Основные стратегии работы предприятия.
Процесс формирования стратегии включает три этапа:
1) формирование общей стратегии предприятия (портфельной);
2) формирование деловой (конкурентной) стратегии;
3) определение функциональных стратегий.
Разработка общей стратегии должен решить две главные задачи:
1) отобрать и развернуть основные элементы общей стратегии фирмы;
2) установить конкретную роль каждого из подразделений фирмы при осуществлении стратегии и выявить способы определения ресурсов между ними.
Разнообразие общих стратегий может быть сведено к трем основным типам, таким как:
1) стратегия стабильности (сосредоточивание на существующих направлениях бизнеса и поддержка их. Обычно используется крупными фирмами, которые доминируют на рынке);
2) стратегия роста (увеличение организации, часто через проникновение и захват новых рынков);
3) стратегия сокращения (применяется в тех случаях, когда выживание организации находится под угрозой).
После формирования общей стратегии развития предприятия приступают к определению деловой стратегии. Она нацелена на достижение конкурентных преимуществ.
Функциональные стратегии разрабатываются специально для каждого функционального пространства организации. Они включают в себя следующие элементы:
1) стратегию НИОКР;
2) производственную стратегию;
3) маркетинговую стратегию;
4) финансовую стратегию;
5) стратегию управления персоналом.
Стратегия НИОКР обобщает основные идеи о новом продукте — от его первоначальной разработки до внедрения на рынке.
Производственная стратегия сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, размещении промышленного оборудования, основных элементах производственного процесса, регулировании заказов.
Маркетинговая стратегия заключается в определении подходящих продуктов, услуг и рынков, которым они могут быть предложены. Определяет наиболее эффективный состав комплекса маркетинга (исследований рынка, товарной и ценовой политики, каналов распределения и стимулирования сбыта).
Финансовая стратегия ответственна за прогнозирование финансовых показателей стратегического плана, оценку инвестиционных проектов, планирование будущих продаж, распределение и контроль финансовых ресурсов.
Многие организации разрабатывают стратегию управления персоналом (человеческими ресурсами), с помощью которой решаются проблемы повышения привлекательности труда, мотивации, аттестации персонала, поддержания такого количества занятых на предприятиях и типов рабочих мест, которые соответствуют эффективному ведению бизнеса.
8. Общая структура бизнес-плана.
Структура бизнес-плана — это определенная логическая последовательность его разделов, обеспечивающая максимально полное и ясное представление инвестиционного проекта с целью принятия по нему управленческих решений.
В большинстве случаев в структуру стандартного бизнес-плана должны включаться следующие разделы:
1) резюме;
2) введение;
3) текущая деятельность компании — инициатора проекта;
4) анализ рынка и маркетинговый план;
5) производственно-технологический план;
6) производственно-экономический план;
7) финансово-экономическая деятельность;
8) организационно-правовые аспекты;
9) оценка экономической эффективности;
10) анализ рисков;
11) приложения.
Приводимая структура не является универсальной, применимой без изменений для каждого инвестиционного проекта. Любой проект индивидуален, из чего вытекает наличие многочисленных особенностей, нуждающихся в раскрытии. Это означает, что в бизнес-плане могут появляться дополнительные разделы, вызванные необходимостью точного освещения данного проекта, или, наоборот, исключаться некоторые разделы, не присущие данному проекту.
Хотелось бы подчеркнуть, что при написании бизнес-плана важно не следовать существующим шаблонам, а применять творческий подход, основанный на ответе на вопрос: «Какая информация нужна потенциальному инвестору для принятия обоснованного инвестиционного решения?».
Краткое описание проекта.
Краткое описание проекта дает возможность получить общее представление о базовых концепциях и стратегии развития проекта. На его основе читатель принимает окончательное решение, читать основные главы или нет. Поскольку краткое описание проекта — бизнес-план в бизнес-плане, оно должно содержать те же компоненты, что и полный бизнес-план.
Иными словами, на нескольких страницах вы должны сообщить о:
— концепции вашего проекта;
— стадиях развития проекта;
— структуре управления компанией;
— рынке сбыта ваших товаров или услуг;
— уровне конкурентоспособности продукции;
— финансовых прогнозах;
— том, как скоро и каким образом инвесторы вернут вложенные деньги.
Кроме того, краткое описание проекта, как и собственно бизнес-план, должно освещать различные приоритетные моменты в зависимости от планируемого круга читателей.
В зависимости от сути и особенностей вашего проекта, а также ваших литературных способностей, можно составить два различных типа краткого описания: тезисное и развернутое.
Тезисное описание проекта: как следует из самого названия, тезисное описание проекта содержит краткие тезисы по каждому из аспектов бизнес-плана. По сути, оно почти полностью повторяет общую структуру вашего документа. Составить такое описание достаточно просто, даже при полном отсутствии литературных способностей. Единственным недостатком его может быть разве что определенная сухость изложения.
Развернутое описание проекта:составление развернутого описания требует наличия у автора определенных литературных способностей, т. к. оно должно стать для читателя интересной историей. Развернутое описание имеет смысл составлять в тех случаях, когда проект заключает в себе радикально новую идею и поэтому требующую развернутых объяснений. Кроме того, если вы хотите подчеркнуть достижения компании, вам следует составить развернутое, описание.
10. Описание компании (предприятия).
Прежде, чем вы приступите к детальному описанию проекта, стратегий маркетинга и продаж, целевого рынка, управленческой структуры фирмы и финансового плана, необходимо привести описание компании.
В этом разделе необходимо определить цели проекта и наиболее полно описать «философию» компании. Цели должны быть предельно конкретными (например, какую именно долю рынка захватит компания в случае реализации проекта или за счет чего фирма собирается снизить себестоимость).
Описывая компанию, необходимо указать юридическую форму организации: закрытое акционерное общество, открытое, с ограниченной ответственностью и т. д.; где зарегистрирована компания, и кто является ее акционерами или владельцами.
В описании компании целесообразно указать имена членов Совета Директоров и Правления компании, а также других ключевых управленцев компании.
Также необходимо:
1)сообщить инвестору, когда была основана компания, какие заслуги она имеет, как развивалась, и какой цели она собирается достигнуть в ближайшем будущем,
2)указать, на какой стадии развития находится компания (только что создана и не имеет четко выраженной номенклатуры товаров и услуг; на ранних стадиях развития; на стадии расширения производства и увеличения сбыта; давно занимает определенный сектор рынка и имеет устоявшуюся номенклатуру товаров.
Приводятся сведения о финансовом состоянии фирмы: каков объем выручки, себестоимость, норма прибыли, общие сведения об активах компании и численности персонала; какое финансирование и в каком объеме было ранее получено фирмой, а также какие средства понадобятся для финансирования дальнейшего роста.
Анализ индустрии.
Предприятие принадлежит сектору экономики и индустрии.
Индустрия или индустриальный сектор включает в себя все компании, производящие товары или оказывающие услуги, аналогичные нашим, а также те фирмы, которые имеют непосредственное отношение к производству и реализации этих товаров или услуг.
Реалистичная оценка темпов роста и перспектив развития индустриального сектора должна показать инвестору, что вы понимаете внешнюю среду, окружающую компанию, и те силы, которые влияют на ее развитие.
Под сектором экономики подразумеваются 4 основные категории, на которые можно разбить все существующие на рынке компании (и, соответственно, индустрии). Это:
— сфера услуг,
— производство,
— розничная торговля,
— оптовая торговля или дистрибуция.
Одним из обязательных условий успешного бизнес-планирования является определение основных тенденций развития вашего сектора экономики, поскольку это позволит вам сделать более или менее точный прогноз перспектив развития фирмы как одного из элементов сектора.
Ваша компания может принадлежать к двум и более различным индустриям. Например, вы производите различные компоненты электронного оборудования, которые могут быть использованы в медицине, авиастроении и бытовой электронике. Таким образом, ваша компания входит сразу в три индустриальных сектора: создание медицинского оборудования, аэрокосмическую индустрию и радиоэлектронную промышленность. В этом случае вам необходимо собрать материал и проанализировать основные тенденции развития всех трех индустриальных секторов. Обратите особое внимание на темпы роста вашего индустриального сектора и сравните его с темпами прироста валового внутреннего продукта (ВВП) или валового национального продукта (ВНП), которые характеризуют темпы роста экономики в целом. Сравнение темпов роста вашей индустрии с этими макроэкономическими индикаторами позволит четко определить перспективы и потенциальные возможности развития компании.
Степень зрелости индустрии.
В общем случае жизнь индустрии состоит из четырех фаз:
— создание индустрии;
— расширение;
— стабильное развитие;
— спад.
Создающиеся индустрии представляют великолепные возможности. Небольшие компании имеют преимущества, поскольку могут быстро отреагировать на изменения, в то время как крупные компании еще не оценили растущий потенциал рынка.
Расширяющиеся индустрии характеризуются быстро растущим рынком, а потребители признают необходимость в товаре. Конкуренция усиливается, поскольку крупные компании начинают выходить на рынок. На этом этапе рискуют все компании, даже те, которые имели твердые позиции, когда индустрия создавалась.
Индустрии в период стабильного развития находятся на определенном «плато» на достаточно высоком уровне. Темпы роста невелики, а потребители придерживаются строгих правил в выборе среди конкурентов. В индустрию на данном уровне развития войти будет непросто.
Фаза спада в развитии индустрии возникает по причине технологических, демографических и социальных изменений, а также из-за иностранной конкуренции. Немногие оставшиеся на рынке крупные компании в борьбе за выживание переманивают клиентов у ослабевших конкурентов.
Чувствительность индустрии.
Определенные индустрии находятся в зависимости от общего состояния национальной или международной экономики, и вам необходимо определить, насколько это может сказаться на бизнесе.
Некоторые индустрии, наподобие производства товаров личного потребления или недорогих развлечений, не реагируют на спад и подъем в экономике.
Сезонность. Во время подготовки финансового раздела плана обязательно учитывайте возможные сезонные изменения, которые могут повлиять на ваши доходы и затраты. Ваша продукция может хорошо продаваться в декабре, а рассчитываться за поставки придется в июне.
Технологические изменения. Технология влияет на изготовление товара, на обмен информацией или на уменьшение расходов, на расчеты с покупателями и поставщиками. Если в вашей отрасли технологические изменения оказывают сильное влияние, то вам следует подготовиться к ним и указать в бизнес - плане стратегию и возможные пути финансирования нового оборудования. Если вам необходимо будет периодически покупать новое оборудование, предусмотрите раздел в финансовом плане.
Разрешения и сертификация. Определенные индустрии зависят от законодательных актов правительственных органов. Если ваш бизнес в какой-либо мере затронут получением разрешений, сертификацией или лицензированием, это может повлиять на ход бизнеса в целом. Подумайте, насколько законодательные акты на всех уровнях — федеральном, местном, муниципальном — влияют на отрасль.
Пути поставок и сбыта. В некоторых отраслях наличие путей для получения поставок и сбыта продукции может оказаться важным для бизнеса. Существуют области, в которых мало надежных поставщиков; в других— затруднен сбыт продукции. Осторожно входите в индустрии с ограниченной сетью поставок или сбыта.
Финансовые характеристики индустрии. Знание уровня цен, комиссионных, наценок и объемов продаж поможет вам при составлении бюджетов и финансового плана.