест, организация удобных и безопасных парковок. Это и является одним из источников возврата инвестиций.

Возможная схема финансирования проекта: за счет средств фед.бюджета финансируются строительство аэродромной инфраструктуры, средства рег. бюджета могут быть направлены на создание необходимой внешней инженерной инфраструктуры, средства оператора – строительство терминального комплекса и объектов вспомогательной инфраструктуры.

Региональные аэропорты не в состоянии обеспечить должный уровень инфраструктуры (износ фондов – до 80%), многие аэропорты находятся на стадии закрытия. (одна из основных проблем, необходимость проведения капитального ремонта взлетно-посадочных полос, терминалов). Огромная потребность в инвестициях.

В случае федерального аэропорта: схема концессия с платой концедента, может быть и с прямым сбором платы с пользователей (достаточный пассажиропоток, есть возможность передать риск спроса частному партнеру)

В случае регионального аэропорта: схема концессия с платой концедента (недостаточный пассажиропоток), также может быть акционерная схема

Железные дороги

По состоянию на начало 2014 г. уровень износа железнодорожной инфраструктуры составлял 49%.

Уровень – скорее всего федеральный.

В качестве концедента могут выступать МинТранс, РЖД.

Долгосрочные проекты с крайне высокими капиталовложениями. Высокие технологические риски. Схема: концессия с платой концедента.

12. Особенности реализации концессионных проектов в отношении объектов социальной инфраструктуры. Организационно-правовая и финансовая схемы концессионного проекта по развитию социальной инфраструктуры на примере проекта по выбору студента.

Применение механизмов ГЧП для развития социальной инфраструктуры одна из приоритетных задач обеспечения устойчивого развития социального сектора и привлечения в него частных инвестиций и компетенций. На сегодняшний момент в РФ 216 проектов в социальной сфере, 92 из которых концессионные соглашения. В отраслевом разрезе, большинство проектов ГЧП реализуются в здравоохранении и образовании.

Здравоохранение.

Кто может быть концедентом: все уровни: федеральный (Минздрав), региональный (правительства субъектов), муниципальный (администрация). Чаще всего региональный уровень.

Экономика отрасли:

Частный партнер на стадии эксплуатации за обслуживание пациентов получается доход за счет тарифа ОМС, а также может оказывать платные услуги.

Масштаб: обычно либо комплекс зданий в рамках одной больницы, либо корпус к уже существующей. Состав объектов: корпуса для различных видов медицинской деятельности.

Образование.

Уровни: чаще всего муниципальный, если высшее образование- то федеральный (Минобрнауки) либо региональный.

Экономика отрасли: детские сады, школа- плата родителей+ субсидирование; возможно колледжи, высшее образование- платные услуги+ бюджетные места, целевые места

Может быть несколько детских садов в разных муниципальных образованиях либо в одном муниципальном образовании структурировано в одной проекте для минимизации издержек.

В образовании подавляющее число проектов- строительство дошкольных образовательных учреждений с последующей компенсацией затрат инвестора в рассрочку с учетом установленной предпринимательской прибыли. В таких проектах частный партнер осуществляет только техническое обслуживание, без оказания соответствующих услуг.

Социальное обслуживание. В данной отрасли нет проектов направленных на оказание услуг по уходу за пожилыми группами лиц либо иных социальных услуг отдельным категориям граждан. В большинстве проектов в этой отрасли осуществляется предоставление услуг банно-прачечных комплексов, которые реконструируются в муниципалитетах. Предположительно-развитие может быть муниципальное и региональное.

Спорт

Реализуются капиталоемкие проекты, создание которых полностью финансируется за счет средств частного инвестора, а возврат вложенных средств за счет платных услуг, но платежеспособный спрос падает на данные услуги, для запуска новых проектов нужно искать альтернативные механизмы возврата инвестиций. Уровни все. Масштаб от одного спортивного сооружения до огромного спортивного центра.

Культура и туризм. Наименее капиталоемкие проекты. Уровни все. Экономика отрасли за счет привлечения туристов, оказание сопутствующих видов деятельности (гостиничный бизнес).

Механизмы использования бюджетных средств - student2.ru

13. Сущность и принципы проектного финансирования. Сравнение проектного финансирования с другими видами финансирования. Основные принципы формирования долгосрочных контрактов. Особенности проектного финансирования и финансового моделирования проектов ГЧП.

Проектное финансирование – это финансирование долгосрочных инфраструктурных проектов, а также проектов по оказанию услуг, изначально присущих государственному сектору, с использованием структуры финансирования без права или с ограниченным правом регресса, при которой возврат вложенных в проект собственных и заемных средств происходит за счет денежных потоков, генерируемых проектом.

Регресс – это обратное требование о возмещении предоставленной суммы денежных средств, предъявляемое одним лицом другому, в частности, предъявляемое кредитором заемщику.

В основе проектного финансирования в ГЧП лежит концепция финансирования инвестиционных проектов под гарантии ожидаемой прибыли, т.е. тех доходов, которые создаваемое предприятие принесет в период его эксплуатации.

Структура проектного финансирования:

- собственный капитал, предоставленный инвесторами проекта;

- заемный капитал, предоставленный одной или несколькими группами лиц.

Проектное финансирование предполагает большое количество участников. Каждый участник принимает на себя небольшую часть общего риска исполнения проекта, в результате чего риски дробятся, становясь приемлемыми для всех участников. Отношения между участниками закреплены множеством контрактов.

Наши рекомендации