Экономическая разведка и контрразведка в системе экономической безопасности предприятия.
Подразделение экономической разведки ю/л – структурное подразделение, на которое возложены задачи единого, в рамках хоз. субъекта, информационного центра с задачами обработки и анализа информации, обеспечивающей принятие высшим руководством обоснованных решений по важнейшим вопросам.
Деятельность отдела экономической разведки ю/л, должна находиться под постоянным руководством и контролем исполнительного директора фирмы по вопросам безопасности и строиться по 3 основным направлениям:
Экономическая разведка должна работать по 3 направлениям:
1) сбор информации, наблюдение за конкурентами, что даёт возможность своевременно раскрыть планы конкурентов по опасным для ю/л действиям;
2) поиск путей развития;
3) разработка принципиально новых подходов к ведению бизнеса, которые открывают ю/л пути к захвату лидерства в отрасли.
Цели прогнозирования экономической разведки:
1) нормативы конкурентоспособности будущих ТРУ, которые будет производить эта система;
2) обеспечение лиц, принимающих управленческие решения, такой информацией, которая помогала бы выбрать наиболее оптимальный вариант решения стоящей перед ю/л проблемы;
3) обеспечить руководителя, определяющего политику ю/л, объективной, своевременной и полной информацией о положении ю/л в конкурентной среде;
4) своевременное предупреждение руководителя о всех неблагоприятных возможных изменениях в предпринимательской среде с тем, чтобы на основании заслуживающей внимание любой информации руководитель мог принять единственно правильное управленческое решение;
5) поиск новых возможностей.
Предназначение системы экономической разведки видится в обеспечении руководства информацией:
1) о намерениях партнёров, клиентов и контрагентов;
2) о сильных и слабых сторонах конкурентов;
3) в сборе данных, позволяющих оказывать влияние на позицию оппонентов в ходе деловых переговоров;
4) в оповещении о возможном возникновении кризисных ситуаций;
5) о контроле хода реализации заключённых договоров и достигнутых ранее договорённостей.
Система мер по предотвращению недобросовестной конкуренции:
1) предписание антимонопольного органа – направлен на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере применения антимонопольного законодательства и защиту прав предпринимателей;
2) контрреклама – особое правовое средство, которое антимонопольный орган вправе применить для того, чтобы пресечь недобросовестную конкуренцию, осуществляемую с использованием рекламы;
3) отзыв товара от потребителя;
4) недействительность сделок.
Контрразведка – деятельность уполномоченных субъектов, которая заключается в противодействии (как правило, тайном) деятельности органов разведки, их представителей и т.н. инициативников, с целью обеспечения безопасности объекта защиты.
Элементы контрразведки:
1) выявление; | 3) пресечение деятельности органов разведки, а также отдельных лиц, направленной на причинение ущерба безопасности объекта защиты. |
2) предупреждение; |
Ключевые методы в контрразведке используются те же, что и в разведке, но могут быть также дополнены оперативно-розыскными мероприятиями (например, направленными на поимку шпионов и спецагентов иностранных государств).
Основные предпосылки необходимости создания системы экономической разведки в российском ю/л:
1) политическая, экономическая и социальная обстановки в нашей стране меняются так резко, что неформальных средств наблюдения за окружающей средой становится недостаточно;
2) для качественного информационного обеспечения руководства ю/л система экономической разведки должна быть ориентирована на конкретных лиц, принимающих управленческие решения;
3) система экономической разведки должна обеспечивать лиц, принимающих управленческие решения, информацией, которая помогала бы выбрать оптимальный вариант решения стоящей перед ю/л проблемы;
4) целенаправленный сбор общедоступной информации из разных открытых источников с последующим сравнением и анализом;
5) система экономической разведки должна работать легитимно, т.е. без обращения к незаконным и неэтичным методам сбора информации;
6) всегда следует исходить из предположения, что конкуренты также могут иметь разведывательные органы и, при необходимости, могут прибегнуть к незаконным способам получения интересующей их информации.