Методы диагностики вероятности банкротства.

Для диагностики вероятности банкротства используются сл. методы:

1)Трендовый анализ системы критериев и признаков;

2)Анализ ограниченного круга финансовых показателей;

3)Анализ интегральных показателей;

4)Рейтинговая оценка на базе критериев финансовой устойчивости.

5)Факторные регрессионные и дискреционные модели.

В РБ наибольшее распространение получил второй подход. Он основан на сл. критериях:

1)Коэффициент текущей ликвидности К1 (в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия);

2)Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами К2 (нормативное значение зависит от отраслевой принадлежности предприятия);

3)Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами К3 (нормативное значение не более 0,85);

4)Коэффициент обеспеченности просроченных обязательств активами К4;

5)Коэффициент абсолютной ликвидности К5 (нормативное значение не менее 0,2).

Кроме этих критериев проводят анализ связи неплатежеспособности предприятия с задолженностью государства перед ним.

Сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием рассчитывается из объемов задолженности и продолжительности периода задолженности по каждому из неисполненных в срок обязательств, дисконтированных по ставке рефинансирования НБ РБ на момент возникновения задолженности.

При этом рассчитывается суммарный показатель:

Z = Σ Pi • ti • Si / 100 / 360

Pi – объем государственной задолженности по i-ому обязательству;

ti – период задолженности по i-ому обязательству;

Si – ставка рефинансирования НБ РБ на момент возникновения задолженности;

Суммарный показатель учитывают при расчете коэффициента текущей ликвидности (≥ 1,7).

Процедуры банкротства.

При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются сл. процедуры банкротства: 1)защитный период;

2)конкурсное производство; 3)мировое соглашение;

4)иные процедуры банкротства.

Конкурсное производство включает процедуры: 1)санацию;

2)ликвидационное производство.

1. Защитный период – процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве до окончания срока, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника.

Продолжительность защитного периода не может превышать трех месяцев.

В процессе защитного периода проводится анализ финансового состояния и платежеспособности должника в целях определения наличия оснований для возбуждения конкурсного производства.

В защитный период исп-ся платежные обязательства и совершаются сделки только с согласия временного управляющего. В этот период предприятие не может принимать самостоятельного решения.

2. Конкурсное производство – процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения – в процессе ликвидации должника – юридического лица или прекращения деят-ти должника – индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов.

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании хозяйственного суда в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления о банкротстве должника в эк-ий суд.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве экономический суд принимает (выносит) один из сл. судебных актов:

1)решение о банкротстве с санацией должника;

2)решение о банкротстве с ликвидацией должника;

3)определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Общий срок конкурсного производства составляет при проведении ликвидационного пр-ва 16 месяцев, а при проведении санации – 22 м.

3. Мировое соглашение в производстве по делу о банкротстве – процедура банкротства в виде соглашения между должником и конкурсными кредиторами об уплате долгов, в котором предусматриваются освобождение должника от долгов, или уменьшение долгов, или рассрочка их уплаты, а также срок уплаты.

Суть мирового соглашения заключается в окончании процесса путем мирного урегулирования спора. Мировое соглашение стороны вправе заключить на любой стадии процесса.

Мировое соглашение заключается в письменной форме.

4. Иные процедуры:

Санация – процедура конкурсного пр-ва, предусматривающая переход права собственности, изменения договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки;

Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе. Санация вводится на срок, не превышающий 18 месяцев со дня вынесения решения о ее проведении.

Ликвидационное производство – процедура конкурсного пр-ва, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов, продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

Срок ликвидационного производства не может превышать одного года. Экономический суд вправе продлить срок ликвидации пр-ва на 6 месяцев или при необходимости – на более длительный срок по определению, которое может быть обжаловано.

В процессе ликвидационного производства требования кредиторов удовлетворяются в сл. очередности.

Вне очереди покрываются судебные расходы и расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему, производятся текущие платежи должника в процессе конкурсного производства за коммунальные, эксплуатационные и иные услуги, а т.ж. удовлетворяются требования кредиторов по денежным обязательствам должника, возникшим в процессе конкурсного производства.

В первую очередь удовлетворяются требования физ. лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей.

41)Содержание, значение и задачи финансовго планирования и прогнозирования.

Финансовое планирование и прогнозирование – это процесс научного обоснования и прогнозирования движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений на предприятии.

Сущность финансового планирования можно определить как процесс обоснования на опр-ый период движения финансовых ресурсов и капитала, т.е. как процесс обоснования формирования, распределения и исп-ия финансовых ресурсов и капитала предприятия.

Главная цель этого процесса – это согласование намеченных расходов по социальному, производственному, финансовому, инвестиционному развитию предприятия с его финансовыми возможностями.

Основной продукт финансового планирования – финансовый план или прогноз.

Финансовый план – документ, отражающий объемы поступлений и расходов денежных средств и фиксирующий баланс между доходами предприятия и направлениями расходования. Прогноз – план, построенный на вероятностных предположениях.

Финансовое прогнозирование рассматривается в экономической литературе с различных позиций: как функция управления финансами, как метод вероятного планирования, как оценка наиболее вероятной финансовой ситуации, результатов деятельности и ожидаемого движения наличности в будущем.

Суть прогноза заключается в предвидении неопределенного будущего, в то время как планирование предполагает осуществление расчетов в определенных, заданных условиях.

Основные задачи финансового планирования и прогнозирования:

1)Определение предполагаемых поступлений денежных средств;

2)Обоснование рационального использования всех видов финансовых ресурсов;

3)Обоснование оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов на различные нужды;

4)Определение результативности каждой крупной финансово-хозяйственной операции с точки зрения конечных финансовых результатов.

Финансовое планирование при общности целей и задач отличается приемами организации, методами планирования, спецификой в зависимости от отраслевой принадлежности, формы собственности, квалификации кадров и т.д.

42)Объекты, принципы и методы финансового планирования и прогнозирования.

В качестве объектов финансовое планирование и прогнозирования могут выступать различные финансово-экономические показатели, условия деятельности. Финансовые планы в зависимости от планируемого периода делятся на:

1)Перспективные (3-5 лет);

2)Текущие (на год);

3)Оперативные (день, неделя, месяц, квартал).

Финансовое планирование осуществляется по сл. принципам:

1)Принцип единства: финансовое планирование должно иметь системный характер, т.е. представлять собой совокупность взаимосвязанных планов;

2)Принцип координации: планирование деятельности каждого подразделения должно осуществляться во взаимосвязи с другими;

3)Принцип участия: каждый специалист участвует в планировании;

4)Принцип непрерывности: заключается в систематическом осуществлении планирования;

5)Гибкость: изменения в планах при возникновении непредвиденных обстоятельств;

6)Точность: планы должны быть конкретизированы в той степени, в которой позволяет информация;

7)Принцип платежеспособности: финансовое планирование должно обеспечить платежеспособность предприятия;

8)Принцип рентабельности: выбор наиболее выгодных способов вложения капитала и использование финансовых ресурсов;

9)Принцип сбалансированности рисков: оптимизация рисков, воздействующих на предприятие в процессе составления плана и поиск источников их финансирования;

10)Принцип приспособленности к потребителям рынка: планы должны учитывать конъюнктуру рынка и зависимость от внешних источников финансовых ресурсов.

Финансовое планирование может быть основано на сл. методах:

1)Расчетно-аналитический: основан на анализе достигнутого уровня финансовых показателей и прогнозирования их уровня на будущее.

2)Нормативный: потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их формирования определяется на основе заранее установленных норм и нормативов (по оборотным средствам, амортизационным отчислениям, ставкам налогов и сборов, банковская ставка процента).

3)Балансовый: имеющиеся у предприятия финансовые ресурсы приводят в соответствие с фактическими потребностями в них.

4)Метод оптимизации плановых решений: составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный на основе определенных критериев (минимальные затраты, максимальный доход).

5)Экономико-математическое моделирование: основан на количественной оценке между финансовыми показателями и факторами, влияющими на них. Взаимосвязь выражается через ЭММ с точным описанием экономических процессов с помощью математических приемов. Модель обычно базируется на функциональной и корреляционной зависимости.

6)Метод экстраполяции;

7)Метод прямого счета;

8)Укрупненный метод планирования;

9)Метод опроса экспертов и т.д.

43)Порядок разработки годового финансового плана на предприятии.

Основной формой текущего финансового планирования на предприятии является годовой финансовый план (баланс доходов и расходов предприятия). Для его составления необходима следующая информация:

1)бухгалтерский баланс за последние 2-3 года;

2)данные об объемах производства;

3)смета затрат на производство;

4)смета затрат на содержание социально культурных объектов;

5)данные об объемах капитальных вложений;

6)сведения о движении основных фондов и оборотных средств;

7)проекты отпускных цен;

8)лимиты расходов по отдельным статьям затрат;

9)нормы амортизационных отчислений;

10)нормативы оборотных средств;

11)сведения о ставках и сроках платежей в бюджет, и внебюджетные фонды;

12)анализ выполнения планов за предыдущие годы.

Для подготовки годового финансового плана необходимо провести ряд расчетов, которые выполняются с исп-ем определенной формы.

Годовой финансовый план составляется поэтапно:

1)Предварительные расчеты, которые по срокам совпадают с проектом бюджета республики;

2)Уточняющие расчеты на основе основных показателей плана экономического и социального развития народного хозяйства РБ.

Обычно формой финансового плана является баланс доходов и расходов, включающих три основных раздела:

1)доходы и поступления средств;

2)расходы и отчисления средств;

3)взаимоотношения с бюджетом (платежи в бюджет и ассигнования из него);

Рекомендуемая форма годового финансового плана организации

Доходы и поступления средств Период, сумма Расходы и отчисления средств Период
1.Прибыль 2.Аморт. отчисления 3.Прирост устойчивых пассивов 4.Долгосрочные кредитные ресурсы 5.Краткосрочные кредиты на пополнение оборотных средств 6.Поступления из инновационного фонда 7.Безвозмездная помощь 8.Прочие доходы и поступления средств   1.Отчисления в резервный фонд 2.Долгосрочные инвестиции в осн-ые ср-ва 3.Долгосрочные финансовые вложения 4.Погашение осн-ой суммы долга и % по долгосрочным ссудам 5.Инвестиции на увеличение оборотных ср-в 6.Погашение краткосрочных ссуд на пополнение оборотных ср-в 7.Содержание объектов непроизводственной сферы 8.Выплата дивидендов 9.Отчисления на благотворительные цели 10.Расходы на социально-куль­турные мероприятия и материальное стимулирование 11.Прочие расходы и отчисления  
Итого доходов:   Итого расходов:  
Ассигнования из бюджета: · целевое финансирование и поступления из бюджета   Платежи в бюджет: · налог на прибыль · налог на недвижимость · другие налоги и платежи из прибыли  
Итого ассигнований из бюджета   Итого платежей в бюджет  

44)Оперативное финансовое планирование.

В условиях нестабильности экономики наиболее значительными являются оперативные финансовые планы, которые бывают сл. видов:1)Платежный календарь;

2)Кассовый план;

В процессе составления платежного календаря решают основную цель – это установление конкретных сроков поступления денежных средств и платежей предприятия и их доведения до исполнителя в форме плановых заданий.

Для реализации этой цели решают сл. задачи: 1)организация временной стыковки ден-ых поступлений и расходов предприятия;

2)формирование информационной базы о денежных притоках и оттоках;

3)ежедневный учет изменений в информационной базе;

4)анализ платежей по суммам и источникам погашения и поступления;

5)расчет потребности в краткосрочном кредите при несоответствии расходов и доходов;

6)расчет временно свободных денежных средств;

7)анализ наиболее выгодного размещения свободных денежных средств предприятия.

Платежный календарь составляется на основе сл. информации:

ü план реализации продукции;

ü смета затрат на производство и реализацию;

ü план капитальных вложений;

ü выписки из банка по счетам предприятия;

ü условия краткосрочных договоров;

ü счета-фактуры;

ü нормативные сроки платежей по обязательствам;

ü график выплаты заработной платы и авансов;

ü внутренние приказы и распоряжения.

Этапы составления платежного календаря:

1. выбирается период времени планирования. Он может быть равен месяцу, 15 дней, декаде, 5 и одному дню;

2. планирование объема реализации продукции;

3. расчет объема возможных денежных поступлений;

4. оценка ожидаемых денежных расходов;

5. определение денежного сальдо;

6. подведение итогов и оперативное решение проблем, связанных с недостатком денежных средств, либо решение вопросов об избытке их использования.

Установленной формы платежного календаря нет. Наиболее распространенной является сл. структура платежного календаря:

1. Начальное сальдо;

2. Поступления средств:

2.1. от реализации продукции, работ, услуг;

2.2. от реализации ненужных ТМЦ;

2.3. поступление дебиторской задолженности;

2.4. доходы от других видов деятельности;

2.5. прочие доходы;

2.6. Итого поступлений.

3. Расходование средств:

3.1. оплата поставщикам;

3.2. погашение кредиторской задолженности;

3.3. неотложные нужды предприятия;

3.4. заработная плата и приравненные к ней платежи;

3.5. налоги;

3.6. погашение банковских ссуд;

3.7. содержание объектов социально культурной сферы;

3.8. инвестиции;

3.9. выплаты из фонда потребления;

3.10. выплаты дивидендов;

3.11. прочие расходы;

3.12. Итого расходов.

4. Сальдо за период;

5. Конечное сальдо;

Кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия.

Кассовый план необходим для контроля за поступлениями и расходованиями денег через кассу и для предоставления в коммерческий банк в периоды выдачи ЗП, авансов и приравненных платежей.

Исходные данные для составления кассового плана:

1. Предполагаемые выплаты по фонду ЗП и потребления;

2. Информация о продаже ресурсов, продукции, работ предприятия;

3. Информация о поступлении денежных средств целевого использования (оплата жилья, поступления по путевкам);

4. Сведения о сумме налогов;

5. Информация о выдаче заработной платы, авансов.

Кассовый план имеет сл. структуру:

1. Поступления ден-ых ср-тв (кроме средств, полученных в банке):

1.1. выручка от продажи товаров;

1.2. выручка по пассажирскому транспорту;

1.3. коммунальные платежи;

1.4. поступления от реализации ценных бумаг, недвижимости.

2. Расходование денежных средств:

2.1. на выплату заработной платы и приравненных платежей;

2.2. выплаты по договору страхования;

2.3. выдача ссуд работникам;

2.4. командировочные расходы;

2.5. выплата дивидендов и прочие расходы.

3. Расчет выплат заработной платы и приравненных платежей:

3.1. ФОТ предприятия;

3.2. выплаты социального характера;

3.3. стипендии;

3.4. удержания налогов от ФОТ;

3.5. перечисления во вклады.

4. Календарь выдачи заработной платы и приравненных платежей (указывают только дату).

45)Перспективное планирование на предприятии.

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции деятельности предприятия, является формой реализации стратегических целей предприятия.

Состав перспективного финансового плана должен согласовываться с финансовой стратегией, которая предполагает определение долгосрочных финансовых целей деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов их достижения.

На основании финансовой стратегии строят финансовую политику предприятия по конкретным направлениям.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка:

• Бизнес-планов деятельности предприятия;

• Прогноз отчета о прибылях и убытках;

• Прогноз движения денежных средств;

• Прогноз бухгалтерского баланса.

Бизнес-план – программа деятельности предприятия на перспективу с обоснованием его стратегии и тактики, мер по ее осуществлению. Бизнес-план разрабатывается для:

1)обоснования развития предприятия;

2)выбора новых видов деятельности;

3)возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов;

4)предложения по созданию совместных и иностранных предприятий;

5)целесообразности оказания мер государственной поддержки.

Структура бизнес-плана предприятия:

1)Концепция бизнеса (резюме).

2)Описание предприятия и отрасли.

3)Характеристика услуг и продукции.

4)Исследование и анализ рынка сбыта.

5)Конкуренция и конкурентное преимущество.

6)План маркетинга.

7)План производства.

8)Организационный план.

9)Финансовый план и финансовая стратегия.

10)План рисков.

46)Краткая характеристика видов финансовых планов и их структуры.

Наши рекомендации