В-модель – модель взаимодействия объектов.

Модель взаимодействия объектов отображает технологию выполнения бизнес процесса (прецедента использования). В-модель представляется в табличном виде по следующим правилам (см. рис. 5.7.):

1. В подлежащем таблицы последовательно задаются основные операции по реализации прецедента использования.

2. В столбцах таблицы указываются объекты всех типов, участвующих в реализации прецедента. Порядок расположения объектов, как активных, так и пассивных произволен и должен быть удобен для понимания модели. Акторы прецедента задаются на границах матрицы, то есть на правой границе подлежащего.

3. По горизонтали от одной клетки таблицы к другой клетке проводится стрелка, отражающая взаимодействие (коммуникацию) объектов в рамках одной операции. Эта стрелка означает, что первый объект в рамках выполняемой операции посылает сообщение второму объекту о необходимости выполнения действия. При получении сообщения второй объект выполняет действие (см. пункт 4).

4. На пересечении строк и столбца вертикально отображается отрезок времени, в течение которого выполняется то или иное действие над объектом.

В-модель – модель взаимодействия объектов. - student2.ru

31. Сущность и задачи функционально-стоимостного анализа

Функционально–стоимостной анализ (ФСА) хозяйственной деятельности предприятия исследует функции, которые выполняет объект изучения, и методы их реализации.

Главное назначение функционально–стоимостного анализа (ФСА) в том, чтобы выявить ненужные функции этого объекта и предупредить излишние затраты с ликвидацией ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

Функции ФСА подразделяются на:

- Основные – это те функции, ради которого и создавался объект (например: часы, основная функция которых показывать время);

- Вспомогательные (дополнительные) – это те функции, которые идут наряду с основными, но отсутствие их не повлечет снижение основных функций объекта (взять например, те же часы, у них может быть добавлена функция по определения магнитных полюсов земного шара).

Отсюда следует, что функционально-стоимостной анализ подразделяет все затраты:

- на функционально-необходимые для выполнения объектом его функционального назначения;

- излишние, порожденные неправильным выбором или несовершенством конструкторских решений.

Каждая функция, характерная именно для изучаемого объекта может выполняться различными способами, что достигается разными технологическими и техническими путями и, соответственно, требуют разных объемов затрат. Что означает следующее, выбирая тот или иной способ осуществления определенной функции, изначально закладывается минимальная сумма затрат на ее создание. Отсюда следует, замена существующего способа функции более дешевым – сокращается стоимость объекта.

Прогресс не стоит на месте и даже, если изначально способ был оптимальным, то даже через небольшой промежуток времени он может стать неэффективным, как с точки зрения функциональности объекта, так и с точки зрения стоимости объекта. Другими словами: Качество объекта не соответствует Цене объекта.

Таким образом, ФСА представляет собой эффективный способ выявления резервов сокращения затрат, который основывается на поиске более дешевых способов выполнения главных функций (путем организационных, технических, технологических и других изменений производства) при одновременном исключении лишних функций.

Конечной целью ФСА является поиск экономичных, с точки зрения потребителя и производителя, вариантов того или иного практического решения. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

- дается общая характеристика объекта исследования;

- производятся его детализация на функции и группировка выделенных функций на главные, вспомогательные и ненужные;

- определяются и группируются затраты соответственно выделенным функциям;

- исчисляется сумма затрат на изготовление изделия при исключении лишних функций и использовании других технических и технологических решений;

- разрабатываются предложения по технологическому и организационному усовершенствованию производства.

К объектам ФСА могут быть отнесены: отдельные виды изделий; технологические процессы и любые другие процессы, связанные с затратами.

Критерии для отбора: показатели, характеризующие объем производства изделий, их себестоимость, уровень рентабельности, удельный вес их в общем выпуске продукции в перспективе, количество рекламаций, характер и причины брака и др.

Также отбору может подлежать и стратегия самого предприятия, где система показателей гораздо расширена, на основе такого анализа можно вывести сбалансированную систему показателей (Р.С. Каплан). Данные показатели как раз и показывают, где какая функция лишняя, а где ее недостает.

32. Центр затрат. Центр прибыли

Финансовая структура показывает, как формируется прибыль. Она отражает структуру стоимости, денежных потоков, логику формирования финансового результата. Организационная структура, в свою очередь, определяет порядок подчиненности подразделений компании (предприятия).

Управление по центрам финансовой ответственности является одной из подсистем, обеспечивающих внутрифирменное управление. Как самостоятельная система она позволяет оценить вклад каждого подразделения в конечные результаты деятельности предприятия, децентрализовать управление затратами, наблюдать за их формированием на всех уровнях управления и повысить на этой основе экономическую эффективность хозяйствования.

При составлении бюджетов в первую очередь нужно ориентироваться на модель бизнеса. Вначале необходимо разобраться, как устроена цепочка стоимости, из каких бизнес-процессов состоит деятельность предприятия. Исходя из этого можно сформировать финансовую структуру, которая отражает структуру видов деятельности и центров ответственности за результат.

Таким образом, финансовая структура предприятия представляет собой иерархическую систему центров финансовой ответственности:

Центр затрат - это структурное подразделение или группа подразделений предприятия, руководители которых контролируют только затраты (например, производственный участок, производственный цех).Формирование центров затрат должно осуществляться с учетом организационных и технологических особенностей предприятия. Степень детализации затрат различна в зависимости от масштабов организации и целей, поставленных руководством. Руководитель ЦФО обладает определенными полномочиями и финансовой ответственностью за произведенные затраты.

Центр прибыли - это структурное подразделение или группа подразделений предприятия, руководители которых отвечают не только за затраты, но и за финансовые результаты своей деятельности.

33. Объектом стоимостной оценки является любой объект собственности. При этом в расчет принимаются не только различные характеристики объекта, но и права, которыми наделен его владелец. Объекты оценки являются объектами гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте. В российском законе об оценочной деятельности к объектам оценки отнесены отдельные материальные объекты (вещи). Совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества, права приобретения, обязательства (долги); работа, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. Предприятия (организация) является объектом гражданских прав (ст. 132 ГКРФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости.

34.

35.

37. Сущность методов имитационного моделирования бизнес- процессов

Динамический анализ предполагает рассмотрение во времени множества одновременно выполняющихся бизнес-процессов, в то время как статический анализ исследует выполнение одного бизнес-процесса вне связи с занятостью ресурсов в других процессах. Актуальность применения методов динамического анализа в бизнес-реинжиниринге обусловлена необходимостью сокращения межоперационных задержек, связанных с использованием ресурсов в множестве процессов.

При проектировании новых бизнес-процессов в качестве основных инструментов динамического анализа выступают методы и средства имитационного моделирования, поскольку статистика реального выполнения бизнес-процессов просто не существует. При анализе существующей организации бизнес-процессов имитационные модели дают возможность исследовать влияние случайностей на выполнение взаимосвязанных операций, которые трудно вычленить в общем потоке статистической информации.

Под имитационным моделированием будем понимать процесс разработки имитационной модели и последующего имитационного экспериментирования.

Имитационная модель предполагает генерацию в ускоренном масштабе времени по определенным законам распределения рабочих объектов, которые задерживаются для обработки по заданным законам распределения в функциональных блоках структурной модели бизнес-процесса. Формально простейшая имитационная модель может быть описана следующим образом

В результате последовательного прохождения рабочих объектов по функциональным блокам за заданное модельное время (любой моделируемый период времени) накапливается статистика о производительности системы (числе рабочих объектов), о временных и стоимостных характеристиках рабочих объектов, об использовании основных ресурсов.

К основным типам имитационных моделей относятся: многопродуктовая модель ; разветвляющаяся модель; модель с кооперативными связями.

Многопродуктовая модель бизнес-процесса . Каждый бизнес-процесс соответствует какому-либо виду продукта (услуги) и использует общие ресурсы (рис. 6.2). Модель позволяет анализировать использования ресурсов в нескольких бизнес-процессах. При этом анализируется достаточность ресурсов, степень их загрузки, интенсивность использования, финансовые потоки.

Разветвляющаяся модель бизнес процесса . Это модель альтернативных процессов, определяющая правила выбора последовательности функций в зависимости от состояния внешней среды. Типовые разветвления бизнес-процессов могут быть заранее формализованы. В более сложных случаях требуется применение бизнес-правил, которые в соответствии с конкретной ситуацией выбирает последовательность действий.

Задача сокращения длительности цикла бизнес-процесса решается, как правило, путем объединения нескольких функций в рамках одной консолидированной функции, выполняемой одним исполнителем (подразделением, самостоятельной организационной единицей), что позволяет сокращать межоперационные переходы, очереди ожидания, контрольные операции. С позиции кооперативного взаимодействия с партнерами в рамках одного бизнес-процесса определяются возможности передачи ряда функций специализированным организациям: при этом решаются задачи определения выгодности выполнения функций собственными силами или покупки (аренды) соответствующих продуктов или услуг на стороне, причем в первом случае производство полуфабрикатов может составлять и самостоятельные бизнес-процессы.

Модель бизнес-процесса с кооперативными связями П од имитационным экспериментом будем понимать задание значений исходных параметров, таких как интенсивность поступления рабочих объектов, временные и стоимостные характеристики отдельных операций, объемы используемых ресурсов, и выполнение прогона имитационной модели в течение модельного времени с наблюдением и получением результатной статистики. Далее предполагается проведение статистического анализа полученных результатов, на основе которого делаются выводы и рекомендации по совершенствованию модели бизнес-процесса.

39. Бизнес-процесс - устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.

Бизнес-процессы позволяют добиваться высокой эффективности деятельности предприятия, фокусируя внимание на запросах потребителей. Поэтому важно максимально повысить значимость бизнес-процесса и увязать с ним многочисленные функции.

В рамках этих категорий методы моделирования можно применять и с более широкими целями. Реинжиниринг бизнес-процессов позволяет «высветить» их компоненты, требующие внимания.

Согласно определению идеологов реинжиниринга М. Хаммера и Д. Чемпи реинжиниринг бизнес-процессов определяется, как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов (БП) для достижения коренных улучшений в основных показателях деятельности предприятия».

Целью реинжиниринга бизнес-процессов (РБП) является целостное и системное моделирование и реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания. Инжиниринг бизнес-процессов включает в себя реинжиниринг бизнес-процессов, проводимый с определенной периодичностью, например, один раз в 5-7 лет, и последующее непрерывное улучшение бизнес-процессов путем их адаптации к изменяющейся внешней среде. Среди многочисленных проблем, которые можно решить в результате оптимизации бизнес-процессов, назовем лишь следующие:

* изменение структуры процесса путем введения одновременно выполняемых задач, что позволяет устранить лишние циклы и сделать структуру более рациональной,

* изменение структуры организационной отчетности и повышение квалификации сотрудников путем комплексного совершенствования процесса,

* сокращение объема документации, рационализация и ускорение документооборота и потока данных,

* рассмотрение возможных мер по привлечению внешних ресурсов (т.е. по передаче функций создания выхода внешнему исполнителю),

* внедрение новых производственных и ИТ-ресурсов для улучшения функций обработки.

Различают два метода проектирования деловых процессов (бизнес-процессов) -- инжиниринг и реинжиниринг. Инжиниринг -- это усовершенствование, развитие, улучшение деловых процессов. Как правило, инжиниринг обеспечивает улучшение экономических показателей деятельности не более чем на 10--50%. Инжиниринг -- это метод эволюционного развития, которому соответствует операционная инновационная деятельность. Инжиниринг обеспечивает рационализацию старых бизнес-процессов. Реинжиниринг -- это радикальное переосмысление (перепроектирование) бизнес-процессов. При успешной реализации реинжиниринга обеспечивается увеличение экономических показателей на 100--500% и более. Реинжиниринг-- метод радикального преобразования бизнеса и революционного развития, которому соответствует стратегическая инновационная деятельность.

40. Для любой организации, желающей преуспеть в сегодняшней глобальной информационной экономике, необходима интеллектуальная, исчерпывающая и простая в использовании система для управления запасами знаний, а также система доступа к знаниям и система приобретения новых знаний.

По мере того как появляется все больше и больше организаций, проводящих инвестирующих в службы по управлению знаниями, возникает необходимость тщательно разобраться в том, что понимается под терминами «знания» и «управление знаниями».

С точки зрения целей общества, где доминируют информационные технологии, знания - это просто интеллект, используемый в работе. Знания, приобретаемые фактическим опытом, продуктивны только когда они используются при выполнении работы или интегрируются в процесс выполнения работы. Артур Андерсен определяет знания как «ценную информацию». Но самое точное определение знаниям было дано задолго до информационной и электронной революций и даже задолго до индустриальной революции. Сегодня мы окружены громадными объемами информации, поэтому такое определение кажется очень современным. Информации так много, что мы оказываемся неспособными использовать ее. Знания приобретают разные формы и поэтому ими становится сложнее управлять. Часто знания оказываются чем-то большим, чем просто информацией и данными о событиях, продуктах или процедурах. Знания - это:

Знать-как Протестированные, доказанные процедуры выполнения чего-либо

Знать-кто Люди, обладающие соответствующим опытом или ресурсами

Знать-что Способность различения и выбора ключевых моделей и актуальных действий

Знать-почему Понимание контекста обширного опыта (видение)

Знать-когда Соединение чувств ритма, времени и реализма

Необходимо отметить различие между неявными и явными знаниями. Неявные знания трудно выразить: они часто заключены в интуиции и в не поддающихся анализу опыте, навыках и привычках. Неявными знаниями может обладать отдельный человек или группа людей. Явные знания легко выражаются четкими данными, сообщениями, словами и числами. Явные знания в большей степени систематизированы, закодированы и, следовательно, более легко извлекаются из локальных и глобальных баз данных, сообщений электронной почты (e-mail), HTML-файлов, различных систем управления документами, систем класса workflow и других источников информации. Неявные и явные знания являются существенными компонентами при разработке стратегии управления знаниями.

Что такое управление знаниями?

Управление знаниями - это распространение и поиск опыта людей и актуальной информации в среде связанных между собой людей или групп людей. Здесь самое главное - это знания людей и взаимодействие между людьми: обмен идеями, решениями и актуальной информацией при попытках создавать новые решения. В анализе фирмы Gartner Group говорится: «При управлении знаниями взаимодействие людей есть фокус сбора, распространения и многократного использования информации. При управлении информацией технология есть фокус сбора, распространения и многократного использования информации».

Любые организации, способные быстро и легко распространять свою информацию через существующую у них инфраструктуру, могут начать управлять запасами своих знаний. Актуальная информация может включать любые типы явных запасов знаний: бумажные документы, электронные документы, базы данных, сообщения электронной почты, текстовые файлы, изображения и даже видеофрагменты, полученные из любых источников информации. Необходимо, чтобы информационная инфраструктура организации позволяла эффективно и многократно использовать запасы знаний.

Ключом к управлению знаниями является доставка нужных знаний нужным людям в пределах группы людей и организации в целом и в нужное время. Цель управления знаниями заключается в том, чтобы помочь людям лучше работать вместе, используя все возрастающие объемы информации и управляя ими. Результатом успешно работающей системы управления знаниями должна стать знающая, самообучающаяся и развивающаяся организация. Есть три основных компонента управления знаниями:

Компоненты управления знаниями

А) Люди Им передается опыт для создания новых идей (нововведений)

Б) Процессы Нужны для совместного использования и распространения информации

В) Технологии Необходимы для быстрой и эффективной работы людей и процессов

Люди, процессы и технологии - новые строительные блоки успеха на сегодняшних рынках, переполненных информацией. Люди решают проблемы, используя мозговой штурм, нововведения, творческие силы и знания, полученные из опыта. Совместная работа людей умножает знания, накапливаемые организацией, и улучшает условия достижения потенциального успеха («две головы лучше, чем одна»). Здесь организации также необходимы умело спроектированные и эффективные бизнес-процессы для создания атмосферы коллективного творчества. Даже самые лучшие решения в мире не будут работать, если они не распространяются для внесения исправлений и выполнения. Работа идет в так или иначе сложившихся группах (коллективах людей), пытающихся решать общую проблему или новую задачу. Наконец, для поддержки человека при его работе над нововведениями и стремлении к прогрессу, необходима технологическая инфраструктура, обеспечивающая условия для успешной коллективной работы, создания корпоративных знаний и быстрой практической выработки новых идей и решений.

41. Сущность объектно-ориентированной методологии моделирования бизнес-процессов.

Объектно-ориентированная методология [13,26] предполагает разработку моделей бизнес-процессов на нескольких уровнях детализации:

• П-модели ( Use - Case Model ) - модели прецедентов использования,

• О-модели ( Object Model ) – объектной модели,

• В-модели ( Object Interaction Model ) – модели взаимодействия объектов.

П-модель выявляет основные бизнес-процессы, как последовательности действий или транзакции, которые должны выполняться целиком, когда выполнение обособленного подмножества действий не имеет значения без выполнения всей последовательности. Транзакции инициируются из внешней среды клиентами: поставщиками, партнерами, кредиторами, государственными учреждениями, и потому П-модель называется внешней. На внешнем уровне не раскрывается механизм реализации транзакций.

О-модель рассматривает внутреннюю структуру предметной области, иерархию классов объектов, статические и динамические связи объектов без раскрытия особенностей их использования в бизнес-процессах.

В-модель раскрывает механизм реализации динамических связей объектов О-модели в бизнес-процессах П-модели. В-модель по сути является процедурной и примерно соответствует функциональной модели

42. Однозначное краткое определение этому явлению дать достаточно сложно. Географическая информационная система (ГИС) - это возможность нового взгляда на окружающий нас мир. Если обойтись без обобщений и образов, то ГИС - это современная компьютерная технология для картирования и анализа объектов реального мира, также событий, происходящих на нашей планете. Эта технология объединяет традиционные операции работы с базами данных, такими как запрос и статистический анализ, с преимуществами полноценной визуализации и географического (пространственного) анализа, которые предоставляет карта. Эти возможности отличают ГИС от других информационных систем и обеспечивают уникальные возможности для ее применения в широком спектре задач, связанных с анализом и прогнозом явлений и событий окружающего мира, с осмыслением и выделением главных факторов и причин, а также их возможных последствий, с планированием стратегических решений и текущих последствий предпринимаемых действий.

Создание карт и географический анализ не являются чем-то абсолютно новым. Однако технология ГИС предоставляет новый, более соответствующий современности, более эффективный, удобный и быстрый подход к анализу проблем и решению задач, стоящих перед человечеством в целом, и конкретной организацией или группой людей, в частности. Она автоматизирует процедуру анализа и прогноза. До начала применения ГИС лишь немногие обладали искусством обобщения и полноценного анализа географической информации с целью обоснованного принятия оптимальных решений, основанных на современных подходах и средствах.

В настоящее время ГИС - это многомиллионная индустрия, в которую вовлечены сотни тысяч людей во всем мире. ГИС изучают в школах, колледжах и университетах. Эту технологию применяют практически во всех сферах человеческой деятельности - будь то анализ таких глобальных проблем как перенаселение, загрязнение территории, сокращение лесных угодий, природные катастрофы, так и решение частных задач, таких как поиск наилучшего маршрута между пунктами, подбор оптимального расположения нового офиса, поиск дома по его адресу, прокладка трубопровода на местности, различные муниципальные задачи.

31. Что такое календарное планирование. Это эффективный инструмент управления проектами компании. Календарный план дает четкое понимание длительности этапов и того, какие необходимо привлечь ресурсы для выполнения проекта в срок.

На производстве календарный план часто называют планом-графиком. Календарное планирование эффективно применять в длительных проектах, состоящих из множества подзадач с использованием различных ресурсов: трудовых, материальных, финансовых.

Календарное планирование применяется на предприятиях выполняющих типовые проекты по оказанию услуг, строительству объектов, производству сложных механизмов, при управлении инвестиционными проектами, консалтинговыми проектами, разработке программного обеспечения и так далее.

Календарное планирование необходимо применять в нетиповых проектах, то есть, если организация часто выполняет уникальные проекты, когда каждый проект не похож не предыдущий.

Опыт внедрения календарного планирования

До внедрения календарного планирования:

1) открывалось от одного-двух магазинов в месяц,

2) участники проекта (руководители подразделений) постоянно срывали сроки,

3) оплата оборудования производилась не вовремя,

4) скоординировать работу было сложно, так как все вопросы решались на словах и в рамках текущих проблем.

После внедрения, мы получили следующие результаты:

1) Внедрение казначейства, позволившего контролировать инвестиционные платежи в разрезе ежемесячного бюджета и в разрезе инвестиционных проектов и заявок. Согласования и пересогласования стали более быстрыми и прозрачными.

2) Внедрение календарного планирования позволило вести и контролировать десятки проектов, количество открываемых магазинов увеличилось до одного-трех в неделю, при среднем сроке запуска объекта с момента подписания договора аренды два-три месяца. С этого момента компания занималась не «тушением пожаров», а устранением возможных проблем и планомерным решением текущих задач.

Календарное планирование как управленческий инструмент

Календарный план, план-график или диаграмма Ганта после построения становится реальным управленческим инструментом, во-первых, возможно видеть весь проект в виде одной схемы взаимоувязанных задач и не нужно держать в голове, во-вторых, на этом же графике вы отмечаете выполнение задач и видите отклонение от графика. Выше мы приводили реальный пример по внедрению проектного управления, в котором подобные планы графики позволили планировать и контролировать по несколько проектов состоящих от ста до трехсот задач, с длительностью каждого проекта в два-три месяца, при точности планирования окончания проектов день в день.

Чтобы построить реальный план-график, нужно привлекать руководителей подразделений, задействованных в проекте, либо экспертов в области рассматриваемых задач. При внедрении календарного планирования возможно саботирование, либо скепсис со стороны действующих лиц проекта. В этом случае рекомендуем ставить заведомо нереально малые сроки на долю таких сотрудников, тем самым создавая прецедент, и требовать взять обязательство за выполнение, после чего, как правило, можно будет от них узнать, что невозможно выполнить в такие сроки и что реальными являются другие. Также есть опасность того, что сотрудники будут перестраховываться и давать сроки с запасом. В этом случае лучше привлекать подразделения, являющиеся потребителями услуг сотрудника, завышающего сроки. Как правило, они знают реальные.

32 Имитационные модели принято классифицировать по четырем наиболее распространенным признакам:

типу используемой ЭВМ;

способу взаимодействия с пользователем;

способу управления системным временем (механизму системного времени);

способу организации квазипараллелизма

По типу используемой ЭВМ различают аналоговые, цифровые и гибридные имитационные модели. Достоинства и недостатки моделей каждого класса общеизвестны . В дальнейшем будем рассматривать только цифровые модели.

По способу взаимодействия с пользователем имитационные модели могут быть автоматическими (не требующими вмешательства исследователя после определения режима моделирования и задания исходных данных) и интерактивными (предусматривающими диалог с пользователем в том или ином режиме в соответствии со сценарием моделирования). Отметим, что моделирование сложных систем, относящихся, как уже отмечалось, к классу эргатических систем, как правило, требует применения диалоговых моделей.

Различают два механизма системного времени:

задание времени с помощью постоянных временных интервалов (шагов);

задание времени с помощью переменных временных интервалов (моделирование по особым состояниям).

При реализации первого механизма системное время сдвигается на один и тот же интервал (шаг моделирования) независимо от того, какие события должны наступать в системе. При этом наступление всех событий, имевших место на очередном шаге, относят к его окончанию.

При моделировании по особым состояниям системное время каждый раз изменяется на величину, соответствующую интервалу времени до планируемого момента наступления следующего события, т. е. события обрабатываются поочередно — каждое “в свое время”. Если в реальной системе какие-либо события наступают одновременно, это фиксируется в модели. Для реализации этого механизма требуется специальная процедура, в которой отслеживаются времена наступления всех событий и из них выделяется ближайшее по времени. Такую процедуру называют календарем событий стрелками обозначены моменты изменения системного времени.

фазовые и простые. К первым относят события, порядок моделирования которых нельзя изменять во избежание нарушения причинно-следственных связей в моделируемой системе. Остальные события относят к простым. Таким образом, сначала моделируют очередное фазовое событие, а затем — все простые события до этого фазового, причем в произвольном порядке.

33. Метод имитационного моделирования - состоит в том, что процесс функционирования сложной системы представляется в виде определенного алгоритма, то есть логических действий, которые и реализуются на компьютере. По результатам реализации могут быть сделаны те или иные выводы относительно исходного процесса. На самом деле в имитационном моделировании применяется не только логика, но и весь аппарат численного моделирования без изъятия, так как имитационное моделирование не есть параллельная с численным моделированием методика, но методика, иерархически стоящая выше, чем количественный счет. Она включает элементы принятия решений, то есть логику, стоящую выше математики

Прежде чем переходить к описанию метода имитационного моделирования, попробуем вкратце резюмировать основные принципы, лежащие в основе построения абстрактно-математических и физико-математических моделей, достоинства и недостатки численного моделирования.

Начнем с двух замечаний общего порядка. Всякая сложная система, модель которой мы создаем, при своем функционировании подчиняется определенным законам - физическим, химическим, биологическим и др. Причем вполне возможно, и это очень важно отметить, что далеко не все эти законы нам на сегодняшний день уже известны. В дальнейшем рассматриваются такие системы, для которых знание законов предполагает известными количественные соотношения, связывающие те или иные характеристики моделируемой системы.

Всякая модель создается для определенной цели - для ответа на некоторое множество вопросов о моделируемом объекте. Иными словами, интересуясь некоторым набором вопросов относительно функционирующей системы, мы должны взглянуть на нее под вполне определенным “углом, зрения”. Выбранный “угол зрения” в значительной степени и определяет выбор модели.

34 Имитационное моделирование реализуется с помощью математических инструментальных средств, специальных компьютерных программ и приемов, которые позволяют с помощью компьютера провести целенаправленное моделирование в режиме «имитации» структуры и функций сложного процесса и оптимизацию некоторых его параметров. При имитационном моделировании происходит запуск в компьютере взаимодействующих вычислительных процессов, которые являются по своим временным параметрам аналогами исследуемых процессов.

Процесс последовательной разработки имитационных моделей начинается с создания простой модели, которая постепенно усложняется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результату разрешения некоторой проблемы.

В каждом цикле имитационного моделирования можно выделить следующие этапы.

1. Формулировка проблемы . Здесь проводится описание исследуемой проблемы и определение целей исследования.

2. Разработка модели . Логико-математическое описание моделируемой системы в соответствии с формулировкой проблемы. Включает в себя разработку концептуальной модели и формализацию построенной концептуальной модели.

2.1. Разработка концептуальной модели

Концептуальная (содержательная) модель – это абстрактная модель, определяющая структуру моделируемой системы, свойства ее элементов и причинно-следственные связи, присущие системе и существенные для достижения цели моделирования.

Построение концептуальной модели включает следующие этапы:

- определение типа системы

- описание рабочей нагрузки

- декомпозиция системы

2.2. Формализация построенной концептуальной модели

Осуществляется с помощью языка или аппарата математических методов.

3. Подготовка данных . Включает идентификацию, спецификацию и сбор данных.

Идентификация – статистический анализ модели, статистическое оценивание неизвестных параметров.

Спецификация – определение конечных целей моделирования; определение набора экзогенных и эндогенных переменных; определение состава системы уравнений, их структур; формулировка исходных предпосылок, ограничений. Спецификация опирается на имеющиеся экономические теории, специальные знания, интуицию исследователя.

4. Трансляция модели . Трансляция модели – это перевод модели со специальных имитационных языков или языка математики на язык программирования, на котором будет реализована прикладная программа, соответствующая имитационной модели.

5. Верификация . Верификация – это установка правильности разработанной программы, формальное, либо практическое доказательство ее правильной работоспособности на ЭВМ.

6. Валидация . Валидация – это оценка требуемой точности и адекватности имитационной модели.

7. Планирование . Определение условий машинного эксперимента с имитационной моделью, а также параметров при тестировании модели, результаты по входным данным.

На данном этапе необходимо определить условия, в которых будет осуществляться тестирование, проверка работоспособности и возможности функционирования; параметры, на которые надо обратить внимание при тестировании модели. Параметры могут быть связаны со способностью модели реагировать на какие-либо стохастические воздействия, на неверные входные данные, либо полное их отсутствие, на неверные действия персонала.

8. Постановка экспериментов . Предполагает прогон программы имитационной модели на ЭВМ для получения выходных данных или результатов, позволяющих

Наши рекомендации