Социальное сопровождение семей с детьми.
2.1.1. Цель организации социального сопровождения семей с детьми – помощь семьям с детьми в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем, повышение качества их жизни, доступности предоставляемых социальных услуг и социальной помощи в интересах профилактики и преодоления семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка.
2.1.2. Целевые группы семей с детьми, нуждающимися в помощи:
семьи с детьми, находящиеся в социально опасном положении, вызванном наличием обстоятельств, вызывающих риск оставления ребенка без попечения родителем или иным законным представителем, угрозой жестокого обращения с ребенком; лишения родительских прав, временным ограничением родителей в родительских правах;
семьи, принявшие на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающиеся в помощи в интересах благополучия детей;
семьи с одним родителем, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе матери с новорожденными детьми, имеющие намерение отказаться от ребенка, несовершеннолетние матери;
семьи, находящиеся на стадии подготовки к восстановлению родительских прав или непосредственно после восстановления прав родителей на воспитание детей;
семьи с детьми,находящиеся в трудной жизненнойситуации обусловленной:низким уровнем дохода, последствиями чрезвычайных ситуаций (пожар, наводнение, другое);
семьи, воспитывающие несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений и состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;
семьи беженцев и переселенцев сдетьми,нуждающиеся в помощи по организации жизнедеятельности такой семьи.
2.1.3. Предусматривается:
определение семей, нуждающихся в социальном сопровождении, оформление необходимыхдокументов для такой работы, включая согласие семей;
разработка и утверждение индивидуальной программы социального сопровождения семьи, включающей, в том числе, мероприятия по разрешению проблемы семьи, методы и сроки их реализации, сведения о заинтересованных организациях, ответственных за исполнение (отдельный специальный план или раздел в индивидуальной программе оказания услуг);
осуществление действий по созданию условийдля решения проблемы семьи на основе межведомственного взаимодействия в соответствии с утвержденной индивидуальной программой социального сопровождения;
проведение промежуточной диагностики и мониторинга эффективности социального сопровождения семьи, корректировка дальнейших действий в отношении семьи;
организация постсопровождения семьи (после оказания необходимой помощи) с целью отслеживания и поддержания благоприятной семейной ситуации.
2.1.4. Рекомендуемая дополнительная информация:
сборник информационно-методических материалов «Социальное сопровождение семей с детьми», изданный по итогам пилотного проекта, представленный на интернет-портале Фонда www.fond-detyam.ru (раздел «Библиотека», подраздел «Издания Фонда»);
паспорта социальных технологий, размещенные на интернет-портале Фонда www.fond-detyam.ru, раздел «Конкурсы программ, комплексов мер и проектов», подраздел «Конкурсы проектов муниципалитетов и организаций», «Информация о социальных технологиях, рекомендуемых для использования при разработке инновационных социальных проектов»;
паспорта профессиональных стажировочных площадок Фонда по направлению «Социальное сопровождение семей с детьми, нуждающимися в социальной помощи», размещенные на интернет-портале Фонда www.fond-detyam.ru, раздел «Конкурсы программ, комплексов мер и проектов», подраздел «Конкурсы проектов муниципалитетов и организаций», «Информация о профессиональных стажировочных площадках, рекомендуемых для проведения обучения специалистов в рамках инновационных социальных проектов»;
материалы Всероссийской конференции «Социальное сопровождение – новый вектор государственной помощи семьям с детьми», размещенныена интернет-портале Фонда www.fond-detyam.ru, раздел «Библиотека», подраздел «Материалы семинаров и конференций».
Наставничество.
2.2.1. Цель организации наставничества – системная помощь детям, нуждающимся в поддержке, со стороны специально обученных, значимых для них взрослых, путем формирования пар «ребенок – наставник», совместно участвующих в мероприятиях проекта, направленных на стабилизацию эмоционально-психологического состояния ребенка, его адаптацию в обществе и реализацию личностного потенциала.
2.2.2. Целевые группы детей (в возрасте от 10 до 18 лет):
воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе готовящиеся к выпуску и (или) кпереходу в замещающую семью;
выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в течение первого года самостоятельного проживания);
дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья;
несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2.2.3. Предусматривается:
подбор и обучение наставников;
формирование пар «ребенок – наставник»;
составление и реализация планов работы пар «ребенок – наставник», включая получение согласия ребенка, родителей или опекунов (при их наличии);
организация совместной деятельности по наиболее значимым для детей и семей их воспитывающих направлениям (здоровьесбережение, познавательная и обучающая деятельность, помощь в выборе будущей профессии, социально-бытовая адаптация, развитие способностей в творчестве, спорте, организация досуга);
профессиональное систематическое сопровождение взаимодействия пар «ребенок – наставник», мониторинг эффективности, корректировка планов.
2.2.4. Рекомендуемая дополнительная информация:
паспорта социальных технологий по организации наставничества, размещенные на интернет-порталеФонда www.fond-detyam.ru, раздел «Конкурсы программ, комплексов мер и проектов», подраздел «Конкурсы проектов муниципалитетов и организаций», «Информация о социальных технологиях, рекомендуемых для использования при разработке инновационных социальных проектов».
Сопровождаемое проживание.
2.3.1. Цель применения социальной практики – подготовка и включение детей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями в активную жизнь общества.
2.3.2. Целевые группы детей и семей с детьми:
дети (от 14 лет) с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями, проживающие в семьях;
дети-инвалиды, воспитывающиеся в интернатных учреждениях для детей-инвалидов системы социальной защиты населения;
выпускники интернатных учреждений для детей-инвалидов системы социальной защиты населения, проживающие самостоятельно (в течение первых лет после их выхода из интернатного учреждения);
семьи с детьми с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями.
2.3.3. Предусматривается:
выборзаявителем одной из нижеперечисленных моделей сопровождаемого проживания.
А)учебное сопровождаемое проживание:
проведение курсового обучения детей-участников проекта самостоятельному проживанию на базе специально оборудованных жилых помещений;
разработка и выполнение индивидуальных планов (программ) обучения;
создание условий для активногоосвоения и закрепления детьми различных навыков самостоятельного проживания;
организациякоммуникации детей между собой, соседями, незнакомыми людьми.
Б)постоянное сопровождаемое проживание:
создание условий и постепенное включение детей-инвалидов и молодых инвалидов – участников проекта в программу поддержки самостоятельного проживания на базе оборудованных жилых помещений;
предоставление участникам проекта комплекса услуг в соответствии с индивидуальной нуждаемостью в необходимом и достаточном объеме для их включения в решение жизненных задач и активную жизнь общества.
организация свободного времени детей, включая посильную дневную социальную занятость.
2.3.4. Рекомендуемая дополнительная информация:
паспорт социальной технологии«Сопровождаемоепроживание»,размещенный на интернет-портале Фонда www.fond-detyam.ru, раздел «Конкурсы программ, комплексов мер и проектов», подраздел «Конкурсы проектов муниципалитетов и организаций», «Информация о социальных технологиях, рекомендуемых для использования при разработке инновационных социальных проектов»;
паспорт профессиональной стажировочной площадки Фонда по направлению «Сопровождаемоепроживание, сопровождаемая дневная занятость и сопровождаемое трудоустройство лиц с ментальной инвалидностью», размещенный на интернет-портале Фонда www.fond-detyam.ru, раздел «Конкурсы программ, комплексов мер и проектов», подраздел «Конкурсы проектов муниципалитетов и организаций», «Информация о профессиональных стажировочных площадках, рекомендуемых для проведения обучения специалистов в рамках инновационных социальных проектов»;
материалы семинара-совещания по пилотному проекту по обеспечению самостоятельного проживания выпускников домов –интернатов для умственно отсталых детей (г. Нижний Новгород, 2016 г.) на интернет-портале Фонда www.fond-detyam.ru, раздел «Библиотека», подраздел «Материалы семинаров и конференций».
Требования к проектам, представляемым на Конкурс
Содержание проекта, представляемого на Конкурс, направлено на развитие инновационной деятельностизаявителяна основеэффективной практики, предусмотренной условиями Конкурса:
социальное сопровождение семей с детьми (пункт 2.1 Информационного сообщения);
наставничество (пункт 2.2 Информационного сообщения);
сопровождаемое проживание (пункт 2.3 Информационного сообщения).
Заявительможет выбрать только одну из указанных социальных практик.
Соответственно этому осуществляется выбор целевых групп детей и целевых групп семей с детьми, проживающих на территории реализации проекта и нуждающихся в адресной помощи (подпункты 2.1.2, 2.2.2, 2.3.2Информационного сообщения).
Заявитель самостоятельно определяет количественный состав целевой группы проекта.
Количественный состав целевой группы учитывается при оценке масштабности и значимости проекта.
Списочный состав детей и взрослых –участников проекта, формируется после получения проектом поддержки по итогам Конкурса.
В мероприятиях проекта также участвуют:
дети, которые составляют ближайшее социальное окружение детей, включенных в целевую группу (целевые группы) проекта;
взрослые, непосредственно связанные с детьми – участниками проекта и семьями их воспитывающими, которые готовы внести вклад в улучшение положения целевой группы проекта, в том числе в качестве наставников;
специалисты государственных и муниципальных организаций различной ведомственной принадлежности, российских некоммерческих организаций и общественных объединений – соисполнителей мероприятий проекта;
привлеченные специалисты;
наставники;
добровольцы.
Заявитель формирует комплексмероприятий проекта (раздел 4 Информационного сообщения).
Комплекс мероприятий проекта:
выполняется в интересах и с непосредственным участиемпредставителей целевой группы;
определяет направления действий заявителя на конкретный краткосрочный период (18 месяцев);
включает базовые (обязательные)мероприятия (предусмотрены условиями Конкурса), а также другие мероприятия, планируемые заявителемдля достижения цели и задач проекта.От каждого заявителя на Конкурс принимается только один проект.