Товарное производство и основные его противоречия
Товарное производство — это такая организация общественного хозяйства, при которой отдельные продукты изготавливаются обособленными производителями и для удовлетворения общественных потребностей необходимы купля-продажа на рынке этих продуктов, превращающихся в товар. Отсюда следует, что основными чертами товарного производства являются: а) общественное разделение труда; б) обособление присвоения средств производства; в) производственно-хозяйственная и социально-экономическая обособленность собственников произведенного продукта; г) экономические связи между обособленными товаропроизводителями, реализуемые через обмен; д) стихийный характер экономического развития.
Различают простое и капиталистическое товарное производство. Простое товарное производство основывается на собственном труде, капиталистическое — на использовании наемного труда.
Капиталистическое товарное производство предусматривает совместный труд многих наемных работников, развитое единичное разделение труда. Его цель —получение прибыли.
Как уже отмечалось, между двумя сторонами товара существует противоречие. Оно получает развитие в противоречиях товарного производства. Они следующие:
1. Противоречие между конкретным и абстрактным трудом. Противоречие между конкретным и абстрактным трудом проявляется через противоречия между потребительной и меновой стоимости и продавца в первую очередь интересует меновая стоимость, а покупателя – потребительная стоимость, таким образом, они противостоят друг другу. Это противоречие проявляется в процессе обмена. Конкретный труд будет признан обществом лишь в том случае, если он в процессе обмена будет приравнен к другому конкретному труду, т.е. докажет свой общественный характер, приняв форму абстрактного труда.
2. Противоречие между частным и общественным трудом. Конкретный труд товаропроизводителя выступает непосредственно как частный труд. Частный труд означает:
- что это труд, затраченный в частном предприятии, при частной собственности на средства производства;
- что это труд, затраченный стихийно, вслепую, наугад, без предварительного задания и учета общественных потребностей;
- что обособленные друг от друга частные собственники товаропроизводители самостоятельно выбирают себе тот или иной конкретный вид труда, руководствуясь своими частными интересами.
Противоречие частного и общественного труда заключается в том, что общественный характер труда скрыт. А непосредственно общественный труд выступает как труд частный. Противоречие частного и общественного труда проявляется в противоречии между потребительной стоимостью и стоимостью, между конкретным и абстрактным трудом.
38. Дать определения: Бюджет субъекта Российской Федерации ,звенья финансов, Финансовый механизм
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации. В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.
Финансовая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений. Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру: 1. централизованные финансы
· государственный бюджет;
· внебюджетные фонды;
· государственный кредит;
· фонды имущественного и личного страхования;
· фондовый рынок;
2.децентрализованные финансы –
· финансы коммерческих предприятий и организаций;
· финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);
· некоммерческих организаций;
3. финансы домашних хозяйств. Каждое звено этой системы характеризуется особыми методами формирования и использования фондов денежных средств. Каждое звено играет различную роль в общественном воспроизводстве.
Совокупность финансовых инструментов и способов регулирования экономических процессов и отношений. Финансовый механизм включает цены, налоги, пошлины, льготы, штрафы, санкции, дотации, субсидии, а также банковский кредитный и депозитный процент, учетную ставку, тарифы.
Финансовый механизм-совокупность форм организации финансовых отношений, методов (способов) формирования использования финансовых ресурсов, применяемых обществом в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития общества. В соответствии со структурой финансовой системы финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий (организаций, учреждений),страховой механизм, бюджетный механизм и т.д. В каждом из них согласно функциональному назначению можно выделить такие звенья: мобилизацию финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и др.
Формы финансового контроля
Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.
Формы финансового контроля подразделяются по видам в зависимости от различных оснований таких как: время проведения, субъекты контроля, объекты контроля. Формы контроля подразделяются на несколько видов по разным основаниям, таким как:
· время проведения – предварительный( осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. ), текущий (оперативный)-( роводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствия отпуска средств, выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. ), последующий(осуществляется после завершения отчётного периода и финансового года в целом. );
· субъекты контроля - президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный аудиторский;
· объекты контроля - бюджетный; контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль; контроль за денежной массой.
Можно выделить - обязательный (внешний), инициативный (внутренний) финансовый контроль.
Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона и проводится:
1.в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных органов власти за исполнение бюджета по итогам за год;
2.по решению компетентных государственных органов.