Теория многообразия балансов и ее значение для современного учета. Ж.П. Савари — основоположник юридического направления в учете.
В 18-м веке французский экономика находилась в упадке. С целью увеличения роли государства в экономической жизни был издан королевский ордонанс о торговле (Кодекс Савари).В нём определялся правовой статус купцов, порядок образования торговых товариществ, Нормы относящихся к векселям, банкротству, страхованию. Тем самым было положено начало создания во Франции обособленных норм торгового права. Ордонанс обязывал всех крупных и мелких предпринимателей «...вести книгу, которая содержит данные о совершенных сделках, векселях, дебиторской и кредиторской задолженности, а также о деньгах, которые отвлекаются предпринимателем для своих домашних нужд». Кроме того, в Ордонансе «упоминалось об обязанности коммерсантов проводить инвентаризацию минимум один раз в два года, при этом Кодекс не предусматривал никаких правил оценки». Роль Жака Савари как юриста и купца при написании ордонанса неоценима. Его познания в торговом деле внесли существенный вклад в развитие французской экономики. Теория многообразия балансов Савари: 1.Баланс финансового результата 2.Баланс фиктивной ликвидации 3.Баланс реальной ликвидации Баланс финансового результата (эффективность вложения капитала), выражает интересы собственников. Цель его построения – через ФР (прибыль или убыток) увидеть эффективность вложений капитала и проанализировать качество управления. В баланс должно включаться только имущество, участвующее в формировании ФР, то есть профессиональное имущество. Баланс фиктивной ликвидации ориентирован на статику продолжения деятельности. Баланс фиктивной ликвидации не результат реальной ликвидации предприятия, а информационная база для анализа юридических и экономических предпосылок такой ликвидации. Интересы кредиторов определяют цель построения такого баланса: контроль за способностью предприятия покрыть наличным имуществом долговые обязательства. Для построения баланса фиктивной ликвидации Савари предлагает из общей инвентарной описи (для индивидуального торговца) и дополнительных персональных инвентарных описей (для участников товариществ) добавить в баланс личное (персональное) движимое и недвижимое имущество. Савари показывает персональное имущество в «оценке», тк кредиторам важно знать, какую сумму можно выручить от продажи имущества в случае краха должника. Баланс реальной ликвидации. При недостаточности имущества для покрытия долговых обязательств товарищество или торговец признается несостоятельным для ведения дел, и к нему применяется процедура банкротства. После удовлетворения первичных имущественных исков кредиторов возможны остаточные иски собственников. Претензии владельцев имущества могут иметь место при реальной продаже имущества выше стоимости планируемой цены продажи (возможной цены продажи в балансе фиктивной ликвидации). В этом случае баланс реальной ликвидации выражает остаточные интересы собственников. Современная российская теория бухгалтерского учёта приписывает Савари множество заслуг в развитии двойной бухгалтерии (Деление бухгалтерских счетов на синтетические и аналитические, постулаты тожества аналитических и синтетических показателей и тд). Выполненный перевод его трудов и исследования показали что Савари не имел к этому никакого отношения.
Билет 15
15. Финансовый анализ и планирование на предприятии
Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформациии использования информации финансового характера с целью оценки финансовых результатов, финансового состояния прошлой деятельности, эффективности инвестиционных и финансовых вложений, оценки будущего потенциала организации. По временному аспекту финансовый анализ делится на ретроспективный, оперативный и перспективный. По кругу изучаемых вопросов он может быть комплексным и тематическим.
Финансовый анализ проводится поэтапно: 1. Определение целей и задач анализа. 2. Мероприятия по подготовке имеющейся информации, необходимой для проведения анализа. 3. Выбор методов финансового анализа, применяемого инструментария, моделей и осуществляются процедуры проведения анализа. 4.Обобщение полученных результатов. Основная цель финансового анализа заключается в получении определенного числа ключевых показателей и их количественных значений, дающих объективную картину финансовых результатов и финансового состояния организации. Основными задачами проведения финансового анализа служит оценка: 1. Имущественного и финансового состояния, а также результатов финансовой деятельности на базе методов ретроспективного анализа. 2. Эффективности формирования и использования финансовых ресурсов и определения потенциальных возможностей стабильного развития организации. 3. Результатов планирования и прогнозирования хозяйственно-финансовой деятельности на базе ретроспективного и перспективного анализа. Анализ имущественного положения организации включает анализ состава и структуры бухгалтерского баланса в динамике структуры и динамики основных средств. Для оценки имущественного положения организации в части основных средств служит ряд показателей: 1. Доля активной части основных средств в моментных и средних оценках. К активной части аналитики могут отнести все основные средства, за исключением зданий и сооружений, или только машины, оборудование и транспортные средства. 2. Коэф-ент износа характеризует долю стоимости основных средств, списанную на затраты в предшествующих периодах, в первоначальной (восстановительной) стоимости. 3. Дополнением этого показателя до 100% (или единицы) является коэффициент годности. Интерпретация показателей связана с понятием амортизации. 4. Коэф-ент обновления показывает, какую часть от имеющихся на конец отчетного периода основных средств составляют новые основные средства. 5. Коэф-ент выбытия определяет, какая часть основных средств, с которыми предприятие начало деятельность в отчетном периоде, выбыла из-за ветхости и по другим причинам. Анализ финансового состояния предполагает обобщенную оценку состояния организации с позиции ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности на определенный период времени. Наиболее важными среди показателей с точки зрения финансового менеджмента являются следующие: 1. Коэф-ент общей (текущей) ликвидности
2. Коэффициент срочной ликвидности 3. Коэффициент абсолютной ликвидности 4. Сумма чистого оборотного капитала, величина которого находится как разность между оборотными активами фирмы и ее краткосрочными обязательствами.
Цель анализа финансовых результатов заключается в оценке величины чистой прибыли и формирующих ее элементов, а также их изменений, в выявлении и количественной оценке влияния факторов, оказывающих преимущественное влияние на объемы доходов расходов и различных видов прибыли. Анализ рыночной активности относится к внешнему анализу, поскольку главным потребителем этой оценки являются инвесторы, как имеющие отношение к конкретному предприятию, так и потенциальные. При оценке рыночной активности используют показатели: 1. Прибыль на акцию позволяет оценить, сколько чистой прибыли получено компанией на одну акцию. 2. Показатель ценности акции позволяет определить, как рынок оценивает полученную компанией отдачу на одну акцию. 3. Дивидендная доходность акции 4. Дивидендный выход характеризует долю чистой прибыли, выплаченной в виде дивидендов. Финансовое планирование является основной функцией управления финансами предприятия и позволяет собственнику и руководству компании представлять будущее финансовое состояние как предприятия в целом, так и его отдельных бизнес-единиц, своевременно оценивать потребность в финансовых ресурсах для дальнейшего развития предприятия.Финансовый план – это комплексный план функционирования и развития предприятия в стоимостном (денежном) выражении. В финансовом плане прогнозируются эффективность и финансовые результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы. Важным инструментом оперативного финансового управления, включающим анализ, планирование, контроль исполнения плановых показателей, является бюджетирование. Бюджетирование трактуют: -как процесс разработки и исполнения бюджетов; -как управленческую технологию, направленную на реализацию стратегических целей посредством организации процедур планирования, контроля и анализа исполнения бюджетов предприятия.
Задачи бюджетирования: -сформировать единую информационную базу для принятия управленческих решений, в частности для разработки систем стимулирования сотрудников; -получать реальные прогнозы финансово-хозяйственной деятельности предприятия; -повысить согласованность действий различных подразделений компании; -усилить направленность деятельности подразделений на выполнение стратегических задач; -получить возможность своевременно реагировать на информацию об ухудшении финансовых показателей и предпринимать меры по недопущению развития кризисных явлений; -усилить контроль за эффективным использованием ресурсов и денежных средств структурными подразделениями компании. Бюджетный процесс реализуется с помощью механизма управления, включающего в себя три основных блока инструментов: 1.Методологический блок (предполагает разработку методик, определяющих постановку целей развития предприятия и расчет показателей оценки эффективности его деятельности) 2.Организационный блок (четкое представление об участниках процесса бюджетирования, их правах и обязанностях при осуществлении процедур бюджетирования) 3.Программно-технический блок.
Сводный бюджет составляется на основе данных функциональных бюджетов и состоит из доходной и расходной частей. При формировании бюджета определяются приоритетные направления расходов, среди которых можно назвать: заработную плату; затраты на покупку материалов, комплектующих и т. п., необходимых для выполнения производственной программы; платежи в государственные целевые фонды, налоги. Составление сводного бюджета предприятия, а также прогнозирование ставки банковского процента и платежеспособности клиентов позволяют определить объем прибыли, необходимый для обеспечения платежеспособности предприятия. Основой в рамках бюджетного процесса выступает текущий контроль, поскольку управленческое воздействие по результатам контрольных мероприятий следует производить своевременно и регулярно. Итоговый анализ и контроль важны для корректировок стратегических показателей и для внесения изменений в методическую базу бюджетного процесса. Контроль: предоставление оперативных, текущих и сводных отчетов. После разработки форм отчетности составляется перечень показателей для проведения финансово-экономического анализа, описывается методика расчета и анализа показателей и отчетов. Анализ отклонений включает два направления: -изучение проблем методического характера, т. е. обнаружение некорректных формул расчета показателей эффективности, использование недостижимых норм, несовершенство форм плановых и отчетных документов, ошибки в планировании сроков выполнения заданий и т. д.; -контроль расходования ресурсов в соответствии с операционными бюджетами и контроль за расходованием денежных средств в пределах лимитов, утвержденных в бюджете движения денежных средств.