Финансы предприятий транспорта
Специфика организации финансов транспорта основана на особенностях его экономики и организации производства и управления, обусловленных производственным процессом.
Транспорт как отрасль экономики имеет следующие особенности:
продукция транспорта не имеет вещественной формы (транспорт лишь перемещает товары, продукцию, созданные в других отраслях экономики);
транспорту не принадлежит предмет его труда — перевозимые грузы, он принадлежит отправителям и получателям грузов;
цены на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;
продукцию транспорта нельзя накопить, отложив в запас, поэтому транспорт не может работать без резерва локомотивов и вагонов и должен учитывать пропускную способность на дорогах;
в составе средств производства на транспорте нет сырья, стоимость которого весьма значительна на промышленных предприятиях.
Как всякий производственный процесс, транспорт состоит из последовательных этапов (погрузка грузов в подвижной состав (посадка пассажиров); перемещение грузов и пассажиров между пунктами отправления и назначения; выгрузка грузов из подвижного состава (высадка пассажиров) в пункте назначения).
Эффективность транспортного процесса, его непрерывность во многом зависят от согласованности продолжительности выполнения каждого этапа во времени. При перевозках элементы транспортного процесса для каждой единицы подвижного состава постоянно повторяются. Это обстоятельство определяет цикличный характер транспортного процесса. Продолжительность цикла складывается из времени, затрачиваемого на выполнение всех этапов транспортного процесса. Сокращение продолжительности этого цикла является общим из факторов роста производительности труда на транспорте и снижения стоимости перевозок.
Вопрос. Особенности организации финансов субъектов малого предпринимательства
Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП).
Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. В большинстве стран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия (МСП). Они выделяются среди прочих по численности занятых (например, не более 500 человек) или размеру основного капитала. На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75—80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости.
Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознаменовались переходом к рыночной экономике и стран Восточной Европы. В какой бы стране правительство ни принимало решение либерализовать экономические условия, малые предприятия во множестве возникали в кратчайшие сроки.
В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.
Развитие МСП имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.
Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей.
Малые предприятия — это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятии.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон 209 – ФЗ) под субъектами малого предпринимательства понимаются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
- в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);
- в уставном капитале доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %;
- средняя численность работников за отчетный период не превышает 100 человек включительно. Также среди малых предприятий выделяют микропредприятия, численность которых не превышает 15 человек;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. (Постановление Правительства № 101 от 9 февраля 2013 «О предельных значениях выручки для субъектов малого предпринимательства» установило данный критерий на уровне 400 млн. руб. для малых предприятий, 60 млн. руб. для микропредприятий
Одним из самых важных направлений государственной и муниципальной политики по содействию развитию малого и среднего предпринимательства является финансовая поддержка, так как она предполагает непосредственное предоставление данным субъектам экономической деятельности инструментов (средств) для организации и ведения бизнеса. Другие меры поддержки могут иметь более длительный эффект. Именно с помощью финансовых мер, например выделения кредитов, государство, муниципальные образования могут способствовать открытию новых предприятий, их модернизации, решению возникших в кризисное время социальных вопросов и т.д.
Государственную (муниципальную) поддержку принято определять как создание государством, муниципальными образованиями экономических и правовых условий, стимулов для развития и конкурентоспособности предпринимательства, а также как вложение в него материальных и финансовых ресурсов. Финансовая поддержка является одной из форм государственной (муниципальной) поддержки бизнеса. Она формирует для него благоприятные финансово-экономические условия, а также предполагает прямое вложение государственных и муниципальных финансовых средств в программы развития предпринимательской деятельности.
Нужно подчеркнуть, что, говоря о финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства, мы имеем в виду только те ресурсы, которые привлекаются в данную сферу на безвозмездных условиях или условиях, льготных по сравнению с обычным рыночным приобретением или авансированием в денежной или товарной форме (банковский или коммерческий кредит).
Финансовой поддержке малого и среднего бизнеса специально посвящена ст. 17 Федерального закона № 209-ФЗ. В ней сказано, что оказание данного вида поддержки может осуществляться за счет средств местных бюджетов путем предоставления:
· субсидий;
· бюджетных инвестиций;
· государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Порядок применения указанных выше форм финансовой поддержки малого и среднего бизнеса установлен Бюджетным кодексом РФ – главным законом страны о бюджете и публичных финансах. Только на его основе и только в строгом соответствии с ним органы местного самоуправления, муниципальные учреждения могут выделять средства, предоставлять кредиты, гранты, гарантии и т.д. субъектам малого и среднего предпринимательства.
Федеральным законом № 209-ФЗ в ст. 14 установлены определенные ограничения на предоставление поддержки малым и средним предпринимателям органами местного самоуправления.
Так, поддержка не может оказываться, в частности, в отношении следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
· кредитных организаций, страховых организаций (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, ломбардов;
· малых и средних предпринимателей в сфере игорного бизнеса;
· нерезидентов РФ[2] за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ.
Финансовая поддержка, предусмотренная ст. 17 Федерального закона № 209-ФЗ, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых (песок, щебень, гравий, глины и т.д.).
В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:
· не представлены документы, определенные соответствующими муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы;
· не выполнены условия оказания поддержки;
· ранее в отношении заявителя – субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
· с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
Все эти ограничения на предоставление финансовой поддержки малому и среднему бизнесу органами местного самоуправления и другими органами публичной власти установлены с целью обеспечить эффективное, целевое использование публичных финансов и добиться максимальной результативности предпринимательской деятельности в интересах развития рыночной экономики.
Различают три уровня программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
1) федеральные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности Федеральная программа государственной поддержки малого бизнеса;
2) региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) муниципальные программы развития субъектов малого и среднего.
Таким образом, регионы РФ и муниципальные образования могут самостоятельно разрабатывать различные мероприятия, направленные на развитее малого бизнеса.
По данным некоторых исследований среди субъектов Российской Федерации наиболее распространенными являются следующие направления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
субсидирование части процентных выплат по банковским кредитам;
субсидирование части лизинговых платежей;
субсидирование части расходов по обновлению (модернизации) основных средств.
В меньшей степени используются формы финансовой поддержки непосредственно из бюджетов регионов, например, бюджетное кредитование юридических лиц. Указанное направление поддержки реализуется, как правило, в формах предоставления гарантий по кредитам, выданным кредитными организациями, и микрокредитования бизнеса.
В настоящее время бюджетное кредитование юридических лиц не используется более чем в 90% регионов Российской Федерации.
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.
В качестве меры поддержки малого бизнеса рассматривается также льготное налогообложение.
В России с 1992 г. по 2001 г. включительно, в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 года № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусматривалось освобождение от налога на прибыль в первые два года работы малых предприятий, занимающихся приоритетными видами деятельности (производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники и др.), а в третий и четвертый год – уплата налога в неполном объеме (25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль).
В ходе широкомасштабной налоговой реформы 2000-х годов Правительство РФ отказалось от использования налоговых льгот как инструмента финансового регулирования малого предпринимательства. Хотя Налоговый кодекс РФ в настоящее время допускает возможность установления льгот по различным налогам, в том числе местным, фактически применение механизма льготного налогообложения затруднено в силу установленных этим же кодексом многочисленных ограничений.
Для оказания поддержки малому и среднему бизнесу Налоговый кодекс РФ предусматривает специальные системы налогообложения, заменяющие налоговые льготы.
На сегодняшний день в качестве таковых могут быть рассмотрены специальные налоговые режимы:
Для юридических лиц
1. Упрощенная система налогообложения. г.26.2 НР РФ. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы не превысили 45 млн. рублей.
2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход г. 26.3 НК РФ (оказание бытовых, автотранспортных услуг, розничная торговля, общественное питание и т.д.)
Оба режима не вправе использовать экономические субъекты, численность которых превышает 100 человек, а также организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.
Переход на данные налоговые режимы освобождает экономического субъекта от уплаты налога на прибыль и налога на имущество организации. Также для указанных налогоплательщиков отсутствует обязанность уплаты НДС, кроме случаев, установленных Налоговым кодексом РФ.
Для индивидуальных предпринимателей
1. Упрощенная система налогообложения
2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
3. Патентная система налогообложения (гл. 26.5 НК РФ)
Патентная система налогообложения может быть применена к следующим видам деятельности
ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;
парикмахерские и косметические услуги;
ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;
услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий и др.
Перехода на данные спец режимы освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц.
В качестве меры поддержки малого предпринимательства необходимо рассматривать также упрощенный способ ведения бухгалтерского учета и упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
В частности организации - субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.