Характеристика реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления (ФЗ 261):
1) требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов;
2) запретов или ограничений производства и оборота в Российской Федерации товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей;
3) обязанности по учету используемых энергетических ресурсов;
4) требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
5) обязанности проведения обязательного энергетического обследования;
6) требований к проведению энергетического обследования и его результатам;
7) обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
8) требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
9) требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
10) требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
11) основ функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
12) обязанности распространения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
13) обязанности реализации информационных программ и образовательных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
14) иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (далее - Программа) разработана в соответствии с планом подготовки актов по реализации в 2009-2010 гг. основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2008 г. № 1996-р.
Программа направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. Однако до настоящего времени этот источник был задействован лишь в малой степени.
Основной целью Программы является снижение за счет реализации мероприятий Программы энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 13,5%, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить решение указанной задачи при любом сценарии развития российской экономики.
В Программе предусмотрены мероприятия по выведению из эксплуатации старых неэффективных мощностей, оборудования, установок, внедрению инновационных технологий и нового прогрессивного оборудования во всех отраслях российской экономики и социальной сфере в процессе нового строительства и модернизации.
Бюджетные средства (около 6 млрд руб. ежегодно с 2011 года) расходовались на следующие мероприятия:
- предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- обучение лиц, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- информационную поддержку процесса через создание и введение в эксплуатацию государственной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ГИС «Энергоэффективность»).
В соответствии с поручением Правительства РФ крупнейшие АО топливно-энергетического комплекса с государственным участием в 2011 году утвердили и начали реализацию программ инновационного развития. Эти программы содержат большой перечень мероприятий по реализации энергосберегающих и энергоэффективных проектов.
ПАО «Газпром» осуществляет создание энергосберегающей технологии производства сжиженного природного газа (СПГ), обеспечивающей сокращение на 5% энергозатрат на единицу произведенного объема, а также энергосберегающего оборудования очистки природного газа для трубопроводов высокого давления. Также компания активно внедряет инновационные технологии для освоения потенциала энергосбережения в сфере транспортировки газа.
ОАО «Транснефть» реализует проекты создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии: «Разработка высоконадежных насосных агрегатов с повышенным КПД» и «Повышение производительности перекачки снижением гидравлического сопротивления в магистральных нефте- и нефтепродуктопроводах».
Одной из приоритетных работ ОАО «НК «Роснефть» является новая энергосберегающая технология переработки тяжелых нефтяных остатков, позволяющая снизить эксплуатационные и капитальные затраты на 15–20%.
ОАО «ФСК ЕЭС» (федеральная сетевая компания единой энергетической системы) занимается разработкой интеллектуальной энергетической системы на основе активно адаптивной сети, созданием новых прорывных технологий и испытанием улучшающих технологий и оборудования.
В результате реализации государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической политики, и в первую очередь Государственной программы РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», ожидается:
а) экономия:
–– первичной энергии в размере 1124 млн т у.т.;
–– природного газа – 330 млрд куб. м;
–– электроэнергии – 630 млрд кВт-ч;
–– тепловой энергии – 1550 млн Гкал;
–– нефтепродуктов – 17 млн т;
–– затрат на энергию всеми потребителями энергетических ресурсов – 9255 млрд рублей;
–– средств бюджетов всех уровней на приобретение энергетических ресурсов для государственных (муниципальных) учреждений – 530 млрд рублей;
б) суммарное снижение выбросов парниковых газов – 2436 млн т экв. СО2;
в) увеличение доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа за счет их экономии – 2,7 трлн рублей.
Значительная часть эффективных инструментов государственного регулирования энергосбережения по разным причинам пока не используется в России. Таким образом, основными сдерживающими факторами являются:
· неэффективность механизмов налогового стимулирования,
· отсутствие системы экономического субсидирования организаций;
· непроработанность системы государственных гарантий;
· отсутствие механизма предоставления льготного заемного финансирования;
· несовершенство системы государственно-частного партнёрства: непроработанность механизмов защиты интересов участников ГЧП;
· отсутствие собственных и невозможность привлечения заемных средств на цели финансирования энергосервисной деятельности.