Сенсорные (S) и Интуитивисты (N): доллары или чутье
В «Peanuts» есть прекрасная сцена, которая, по нашему мнению, великолепно иллюстрирует то, как Интуитивисты (N) и Сенсорные (S) относятся к финансам. Люси, Сенсорный (S), жалуется Чарли Брауну: «Ты получаешь от жизни только то, что вложил — не больше и не меньше». Снупи, пес-Интуитивист (N), случайно подслушавший это, уходит, размышляя: «Все же мне хотелось бы иметь больше простора для ошибок».
Во всем, от чековых книжек до пакетов инвестиций, Сенсорные (S) обращаются с деньгами с убийственной аккуратностью и конкретностью, погружаясь в настоящее. Для Интуитивистов (N), напротив, деньги, как и все остальное в жизни, — общее понятие, источник разнообразных возможностей, для осуществления каждой из которых нужен определенный «простор для ошибок».
Конечно, правильны оба подхода — и оба, когда их доводят до крайности, могут привести к навешиванию разнообразных ярлыков и прочим формам демонстрации враждебности. И снова то, что поначалу казалось привлекательным, становится яблоком раздора, если не воспользоваться возможностью разобраться, которую дает Типоведение.
Например, Интуитивиста (N) способна извести природная склонность Сенсорного (S) к точности, аккуратности и прямоте в отношении денег. Для Сенсорного (S) деньги — вещь очень осязаемая; они — то, что можно (и должно) измерять точно, они — инструмент, с помощью которого вершатся повседневные дела. Когда у вас есть деньги, их всегда строго определенное количество. Они под рукой, и с их помощью можно сделать ровно столько, сколько позволяет сумма. Пока они у вас есть, живите сегодняшним днем. А когда они закончились, отправляйтесь добывать их еще прежде, чем что-то планировать. Живите одним днем. Деньги для Сенсорных (S) то же, что и для Люси: ни пенни больше, ни пенни меньше.
Этот подход обладает своими очевидными достоинствами. Среди прочего, он позволяет не залезать в долги. У Сенсорных (S) обычно реалистический взгляд на свое имущество и возможности в каждый конкретный момент, это — явный плюс. Но в своих крайних проявлениях, подход Сенсорных (S), постоянно считающих каждый пенни, не всегда разумен. Порой они упускают возможность выгодно вложить деньги, потому что они неспособны увидеть перспективные прибыли.
Следуя закону маятника. Сенсорные (S) притягиваются к весьма волнующему подходу к финансам, характерному для Интуитивистов (N). Для Интуитивистов (N) деньги — еще один способ придать жизни полноту. Это текучая динамика, возможности то расширяются, то сужаются, и нужно действовать по принципу «двигайся по течению денег». Для Интуитивистов (N) точное количество денег, имеющихся в их распоряжении в данный момент, менее важно, нежели возможности, которые они могут предоставить, нежели шансы запустить их в дело, нежели то, какие двери они способны открыть. Интуитивисты (N) убеждены, что все ограничения налагаются ими самими только по недостатку воображения. Они могут увлечься инвестициями с большой потенциальной отдачей, не обращая должного внимания на риск. Одна из причин состоит в том, что они гораздо менее склонны копаться в деталях и разбираться в проектах инвестиций.
Как и Экстраверты (Е), Интуитивисты (N) — мастера округлять, не суть важно — вверх или вниз, все, от цены новой вещи до баланса на своем счету. Есть такие, кто округляет вниз в своих списках трат все суммы меньше $50 и вверх все суммы выше $51. Так что чек, выписанный на $19.45, будет ими зафиксирован как $19.00. «В конце концов все сходится», — утверждают они. Сенсорный (S) может приветствовать появление ежемесячного листка отчета по счетам как возможность сбалансировать все до пенни — не важно, сколько времени это потребует. В свою очередь, Интуитивист (N), скорее всего, проведет время, размышляя над тем, что означает этот баланс, мало заботясь о его правильности, стараясь переделать саму форму банковской отчетности, дабы она стала более удобной. Или же он будет раздумывать, не открыть ли счет где-нибудь еще, чтобы избежать таким образом необходимости согласовывать отчет со своими счетами. Если Интуитивист (N) проведет за составлением отчета необходимое время, то этот факт следует рассматривать, скорее всего, как интеллектуальное упражнение, нежели как дань дисциплине. (Мы были знакомы с одним Интуитивистом, который сверяя банковский отчет и свою чековую книжку, в том случае если где-либо находил совпадающие сведения, полагал, что отчет нужно исправить. А еще один Интуитивист брал отчет и оплаченные счета и каждый месяц отправлялся в банк, говоря что-то вроде: «Вы занимаетесь финансами, вот и делайте это».)
Сказанное не означает, что Интуитивисты (N) не способны достичь финансового успеха. Напротив, они часто занимают важные посты в финансовом мире, от бухгалтеров корпораций до отраслевых менеджеров крупнейших банков. Это свидетельствует лишь о том, что, когда дело доходит до денег, масштабный подход Интуитивистов (N) позволяет им найти наиболее удачную точку, с которой можно наблюдать перспективы финансовой ситуации, своей или чужой. Наши данные оказывают, что среди специалистов, занятых финансовым планированием и экономическим прогнозированием, больше Интуитивистов (N), чем Сенсорных (S).
Очевидно, что подход к деньгам, при котором редко уделяется внимание деталям, имеет и свои недостатки. Умение представлять общую картину и способность следовать за течением — преимущества, но нельзя забывать, что, в конце концов, деньги — вещь очень конкретная, они любят счет. Поэтому вскоре первоначальное восхищение, вызываемое в Сенсорном (S) подходом Интуитивиста (N), может превратиться в восприятие последнего как легкомысленного, а то и прямо-таки бесчестного человека. То, что в начале видится как проявление воображения и смелости, может со временем стать для Сенсорного (S) источником напряжения, потому что в этом подходе ему видится отсутствие надежности и стремление опереться на такие неосязаемые вещи как инстинкт или чутье.
С помощью повышенного понимания, приобретенного благодаря Типоведению, Сенсорные (S) и Интуитивисты (N) способны легче разобраться в том, что каждый из них видит в финансовых делах. Например, Сенсорный (S) может спросить: «Ты проверил все детали и частности, или речь идет пока еще только об идее?» Это поможет Сенсорному (S) немножко разобраться в последнем предчувствии или идее Интуитивиста (N). Признавая, что сказанное может быть пока еще только туманная идея, Сенсорный (S) способен помочь Интуитивисту (N) разложить по полочкам вопросы, связанные с определением ценности той или иной задумки.
Типоведение также может помочь обеим сторонам сверить свои финансовые успехи. Если Интуитивист (N) добился многого благодаря спекуляции, то Сенсорный (S), вероятно, окажет ему поддержку, позволив действовать по-своему, но снабжая при этом фактами и необходимыми деталями. Если Сенсорный (S) достиг успеха в делах, то Интуитивист (N) должен признать это, а потом, стоя в сторонке и доверяя инстинктам Сенсорного (S), при необходимости обрисовывать перспективы.
В каждом из названных случаев Типоведение может помочь и Сенсорным (S) и Интуитивистам (N) оценить друг друга и взглянуть на взаимные различия как на дар, помогающий вместе видеть оба измерения финансовой ситуации — и ее перспективы, и ее реальность.