Экономический анализ деятельности банка

Анализ активных операций

Определение и анализ структуры размещения средств банка. Анализ состава кредитов по срокам, экономическим контрагентам, обеспечению, возвратности. Структура инвестиций банка.

Анализ пассивных операций

Определение и анализ структуры источников банковских средств. Анализ динамики, структуры капитала по видам, срокам, экономическим контрагентам. Порядок формирования обязательных резервов. Расчет эффективности использования привлеченных средств.

Анализ финансовых результатов деятельности банка

Определение и анализ структуры доходов и расходов банка. Определение уровня доходности различных видов деятельности. Анализ прибыли и убытков. Расчет коэффициентов рентабельности банка. Выработка практических предложений по изменению деятельности банка, направленных на повышение ее доходности.

3.2. Содержание производственной практики для студентов, проходящих практику на промышленных предприятиях (повышенный уровень)

Цель практики: углубленное изучение производственно – хозяйственной, планово – экономической, финансового – экономической, социально – экономической деятельности промышленного предприятия, выработка профессиональных навыков.

В процессе производственной практики студентам рекомендуется ознакомиться со следующими аспектами деятельности промышленного предприятия.

Управление производством

Производственные функции предприятия. Структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля. Оперативное планирование выпуска продукции. Нормирование труда и управление запасами. Календарное планирование и диспетчеризация производства. Мотивация и стимулирование труда в целях активизации человеческого фактора. Управление производством на уровне высшего руководства. Методика разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию и (или) какому-либо базовому производственному подразделению. Методы и приемы обоснования производственной программы с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Система товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планирование товародвижения, выбор и оценка каналов сбыта). Комплексная оценка организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия. Система управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми службами). Оценка деятельности маркетинговых служб.

Управление персоналом

Профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала). Планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала). Процесс подбора кадров руководителей и специалистов. Система материального и морального стимулирования. Функции управленческого персонала. Система работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.). Методы повышения эффективности управленческого труда.

Информационная система управления

Массивы информации. Коммуникационный процесс. Коммуникации между уровнями управления и подразделениями. Коммуникации между предприятием и внешней средой. Информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации). Документооборот предприятия и его характеристика. Организация делопроизводства, рационализация документооборота предприятия.

Экономические службы и финансовый менеджмент

Структура и содержание деятельности экономических служб предприятия. Система цен на выпускаемую продукцию и методика ее формирования. Финансовый план, баланс доходов и расходов предприятия. Бухгалтерский баланс, показатели финансового состояния предприятия. Комплексная оценка финансового положения предприятия. Основные финансовые проблемы, возникающие на предприятии.

Управление маркетингом

Задачи службы маркетинга. Система организации службы маркетинга. Структура и функции маркетинговой информационной системы. Планирование продукции и товарной политики. Стадии жизненного цикла товара. Ассортиментная политика предприятия. Роль посредников в товародвижении. Требования к торговым посредникам. Условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта. Реклама и ее роль в деятельности предприятия. Стратегия и тактика предприятия в области рекламы и ее эффективность. Инструменты стимулирования сбыта. Ценовая политика и конкуренция.

Мероприятия по охране труда, применяемые на предприятии

Требования, предъявляемые к охране труда основных производственных рабочих, инженерно – технических работников и младшего обслуживающего персонала. Санкции, применяемые к нарушителям техники безопасности.

Основные показатели деятельности предприятия

Данные о прибыли (убытках), кредиторской задолженности, дебиторской задолженности, показатели рентабельности хозяйственной деятельности, показатели ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности.

3.3. Содержание производственной практики для студентов, проходящих практику в органах государственного управления и местного самоуправления

В процессе производственной практики студентам рекомендуется ознакомиться со следующими аспектами деятельности органов государственного управления и местного самоуправления:

– с целями, задачами и основными направлениями деятельности, перечнем структурных подразделений, входящих в его состав, численностью работающих в них, порядком подчиненности и взаимодействия отдельных звеньев управления, характером взаимосвязей с другими министерствами и ведомствами;

– изучить информационную систему: внешние и внутренние источники, отчетность, круг подотчетных единиц, порядок сводки и сроки получения отчетности, а также дать общую характеристику системы циркуляции информации в министерстве;

– ознакомиться с системой организации аналитической работы при планировании и прогнозировании развития разных отраслей, сфер деятельности и региона в целом;

– отработать методологию выполняемых работ.

Например, при прохождении практики в финансовых органах, студент должен приобрести навыки и умения:

– по анализу финансово-хозяйственной деятельности министерств, ведомств;

– по прогнозированию всех видов платежей в бюджет, разработке прогнозных расчетов по бюджетам районов, городов и в целом по региону,

– по составлению смет на финансирование народного образования, здравоохранения, физкультуры, социального обеспечения и социальной защиты;

– по контролю за целевым и эффективным использованием полученных кредитных ресурсов, бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

4. Порядок составления и оформление дневника и отчета по практике

По окончании прохождения практики студент сдает на проверку дневник практики и отчет по практике.

Дневник практики в электронном виде выдается студенту до начала практики. Во время прохождения практики необходимо заполнить титульный лист, разделы «Задание на практику», «Календарный график прохождения практики», «Помощь производству, научно-исследовательская или рационализаторская работа студента», «Производственные экскурсии». Записи в дневнике можно вести вручную либо печатным способом. По окончании практики руководитель практики от предприятия подписывает дневник на титульном листе, дает рекомендации и замечания в календарном графике и заполняет и подписывает раздел «Характеристика работы практиканта предприятием (организацией)». Все подписи руководителя заверяются печатью. Дневник сшивается степлером, к отчету не прикрепляется. Форма дневника прохождения практики приведена в приложении 5.

К отчету прилагается характеристика-отзыв руководителя практики от предприятия о работе студента. Характеристика-отзыв оформляется на фирменном бланке организации, подписывается руководителем практики от предприятия (не вшивается в отчет).

Оформление отчета осуществляется в соответствии с требованиями государственных стандартов оформления текстовых документов и списков литературы, действующих на момент представления. В настоящее время используется СТО ЮУрГУ 21–2008 Курсовая и выпускная квалификационная работа. Требования к содержанию и оформлению.

Отчет по практике студент готовит самостоятельно, заканчивает и представляет его для проверки руководителю практики от предприятия не позднее, чем за 3-4 дня до ее окончания.

Отчет составляется в соответствии с программой практики и включает материалы, отражающие общие сведения о базе предприятия, выполненную работу по изучению организационной структуры управления, задач и функций различных отделов, динамики основных технико-экономических показателей, перспектив развития предприятия и т.д.

Рекомендуемый объем отчета 20-25 страниц (без приложений).

Отчет о прохождении производственной практики бакалавра включает следующие элементы:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованных источников.

7. Приложения.

Требования к содержанию структурных элементов отчета по практике

Титульный лист является первой страницей отчета по практике и оформляется по установленной форме (Приложение 4). Титульный лист не нумеруется.

Оглавлениевключает введение, наименование всех разделов, подразделов, заключение, библиографический список и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы отчета.

Во введении дается краткая характеристика деятельности организации, в которой студент проходил практику, определяются цели и задачи производственно-исследовательской деятельности в период прохождения практики. Примерный объем введения 1 - 2 стр.

В основной части отчета рассматриваются вопросы в соответствии с содержанием производственной практики (см. 2 - 3 раздел данных методических указаний).

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам пройденной практики, отражающие степень достижения поставленных целей и задач. Необходимо сделать обоснованные выводы относительно состояния организации. Также должны быть даны рекомендации по возможному совершенствованию системы управления, а также кадрового потенциала (финансового состояния) организации. Примерный объем заключения 1 - 3 страницы.

Библиографический список должен содержать сведения об источниках, использованных при подготовке отчета по практике. На все источники должны быть ссылки в тексте отчета. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003.

Приложенияявляются обязательным элементом отчета о прохождении практики.В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с прохождением практики, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. В приложения могут быть включены:

− документы финансовой отчетности;

− протоколы заседаний (выписки из протоколов заседаний);

− выписки из штатного расписания;

− формы приказов, распоряжений;

− инструкции, методики, используемые на практике и т.д.

Каждый раздел отчета по практике должен быть подтвержден соответствующей документацией с предприятия, размещенной в приложении.

Изложение в отчете должно быть сжатым, ясным и сопровождаться цифровыми данными, схемами, графиками и диаграммами. Цифровой материал необходимо оформлять в виде таблиц. Каждая таблица, схема, диаграмма и график должны иметь тематическое название и сквозную нумерацию. Сложные отчетные и плановые формы и расчеты могут быть оформлены как приложения к отчету с обязательной ссылкой на них в тексте.

Наиболее значимые отчеты по результатам проведенных НИР кафедра может рекомендовать для представления на конкурсах, научных конференциях и т.п.

Оформление отчета должно соответствовать следующим требованиям.

1. Общие требования

1.1 Отчет должен быть напечатан на одной стороне листа белой бумаги формата А4 Основной текст должен быть набран в редакторе Microsoft Word русифицированным шрифтом Times New Roman размером 14 пт с одинарным (по решению кафедры с полуторным) межстрочным интервалом. Красная строка абзаца набирается с отступом 0,7 см. Цвет шрифта должен быть черным.

1.2 Параметры страницы: верхнее поле – 20 мм, нижнее поле – 26 мм (расстояние от края листа до номера страницы – 20 мм), левое поле – 25 мм, правое поле – 10 мм..

1.3 Необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту отчета.

1.4 В тексте не допускаются висячие строки, то есть неполные строки в начале страницы.

Нумерация страниц отчета

2.1 Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

2.2 Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

2.3 Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета.

Наши рекомендации