Характеристика внешней среды организации

Оценим основные внешние факторы применительно к ООО "ДМ-Строй":

I. Экономические факторы.

К важнейшим экономическим факторам, оказывающим сильнейшее как позитивные, так и негативные последствия на деятельность организации, относятся следующие:

1) Инфляция. Несмотря на существенное снижение темпа инфляции за последний год, все же наблюдается небольшой рост цен. При этом существующая инфляция приводит к обесцениванию существующих запасов полуфабрикатов и сырья, к обесцениванию денежных средств, возмещающих затраты предприятия, что в конечном итоге заставляет предприятия искать источники пополнения оборотных средств.

2) Налоговая ставка. В настоящее время снизилось налоговое бремя. Поэтому данный экономический фактор оказывает позитивное влияние на деятельность ООО и дает возможность для дальнейшего развития организации и совершенствования технологий за счет использования освобожденной от налога прибыли.

II. Политические факторы.

Внутренний рынок и деятельность организации постоянно находятся под влияние политических событий и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и законами не только федерального правительства, но и местных органов власти, на территории которых функционирует предприятие.

III. Рыночные факторы.

Изменчивая рыночная внешняя среда представляет собой область постоянного беспокойства для организации. В анализ рыночной внешней среды входят следующие факторы, которые могут оказывать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации:

1) Уровень конкуренции в отрасли. В настоящее время в г. Ростове-на-Дону появилось большое количество фирм, реализующих широкий ассортимент строительных услуг. Поэтому с точки зрения уровня конкуренции в этой области предприятию очень трудно удерживать свое положение в реализации данного вида продукции.

2) Изменение доходов потребителей. В настоящее время ООО "ДМ-Строй" ориентируется в выпуске своих услуг на потребителей со средним и высоким уровнями дохода.

IV. Социальные факторы.

Эти факторы связаны с меняющимися ожиданиями, отношениями и нравами общества. К социальным факторам, которые могут в дальнейшем повлиять на деятельность ООО "ДМ-Строй", относятся следующие:

- средний уровень заработной платы в отрасли: поскольку заработная плата работников фирмы несколько превышает среднюю зарплату в данной отрасли, то у фирмы имеется возможность повышать требования к работающим. Вместе с этим, по прогнозам специалистов, следующие 1- 2 года ожидается значительное повышение спроса на архитекторов и инженеров строительной отрасли, что приведет к росту заработной платы этих специалистов на рынке труда и заставит фирму повысить заработную плату архитекторам и инженерам, чтобы избежать текучести кадров из ООО "ДМ-Строй".

- движения в защиту прав потребителей и повышение требований к фирмам, предоставляющим аналогичные услуги и продукцию.

Для сегментации рынка потребительских товаров основными признаками для ООО "ДМ-Строй" являются: географические, демографические, социально - экономические, психографические, поведенческие.

Для более полного представления сегмента покупателей ООО "ДМ-Строй" приведем классификацию по основным признакам.

По географическому признаку покупатели товаров ООО "ДМ-Строй" группы потребителей с одинаковыми или схожими потребительскими предпочтениями. Это покупатели, проживающие в Республике Татарстан (с численностью населения более 3 800 тыс.чел.) и близ лежащих городов. Отсюда можно сделать вывод, что небольшой сегмент рыка имеет достаточно большое количество клиентов, приезжающих из других городов РТ воспользоваться услугами ООО "ДМ-Строй".

По демографическому признаку клиенты данных видов услуг – это взрослые люди в возрасте от 35 до 50 лет, их желания пластичны и у этого сегмента потребителей легче сформировать новые потребности, вкусы и предпочтения.

Социально - экономические признаки предполагают выделение потребителей по профессиональной принадлежности, уровню жизни и доходу.

Психографическая сегментация объединяет целый комплекс характеристик покупателя, который можно выразить понятием "образ жизни". На основании анализа, проведенного нами, можно определить группы покупателей ООО "ДМ-Строй" по определенному образу жизни:

- "соревновательные" - люди с амбициями, стремящиеся наверх, все время желающие добиться большего – прежде всего это руководители небольших предприятий.

- "я – себе и предприятию" - люди взрослые, стремящиеся к выгоде для себя и того предприятия, для которого приобретается товар.

Эти две группы наиболее полно характеризуют покупателей взрослого поколения. Поведенческие признаки являются наиболее образными и наиболее логичной основой для формирования сегментов рынка. Сегментация по поведенческому признаку позволяет выделить ряд дополнительных и важных сегментов.

Характеристика внешней среды организации - student2.ru

Рис. 8. Возраст потребителей.

Также потребителями являются заводы, частные и государственные предприятия различных форм собственности, что изображено на рис.9.

Характеристика внешней среды организации - student2.ru

Рис. 9. Потребители по формам собственности.

По степени приверженности покупателей к товару можно выделить:

- безоговорочные приверженцы - это потребители, которые все время покупают товар одной и той же модели;

- терпимые приверженцы, которые делят свои симпатии между двумя-тремя товарными марками;

- странники-потребители, не проявляющие приверженности ни к одному из марочных товаров.

Характеристика внешней среды организации - student2.ru

Рис. 10. Приверженность покупателей к товару.

Таким образом, был проведен анализ практики управления стратегическим развитием предприятия ООО "ДМ-Строй".

ООО "ДМ-Строй" была создана как единая структура, успешно действующая на российском рынке, в целях четкого финансового и технического взаимодействия на строительном рынке.

На основании проведенного финансово- экономического анализа наглядно видно, что исследуемое предприятие обладает нормальной финансовой устойчивостью и независимо от внешних займов.

SWOT- анализ организации

Проведем SWOT-анализ, который позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны нашей организации ООО "ДМ-Строй", а также потенциальные возможности и угрозы.

Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей организации с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

Анализ факторов внутренней среды, основных угроз и возможностей представлен в табл. 11.

Таблица 11

Анализ факторов внутренней среды предприятия

Факторы внутренней среды Оценка качества Важность  
1. МАРКЕТИНГ:            
1.1. Известность компании на рынке +         0,04
1.2. Доля рынка     +     0,04
1.3. Репутация в отношении качества     +     0,05
1.4. Репутация в отношении обслуживания         + 0,05
1.5. Реклама       +   0,06
1.6. Эффективность продаж       +   0,04
1.7. Эффективность НИОКР         + 0,03
1.8. Месторасположение         + 0,02
2. ФИНАНСЫ:            
2.1. Стоимость капитала         + 0,05
2.2. Доступность капитальных ресурсов       +   0,02
2.3. Доходность капитала     +     0,03
2.4. Финансовая стабильность   +       0,05
3. ПРОИЗВОДСТВО:            
3.1. Современное оборудование   +       0,04
3.2. Удовлетворение покупательского спроса         + 0,05
3.3. Соблюдение сроков предоставления услуг   +       0,04
3.4. Ассортимент продукции         + 0,05
3.5. Затраты на сервис       +   0,02
3.6. Технический уровень ремонтной службы     +     0,03
4. ОРГАНИЗАЦИЯ:            
4.1. Квалификация руководства       +   0,04
4.2. Малый штат сотрудников         + 0,04
4.3. Квалификация и способности менеджеров       +   0,05
4.4. Реакция на изменение рыночной ситуации       +   0,04
4.5. Преданность работе сотрудников     +     0,03
4.6. Инициативность руководства   +       0,04

Таблица 12

Матрица анализа сильных и слабых сторон ООО "ДМ-Строй"

  Оценка качества
Очень слабое Слабое Нейтральное Сильное Очень сильное
Важность Высшая 1.4., 2.1., 3.2., 3.4. 1.5., 4.3 1.3., 4.7. 2.4.  
Средняя 4.2. 1.6., 4.1., 4.4. 1.2. 3.1.,3.3,4.6. 1.1.
Низшая 1.7, 1.8 2.2., 3.5. 2.3.,3.6., 4.5.    

Вывод: Как видно из матрицы анализа слабых и сильных сторон, слабые стороны предприятия преобладают над сильными. Надо отметить, что самыми проблемными факторами являются те, которые расположены в верхнем левом углу матрицы – проблемной области, это – 1.4., 2.1., 3.2., 3.4., 4.2., 1.5., 4.3., 1.6., 4.1., 4.4.

Таким образом, как видно из табл. 13, неважные показатели в сфере маркетинга. Желательно скорейшее изменение сложившейся ситуации.

Сильные стороны финансового фактора несколько превосходят слабые, необходимо отметить, что к преимуществам сильных сторон относится финансовая стабильность предприятия.

иза Вишневская Маломерки Ирина Ростова 13 мая Ирина Ростова На риижте Антошик Коротких Антон Федоров Екатерина Федорова 8 мая Бухарики 😄😄 Яна Андрюсенко 5 мая Яна Андрюсенко Ито потом восстанавливают Елена Косова 1 мая Елена Косова Минут через 15 буду ) Анатолий Белокопытов 26 апр Анатолий Белокопытов Хорошо, спасибо вам) Hostel Tattoo Club/ Тату студия / Ростов-на-Дону 24 апр Hostel Tattoo Club/ Тату студия / Ростов-на-Дону Добрый вечер! 3000 Елизавета Ткаленко 18 апр Елизавета Ткаленко https://m.vk.com/wall-66505247_2883 Татьяна Ткачева 15 апр Татьяна Ткачева Голосовое сообщение Сергей Кинг 6 апр Сергей Кинг Почему бы и нет? Но для меня представляет наибольший интерес поснимать тебя отдельно. Я надеюсь,..   5 апр Машенька Куликова Пятница тоже на вечер, день уже заняли Катя Савина 4 апр Катя Савина спасибо)) Надежда Кудинова 25 мар Надежда Кудинова Хорошо только заранее) Инна Лунева 17 мар Инна Лунева Запись на стене Дарья Кушвид 17 мар Дарья Кушвид Хорошо)) Оксана Гамаюнова 16 мар Оксана Гамаюнова Спасибо😌☺☺☺ Антон Федоров 16 мар Антон Федоров Спасибо большое)) Алла Криворучко 14 мар Алла Криворучко
Главный изъян - в производственном факторе – недостаточный ассортимент продукции, это приводит к тому, что компания не может полностью удовлетворить покупательский спрос.

Таблица 13

Итог анализа деятельности ООО "ДМ-Строй"

Факторы Сильные стороны Слабые стороны Последствия
МАРКЕТИНГ Известность компании на рынке, занимает весомую долю рынка Низкий уровень обслуживания, низкая эффективность НИОКР, невысокая репутация в отношении качества, средняя эффективность продаж, имеет неудобное месторасположение, недостаточная реклама Падение уровня продаж, возможно, потеря клиентов
ФИНАНСЫ Высокая доходность капитала, финансовая стабильность Невысокая стоимость капитала доступность капитальных ресурсов Благополучное финансовое состояние фирмы
ПРОИЗ-ВОДСТВО Высокотехнологичное современное оборудование, своевременная поставка услуг Очень "скудный" ассортимент услуг, большие затраты на производство, невысокая степень удовлетворения покупательского спроса Потеря клиентов, увеличение стоимости продукции
ОРГАНИ-ЗАЦИЯ Инициативное руководство, достаточно преданные организации работники Недостаточная квалификация руководства и менеджеров низкая реакция на изменение рыночной ситуации, больше необходимого число сотрудников Нескоординированная работа фирмы

Существенным минусом организационного фактора является недостаточная квалификация руководства и менеджеров фирмы.

Цели, стратегии и планы были хорошо доведены до работников, с тем, чтобы добиться с их стороны не только понимания того, что делает фирма, но и неформального вовлечения в процесс выполнения стратегий, в частности выработки у сотрудников обязательств перед фирмой по реализации стратегии.

Руководство не только своевременно обеспечивало поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, но и имело план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксировало достижение каждой цели. В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. Решающая роль принадлежит высшему руководству. Его деятельность на стадии реализации стратегии может быть представлена в виде четырех последовательных этапов.

Первый этап — углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий.

Второй этап состоит в том, что высшее руководство должно принять решения по эффективному использованию имеющихся у фирмы ресурсов.

На третьем этапе высшее руководство принимает решения по поводу организационной структуры.

Четвертый этап состоит в проведении необходимых изменений в фирме, без которых невозможно приступить к реализации стратегии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для предприятия любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же планирование. В настоящее время руководители российских предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопределенности последствий таких решений, к тому же при недостатке экономических, коммерческих знаний и практического опыта работы в новых условиях.

Анализ среды — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однако она не плывет в окружении как лодка, не имеющая руля, весел или паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям, вырабатывает стратегию взаимодействия с элементами внешней среды, обеспечивающую ей наиболее комфортное сосуществование

Таким образом, менеджмент и стратегическое управление деятельности предприятия необходимы в любой сфере хозяйственной деятельности. Вместе с тем, здесь еще имеется множество проблем и существенных недостатков, требующих скорейшего разрешения, что, в свою очередь, позволит российской экономике достичь стабилизации и поступательного развития.

Наши рекомендации