Политика управления дебиторской задолженностью в составе оборотных активов.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленнойна расширение объема реализации продукции и заключающейсяв оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия (или его кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам:
1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде.Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики предприятия.
2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:
а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит:
- Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов.
- Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа.
б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию:
- Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска.
- Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
- Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения обьема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции.
3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.
4. Формирование системы кредитных условий.В состав этих условий входят следующие элементы:
• срок предоставления кредита (кредитный период);
• размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
• стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
• система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:
• факторинг;
• учет векселей, выданных покупателями продукции;
• форфейтинг.
8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля на предприятии как самостоятельный его блок