Руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.)

Руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.)

I. Общие положения

Статья 1. Цель контроля

Организация контроля является обязательным элементом управления обще­ственными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль — не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от при­нятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и эконо­мии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причи­ненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокраще­нию таких нарушений в будущем.

Статья 2. Предварительный контрольи контроль по факту

1.Предварительный контроль представляет собой проверку административ­
ных и финансовых документов, проводимую до получения информации об
имевших место нарушениях. Контроль по факту — это проверка, проводи­
мая после получения информации о факте допущенного нарушения.

2. Эффективный предварительный контроль является неотъемлемой частью
надежной системы управления доверенными денежными и материальными
средствами. Он может быть проведен высшим контрольным органом или дру­
гими контрольными организациями.

3. Предварительная проверка, проводимая высшим контрольным органом,
. имеет то преимущество, что позволяет предотвратить возможные наруше­
ния до того, как они произошли. Однако ее недостатком является перегрузка
в работе высшего контрольного органа и неопределенность в отношении
ответственности перед законом. Проверка по факту, проведенная высшим
контрольным органом, приводит к привлечению виновных к ответственнос­
ти, компенсации причиненного ущерба, предотвращению нарушений в бу­
дущем.

4. Проводит ли высший контрольный орган предварительную проверку или нет, зависит от законодательства, условий и требований к органам контроля в отдельной стране. Проведение же ревизий по факту является прямой обязанностью высшего контрольного органа, независимо от того, занимается он предварительной ревизией или нет.

Статья 3. Внутренний и внешний контроль

1.Внутренние контрольные службы создаются внутри отдельных ведомств и ор­
ганизаций, в то время как внешние ревизионные службы не являются час­
тью организационной структуры проверяемых организаций. Высший конт­
рольный орган является внешним ревизионным органом.

1. Внутренняя контрольная служба обязательно должна подчиняться руково­
дителю организации, внутри которой она создана. Однако она должна быть
по возможности функционально и организационно независима внутри соот­
ветствующей организационной структуры.

2. В качестве внешней контрольной службы высший контрольный орган дол­
жен проверять эффективность внутренней контролъной службы. Если внутренняя контрольная служба признана эффективной, необходимо предпринимать шаги, не ущемляя право высшего контрольного органа проводить всеохватывающую проверку, с тем чтобы обеспечить необходимое разделе­
ние задач и сотрудничество между высшим контрольным органом и внут­
ренней контрольной службой. .

Статья 6.

Статья 7. Финансовая независимость высших контрольных органов

1.Высший контрольный орган должен быть обеспечен финансовыми средства­
ми, необходимыми для выполнения возложенных на него задач.

2.Высший контрольный орган должен иметь право обращаться с просьбой
о выделении необходимых финансовых средств непосредственно в государ­
ственный орган, принимающий решение по национальному бюджету.

3.Высший контрольный орган должен иметь право использовать в. пределах
своих полномочий денежные средства, выделенные для него отдельной стро­
кой бюджета.

У.Права высшего контрольного органа

Статья 11.

Выполнение требований и реагирование на выводы

Высшего контрольного органа

1. Проверяемые организации должны реагировать на требования и выводы высшего конт­
рольного органа в сроки, установленные, как правило, законом или самим
высшим контрольным органом, принимать действенные меры по резуль­
татам проверки.

2. В том случае, когда выводы высшего контрольного органа не представляют­
ся в форме легально обоснованных и выполнимых заключений, высший кон­
трольный орган должен быть наделён правом обращаться в компетентные
органы с требованием о принятии необходимых мер и привлечении к ответ­
ственности виновных.

Статья 12. Экспертное заключение и другие права сотрудничества

1. В важных случаях высший контрольный орган может предоставить в распо­
ряжение парламента и администрации свои профессиональные оценки
в форме экспертного заключения, включая замечания по проектам законов
и других постановлений, относящихся к финансовым вопросам. Админист­
ративное руководство должно нести полную ответственность за принятие
или отклонение такого экспертного заключения.

2. Постановления о приемлемой и по возможности унифи­
цированной процедуре финансовой отчетности должны приниматься толь­
ко по согласованию с высшим контрольным органом.

VI. Отчетность

Статья 17. Метод отчета

1. Отчет должен содержать факты и объективную и четкую их оценку и огра
ничиваться изложением наиболее значимых результатов работы. Язык от­
чета должен быть точным и общедоступным.

2. Должное внимание должно быть уделено изложению мнения проверяемой
организации о выводах высшего контрольного органа по итогам проверки.

Статья 23.

руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.)

I. Общие положения

Статья 1. Цель контроля

Организация контроля является обязательным элементом управления обще­ственными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль — не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от при­нятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и эконо­мии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причи­ненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокраще­нию таких нарушений в будущем.

Статья 2. Предварительный контрольи контроль по факту

1.Предварительный контроль представляет собой проверку административ­
ных и финансовых документов, проводимую до получения информации об
имевших место нарушениях. Контроль по факту — это проверка, проводи­
мая после получения информации о факте допущенного нарушения.

2. Эффективный предварительный контроль является неотъемлемой частью
надежной системы управления доверенными денежными и материальными
средствами. Он может быть проведен высшим контрольным органом или дру­
гими контрольными организациями.

3. Предварительная проверка, проводимая высшим контрольным органом,
. имеет то преимущество, что позволяет предотвратить возможные наруше­
ния до того, как они произошли. Однако ее недостатком является перегрузка
в работе высшего контрольного органа и неопределенность в отношении
ответственности перед законом. Проверка по факту, проведенная высшим
контрольным органом, приводит к привлечению виновных к ответственнос­
ти, компенсации причиненного ущерба, предотвращению нарушений в бу­
дущем.

4. Проводит ли высший контрольный орган предварительную проверку или нет, зависит от законодательства, условий и требований к органам контроля в отдельной стране. Проведение же ревизий по факту является прямой обязанностью высшего контрольного органа, независимо от того, занимается он предварительной ревизией или нет.

Наши рекомендации