Политика управления дебиторской задолженностью в составе оборотных активов.

Политика управления дебиторской задолженностью представ­ляет собой часть общей политики управления оборотными акти­вами и маркетинговой политики предприятия, направленнойна расширение объема реализации продукции и заключающейсяв оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

формирование политики управления дебиторской задолженно­стью предприятия (или его кредитной политики по отношению к по­купателям продукции) осуществляется по следующим основным эта­пам:

1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в пред­шествующем периоде.Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ де­биторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в раз­резе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.

Результаты анализа используются в процессе последующей раз­работки отдельных параметров кредитной политики предприятия.

2. Формирование принципов кредитной политики по отноше­нию к покупателям продукции.В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопро­са:

а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит:

- Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов.

- Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физичес­ким лицам) с отсрочкой платежа.

б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию:

- Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики пред­приятия направлен на минимизацию кредитного риска.

- Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризу­ет типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой ком­мерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уро­вень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

- Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предпри­ятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максими­зацию дополнительной прибыли за счет расширения обьема реали­зации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции.

3. Определение возможной суммы финансовых средств, ин­вестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (ком­мерческому) и потребительскому кредиту.При расчете этой сум­мы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по от­дельным формам кредита; средний период просрочки платежей исхо­дя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по ре­зультатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализу­емой в кредит продукции.

4. Формирование системы кредитных условий.В состав этих условий входят следующие элементы:

• срок предоставления кредита (кредитный период);

• размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

• стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);

• система штрафных санкций за просрочку исполнения обяза­тельств покупателями.

5. Формирование стандартов оценки покупателей и диффе­ренциация условий предоставления кредита.В основе установле­ния таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособ­ность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в раз­ных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выпол­нять все связанные с ним финансовые обязательства.

6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задол­женности.В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний по­купателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банк­ротстве несостоятельных дебиторов.

7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позво­ляют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансиро­вание, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолжен­ности, используемыми в настоящее время, являются:

• факторинг;

• учет векселей, выданных покупателями продукции;

• форфейтинг.

8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финан­сового контроля на предприятии как самостоятельный его блок

Наши рекомендации