Социальное сопровождение семей с детьми.

2.1.1. Цель организации социального сопровождения семей с детьми – помощь семьям с детьми в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем, повышение качества их жизни, доступности предоставляемых социальных услуг и социальной помощи в интересах профилактики и преодоления семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка.

2.1.2. Целевые группы семей с детьми, нуждающимися в помощи:

семьи с детьми, находящиеся в социально опасном положении, вызванном наличием обстоятельств, вызывающих риск оставления ребенка без попечения родителем или иным законным представителем, угрозой жестокого обращения с ребенком; лишения родительских прав, временным ограничением родителей в родительских правах;

семьи, принявшие на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающиеся в помощи в интересах благополучия детей;

семьи с одним родителем, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе матери с новорожденными детьми, имеющие намерение отказаться от ребенка, несовершеннолетние матери;

семьи, находящиеся на стадии подготовки к восстановлению родительских прав или непосредственно после восстановления прав родителей на воспитание детей;

семьи с детьми,находящиеся в трудной жизненнойситуации обусловленной:низким уровнем дохода, последствиями чрезвычайных ситуаций (пожар, наводнение, другое);

семьи, воспитывающие несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений и состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;

семьи беженцев и переселенцев сдетьми,нуждающиеся в помощи по организации жизнедеятельности такой семьи.

2.1.3. Предусматривается:

определение семей, нуждающихся в социальном сопровождении, оформление необходимыхдокументов для такой работы, включая согласие семей;

разработка и утверждение индивидуальной программы социального сопровождения семьи, включающей, в том числе, мероприятия по разрешению проблемы семьи, методы и сроки их реализации, сведения о заинтересованных организациях, ответственных за исполнение (отдельный специальный план или раздел в индивидуальной программе оказания услуг);

осуществление действий по созданию условийдля решения проблемы семьи на основе межведомственного взаимодействия в соответствии с утвержденной индивидуальной программой социального сопровождения;

проведение промежуточной диагностики и мониторинга эффективности социального сопровождения семьи, корректировка дальнейших действий в отношении семьи;

организация постсопровождения семьи (после оказания необходимой помощи) с целью отслеживания и поддержания благоприятной семейной ситуации.

2.1.4. Рекомендуемая дополнительная информация:

сборник информационно-методических материалов «Социальное сопровождение семей с детьми», изданный по итогам пилотного проекта, представленный на интернет-портале Фонда www.fond-detyam.ru (раздел «Библиотека», подраздел «Издания Фонда»);

паспорта социальных технологий, размещенные на интернет-портале Фонда www.fond-detyam.ru, раздел «Конкурсы программ, комплексов мер и проектов», подраздел «Конкурсы проектов муниципалитетов и организаций», «Информация о социальных технологиях, рекомендуемых для использования при разработке инновационных социальных проектов»;

паспорта профессиональных стажировочных площадок Фонда по направлению «Социальное сопровождение семей с детьми, нуждающимися в социальной помощи», размещенные на интернет-портале Фонда www.fond-detyam.ru, раздел «Конкурсы программ, комплексов мер и проектов», подраздел «Конкурсы проектов муниципалитетов и организаций», «Информация о профессиональных стажировочных площадках, рекомендуемых для проведения обучения специалистов в рамках инновационных социальных проектов»;

материалы Всероссийской конференции «Социальное сопровождение – новый вектор государственной помощи семьям с детьми», размещенныена интернет-портале Фонда www.fond-detyam.ru, раздел «Библиотека», подраздел «Материалы семинаров и конференций».

Наставничество.

2.2.1. Цель организации наставничества – системная помощь детям, нуждающимся в поддержке, со стороны специально обученных, значимых для них взрослых, путем формирования пар «ребенок – наставник», совместно участвующих в мероприятиях проекта, направленных на стабилизацию эмоционально-психологического состояния ребенка, его адаптацию в обществе и реализацию личностного потенциала.

2.2.2. Целевые группы детей (в возрасте от 10 до 18 лет):

воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе готовящиеся к выпуску и (или) кпереходу в замещающую семью;

выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в течение первого года самостоятельного проживания);

дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья;

несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2.2.3. Предусматривается:

подбор и обучение наставников;

формирование пар «ребенок – наставник»;

составление и реализация планов работы пар «ребенок – наставник», включая получение согласия ребенка, родителей или опекунов (при их наличии);

организация совместной деятельности по наиболее значимым для детей и семей их воспитывающих направлениям (здоровьесбережение, познавательная и обучающая деятельность, помощь в выборе будущей профессии, социально-бытовая адаптация, развитие способностей в творчестве, спорте, организация досуга);

профессиональное систематическое сопровождение взаимодействия пар «ребенок – наставник», мониторинг эффективности, корректировка планов.

2.2.4. Рекомендуемая дополнительная информация:

паспорта социальных технологий по организации наставничества, размещенные на интернет-порталеФонда www.fond-detyam.ru, раздел «Конкурсы программ, комплексов мер и проектов», подраздел «Конкурсы проектов муниципалитетов и организаций», «Информация о социальных технологиях, рекомендуемых для использования при разработке инновационных социальных проектов».

Сопровождаемое проживание.

2.3.1. Цель применения социальной практики – подготовка и включение детей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями в активную жизнь общества.

2.3.2. Целевые группы детей и семей с детьми:

дети (от 14 лет) с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями, проживающие в семьях;

дети-инвалиды, воспитывающиеся в интернатных учреждениях для детей-инвалидов системы социальной защиты населения;

выпускники интернатных учреждений для детей-инвалидов системы социальной защиты населения, проживающие самостоятельно (в течение первых лет после их выхода из интернатного учреждения);

семьи с детьми с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями.

2.3.3. Предусматривается:

выборзаявителем одной из нижеперечисленных моделей сопровождаемого проживания.

А)учебное сопровождаемое проживание:

проведение курсового обучения детей-участников проекта самостоятельному проживанию на базе специально оборудованных жилых помещений;

разработка и выполнение индивидуальных планов (программ) обучения;

создание условий для активногоосвоения и закрепления детьми различных навыков самостоятельного проживания;

организациякоммуникации детей между собой, соседями, незнакомыми людьми.

Б)постоянное сопровождаемое проживание:

создание условий и постепенное включение детей-инвалидов и молодых инвалидов – участников проекта в программу поддержки самостоятельного проживания на базе оборудованных жилых помещений;

предоставление участникам проекта комплекса услуг в соответствии с индивидуальной нуждаемостью в необходимом и достаточном объеме для их включения в решение жизненных задач и активную жизнь общества.

организация свободного времени детей, включая посильную дневную социальную занятость.

2.3.4. Рекомендуемая дополнительная информация:

паспорт социальной технологии«Сопровождаемоепроживание»,размещенный на интернет-портале Фонда www.fond-detyam.ru, раздел «Конкурсы программ, комплексов мер и проектов», подраздел «Конкурсы проектов муниципалитетов и организаций», «Информация о социальных технологиях, рекомендуемых для использования при разработке инновационных социальных проектов»;

паспорт профессиональной стажировочной площадки Фонда по направлению «Сопровождаемоепроживание, сопровождаемая дневная занятость и сопровождаемое трудоустройство лиц с ментальной инвалидностью», размещенный на интернет-портале Фонда www.fond-detyam.ru, раздел «Конкурсы программ, комплексов мер и проектов», подраздел «Конкурсы проектов муниципалитетов и организаций», «Информация о профессиональных стажировочных площадках, рекомендуемых для проведения обучения специалистов в рамках инновационных социальных проектов»;

материалы семинара-совещания по пилотному проекту по обеспечению самостоятельного проживания выпускников домов –интернатов для умственно отсталых детей (г. Нижний Новгород, 2016 г.) на интернет-портале Фонда www.fond-detyam.ru, раздел «Библиотека», подраздел «Материалы семинаров и конференций».

Требования к проектам, представляемым на Конкурс

Содержание проекта, представляемого на Конкурс, направлено на развитие инновационной деятельностизаявителяна основеэффективной практики, предусмотренной условиями Конкурса:

социальное сопровождение семей с детьми (пункт 2.1 Информационного сообщения);

наставничество (пункт 2.2 Информационного сообщения);

сопровождаемое проживание (пункт 2.3 Информационного сообщения).

Заявительможет выбрать только одну из указанных социальных практик.

Соответственно этому осуществляется выбор целевых групп детей и целевых групп семей с детьми, проживающих на территории реализации проекта и нуждающихся в адресной помощи (подпункты 2.1.2, 2.2.2, 2.3.2Информационного сообщения).

Заявитель самостоятельно определяет количественный состав целевой группы проекта.

Количественный состав целевой группы учитывается при оценке масштабности и значимости проекта.

Списочный состав детей и взрослых –участников проекта, формируется после получения проектом поддержки по итогам Конкурса.

В мероприятиях проекта также участвуют:

дети, которые составляют ближайшее социальное окружение детей, включенных в целевую группу (целевые группы) проекта;

взрослые, непосредственно связанные с детьми – участниками проекта и семьями их воспитывающими, которые готовы внести вклад в улучшение положения целевой группы проекта, в том числе в качестве наставников;

специалисты государственных и муниципальных организаций различной ведомственной принадлежности, российских некоммерческих организаций и общественных объединений – соисполнителей мероприятий проекта;

привлеченные специалисты;

наставники;

добровольцы.

Заявитель формирует комплексмероприятий проекта (раздел 4 Информационного сообщения).

Комплекс мероприятий проекта:

выполняется в интересах и с непосредственным участиемпредставителей целевой группы;

определяет направления действий заявителя на конкретный краткосрочный период (18 месяцев);

включает базовые (обязательные)мероприятия (предусмотрены условиями Конкурса), а также другие мероприятия, планируемые заявителемдля достижения цели и задач проекта.От каждого заявителя на Конкурс принимается только один проект.

Наши рекомендации