Ранжирование объектов и задач управления финансами в рамках реализации краткосрочной финансовой политики
Уровень управления финансами | Объект управления финансами | Решаемые задачи |
Краткосрочная финансовая политика | Выработка общей линии поведения в отношении формирования источников финансирования текущей деятельности | Выбор модели управления оборотным капиталом. Определение размера участия заемного капитала в допустимой степени зависимости от кредиторов |
Стратегия текущего финансиро- вания | Создание условий для гибкого текущего финансирования | Определение круга стратегических кредиторов. Определение форм заимствований с учетом особенностей производственно-финансового цикла предприятия, цены заемных средств и налогового аспекта заимствований. Подготовка условий для оперативного размещения временно свободных средств, налаживание контактов с финансовыми посредниками. Создание внутренних оценочных резервов (резервы предстоящих расходов и платежей, резервы по сомнительным долгам, резерв под обесценение ценных бумаг) |
Поддержание оптимального уровня ликвидности и степени риска заемщика | Рациональное распределение долговой нагрузки организации в соответствии с особенностями ее производственного и финансового цикла | |
Тактические задачи | Оперативное обеспечение гибкости текущего финансирования | Увеличение или уменьшение объемов заимствований в соответствии с изменяющимися потребностями предприятия. Переключение на альтернативные источники заимство-ваний по мере возникновения необходимости. Контроль за своевременным погаше-нием дебиторской и кредиторской задолженностей, кредитов, займов, выплат процентов по ним. Текущее поддержание баланса между требова-ниями и обязательствами по суммам и срокам (ликвидности). Выбор конкрет-ных форм краткосрочных финансовых вложений по критерию соотношения доходности и риска, диверсификации вложений. |
Разграничение текущей и инвестиционной деятельности необходимо для обеспечения эффективного контроля за использованием финансовых ресурсов и предупреждения иммобилизации (отвлечения) оборотных средств в капитальные затраты, что может подорвать текущее финансирование предприятия.
По степени конкретизации объектов и характеру решаемых задач в рамках финансовой политики предприятия можно выделить уровни управления финансами: краткосрочная финансовая политика; стратегия текущего финансирования и тактические задачи (табл. 1.2) [4].
Конкретные формы и методы реализации задач управления финансами определяются финансовой политикой предприятия. Ее основные элементы: учетная политика; кредитная политика; политика управления денежными средствами; политика в отношении управления издержками; дивидендная политика.
Свою учетную политику предприятие должно строить в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета.
При определении кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами, в частности, размер собственных оборотных средств и потребности в заемных средствах (коммерческих, краткосрочных, банковских кредитах). В случае необходимости привлечения долгосрочного кредита изучают структуру капитала и финансовую устойчивость предприятия.[5]
В процессе реализации своих главных целей финансовый менеджмент направлен на решение следующих задач:
- обеспечение формирования необходимого объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предпринимательской фирмы в предстоящем периоде;
- обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов фирмы по всем основным направлениям ее деятельности;
- обеспечение эффективного управления денежным оборотом фирмы;
- обеспечение необходимого уровня ликвидности оборотных активов фирмы;
- обеспечение максимизации прибыли фирмы в предстоящем периоде;
- обеспечение высокого уровня финансовой устойчивости и платежеспособности фирмы на всех этапах ее развития.
Все эти задачи взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому в процессе финансового управления отдельные задачи должны быть взаимно оптимизированы для наиболее эффективного результата при решении его основной цели.
Управление финансами осуществляется с помощью финансового механизма, который состоит из двух подсистем:
1. Управляющая подсистема. Это субъект управления. Управляющей подсистемой являются финансовая служба, финансовый отдел и финансовые менеджеры.
2. Управляемая подсистема. Это объект управления. Управляемая подсистема включает в себя:
- финансовые отношения (взаимоотношения с потребителями, поставщиками);
- источники финансовых ресурсов;
- финансовые ресурсы организаций;
- денежный оборот предприятия.[6]
В качестве основного объекта управления в финансах выступает денежный оборот фирмы, как непрерывный поток денежных выплат и поступлений, проходящий через расчетный и другие счета фирмы.
Вывод: проанализированы основные положения финансовой политики предприятия, как основы финансовой стабилизации предприятия. Предприятием выбирается одна из двух форм управления финансами – реактивная или на основе разработки финансовой политики. Показано, что Реактивная форма управления финансами означает, что управленческие решения принимаются как реакция на текущие проблемы. Избежать скоропалительных решений, добиться более рационального использования финансовых ресурсов позволяет тщательно продуманная финансовая политика. Поскольку целью финансовой политики является построение эффективной системы управления финансами, то она может обеспечить финансовую стабильность предприятия в целом.
Существуют различные подходы к трактовке понятия «финансовый инструмент». В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.
Финансовые активы включают:
-денежные средства;
-контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансовых активов;
-контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях;
-акции другого предприятия.
К финансовым обязательствам относятся контрактные обязательства:
-выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию;
-обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторской задолженности).
Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).
Имеется и более упрощенное понимание сущности понятия «финансовый инструмент». В соответствии с ним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта), кредитные инструменты (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).
Основным критерием приближающегося финансового кризиса служит динамический рост просроченной кредиторской задолженности, а также частое превышение лимитов по отгрузке товаров покупателям и несоблюдение ими установленных сроков оплаты; остатки складских запасов и их динамика. В период кризиса предприятия сталкиваются с тем, что при значительном объеме средств, иммобилизованных в складских запасах, реализация практически останавливается, поскольку на складе товар был либо не тот, либо неудовлетворительного качества с точки зрения потребительского спроса.
Финансовая стабилизация предприятия направлена на обеспечение реализации срочных мер по возобновлению платежеспособности и восстановлению финансовой устойчивости за счет внутренних резервов.
В практике управления финансами обычно рассматривают три механизма финансовой стабилизации: оперативный, тактический и стратегический. Оперативный механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, направленную, с одной стороны, на уменьшение текущих внешних и внутренних финансовых обязательств предприятия, а с другой стороны, на увеличение денежных активов, обеспечивающих эти обязательства. Принцип «отсечения лишнего», лежащий в основе этого механизма, определяет необходимость сокращения размеров как текущих потребностей (вызывающих соответствующие финансовые обязательства), так и отдельных ликвидных активов (с целью их срочного перевода в денежную форму).
Тактический механизм финансовой стабилизации – это также система мер, но основанная на использовании моделей финансового равновесия в долгосрочном периоде. Финансовое равновесие предприятия обеспечивается при условии, что объем положительного денежного потока по всем видам хозяйственной деятельности (производственной, инвестиционной и финансовой) в определенном периоде равен планируемому объему отрицательного денежного потока.
Стратегический механизм финансовой стабилизации представляет систему мер, основанную на использовании моделей финансовой поддержки ускоренного экономического роста предприятия. Эта система мер определяет необходимость пересмотра отдельных направлений финансовой стратегии предприятия. Модель ускоренного экономического роста предприятия базируется на увеличении темпов прироста объема реализации продукции в предстоящем периоде. Эта модель требует обеспечения соответствующих пропорций финансового развития.
Современные инструменты, направленные на поддержку финансовой стабилизации предприятий в условиях кризиса, представлены следующими. Беззалоговые кредиты, получаемые банками в ЦБ РФ, по-прежнему направляются не в экономику, а на ликвидацию кассовых разрывов, в то время как остатки на банковских счетах юридических лиц упали на 20 %, а уровень проблемной задолженности предприятий к концу 2009 г. Вряд ли будет соответствовать оптимистическому прогнозу Минфина в 10 %[7].
В ближайшее время вряд ли следует надеяться на преобразование тактики Центробанка, который может расширить ломбардный список предприятий, получающих господдержку путем залога ценных бумаг. Но в любом случае данный механизм ориентирован, главным образом, на крупные системообразующие предприятия. Компании же среднего уровня оказываются, мягко говоря, в куда более трудном положении.
Единственной возможностью остается рефинансирование уже имеющейся задолженности.
Такие формы рефинансирования долгов, как выпуск еврооблигаций и синдицированное кредитование для компаний со средней капитализацией, недоступно изначально. Получение же предприятием долгосрочного рублевого кредита на 5 лет по относительно приемлемым ставкам 15-20 % сегодня возможно исключительно в основной четверке таких государственных банков как Сбербанк, Россельхозбанк, Газпромбанк и ВТБ. В свою очередь, частные кредитные организации если еще и не полностью приостановили кредитование юридических лиц, то сильно ужесточили условия предоставления финансирования – кредиты не выдаются более чем на 1 год, а ставки уже преодолевают уровень 30 %.
В связи с этим в финансовых кругах обсуждают внедрение такой смешанной (между классическими акционерной и долговой моделями) формы финансирования, как мезонинное кредитование (Mezzanine Loan). Специфика этого вида кредита подразумевает довольно сложное структурирование залога ценных бумаг, а также гарантированное участие кредитора в прибыли заемщика. Подобный формат существенно минимизирует риск неисполнения заемных обязательств и облегчает процедуру возможного взыскания на обеспечение. Однако потенциальным претендентам на мезонинный кредит нужно быть готовыми к тому, что критерии анализа их деятельности в данном формате финансирования акцентируются не только на показателях устойчивости даже в кризисный период и безупречной ликвидности активов, но и на фактически гарантированной успешности того или иного инвестиционного проекта. То есть проблему рефинансирования такой вид кредитования определенно не решает.
Все более привлекательными становятся прямые инвестиции в капитал. Если ранее этот традиционный инструмент финансирования казался реальному сектору слишком дорогим и жестким по условиям, то сегодня стоимость денег в фондах прямых инвестиций уже вполне сравнялась с ценой пассивов у кредитных организаций. Является преимуществом и «длина» таких денег – период привлечения средств в фондах составляет, как правило, не менее 2-3 лет, а именно такой срок и требуется предприятиям, чтобы относительно стабилизироваться и пережить кризис.
В то же время к уже имеющимся классическим минусам прямого инвестирования добавились и новые сугубо «кризисные»: фонд вряд ли ограничиться залогом акций кредитуемого предприятия и наверняка потребует в обеспечение все возможные ликвидные активы, а также поручительства и возможность участия в приросте стоимости компании через варранты и опционы. Кроме того, такой инвестиционный кредит сегодня невозможно получить в рублях, что подвергает потенциального заемщика серьезному валютному риску.
Весьма специфичны и требования фондов прямых инвестиций к рассматриваемым проектам: базовой характеристикой в данном случае является как минимум готовность выхода предприятия на IPO или размещению на долговом рынке в предкризисный период. Крайне ограничено на текущий момент и количество самих таких фондов в России.
Довольно долго рассматриваются и заявки на подобное финансирование, что в нынешних условиях нередко ставит под сомнение целесообразность использования такого инструмента. Например, в компании NewRussiaGrowth, работающей с фондом прямых инвестиций, размер которого 300 млн. долл., сегодня рассматриваются 10 проектов, а на стадии завершения находится только один из них[8].
Более привлекательным снова становится такой инструмент как лизинговое финансирование, где отношение к залоговому обеспечению фундаментально отличается от банковского: если для банка-кредитора ключевым критерием при анализе заемщика является платежеспособность предприятия, а ликвидность залога рассматривается второстепенно только лишь потому, что недостаточно институциализирована реализация обеспечения, то лизинговая компания, как правило, не испытывает трудностей с продажей объекта лизинга либо направления его в лизинг другому клиенту.
Положительной особенностью лизинга является и микроуровень сделок, что особенно актуально как раз для терпящих настоящее бедствие в кризис среднего сегмента и малого предпринимательства. Во многих отраслях лизинг может быть действительно эффективен как инструмент преодоления нестабильности, поскольку оперативное наращивание производственных мощностей часто позволяет сократить убытки и улучшить финансовое состояние предприятия.
Немаловажным фактором является и возможность использования лизингополучателем в качестве обеспечения гарантий фондов поддержки малого бизнеса, что, по сути, делает лизинг сегодня по-настоящему реальным инструментом, позволяющим осуществлять господдержку реального сектора на региональном уровне.
В теории финансового менеджмента известны четыре модели финансирования текущей деятельности, которые различаются между собой с точки зрения роли кредита и других краткосрочных обязательств, и представляют постоянный и переменный оборотный капитал.
Постоянным оборотный капитал (системная часть текущих активов) называют потому, что потребность в нем относительно постоянна в течение всего операционного цикла. Понятие постоянного оборотного капитала может трактоваться по-разному: как средняя величина текущих активов, используемых предприятием в течение определенного периода времени, или как минимум оборотных средств, необходимых для нормальной текущей деятельности.
Переменный оборотный капитал (варьирующаяся часть текущих активов) – потребность в нем изменяется вплоть до полного ее исчезновения в отдельные периоды.
Важная роль в управлении оборотным капиталом принадлежит краткосрочным заимствованиям, использование которых определяется выбранной моделью: идеальная, агрессивная, консервативная и компромиссная[9]. Идеальная модель – слишком теоретическая. Действительно, трудно представить ситуацию, когда все оборотные средства сформированы за счет краткосрочных долгов, в реальной жизни она практически не встречается. В последних трех моделях главная идея состоит в том, что для обеспечения ликвидности предприятия необходимо, чтобы внеоборотные активы в совокупности с системной частью оборотных активов покрывались долгосрочными пассивами.
Таблица 1.3