Информационная (компьютерная) технология формирования бюджета.

Система, реализующая управление бюджетом предприятия, включает следующие части: а) экономическую, б) организационную, в) информационную, г) компьютерную.

Экономическая часть обеспечивающей системы представлена своеобразным хозяйственным механизмом, действующим в рамках предприятия. Этот механизм предполагает:

· закрепление за подразделениями предприятия определенного имущества,

· наделение правами управления этим имуществом, доходами и затратами,

· применение специальных методов распределения полученного дохода и формирования затрат,

· использование методов экономического стимулирования.

Разработка бюджета требует значительного объема нормативной информации - норм расхода, расценок, тарифов и т.п. Для ее получения проводится значительная подготовительная аналитическая работа. В ее процессе осуществляется тщательная инвентаризация доходов и затрат предприятия. Выявляются резервы и потери.

Организационное обеспечение включает модификацию организационной структуры управления предприятием и изменение его документооборота. При этом внедрение системы обычно не требует радикальной перестройки организационной структуры.

В этой области минимальные требования сводятся к следующему:

· каждому подразделению присваивается статус: "центр дохода", "центр прибыли", "центр затрат" и т.п.,

· создается подразделение, эксплуатирующее систему управления бюджетом (расчетно-финансовый центр, казначейство и т.п.),

· руководитель этого подразделения наделяется полномочиями заместителя директора предприятия,

· схема документооборота предприятия изменяется следующим образом: вводятся новые документы –обязательные для исполнения планы доходов и затрат, все виды фактических затрат предприятия перед их исполнением сверяются с бюджетом.

Компьютерная часть обеспечения включает: персональные компьютеры, универсальную программную среду (при решении этих задач хорошо зарекомендовала себя система Excel), специализированный программный комплекс, реализующий разработку и исполнение бюджетных документов. В качестве примеров специализированных программных комплексов можно привести R/3 (фирма SAAP), "Галактика" (фирма "Галактика"), "BusinesBuilder" (фирма "SoftProm") и др.

Большинство из этих комплексов позиционируются их разработчиками как универсальный инструмент, пригодный для применения на любом предприятии. Однако опыт внедрения подобных систем показал, что в каждом случае необходима индивидуальная настройка системы на каждое конкретное предприятие. Эта настройка сводится к учету специфики предприятия в области планирования, учета, организации документооборота и т.п. Такая настройка чрезвычайно трудоемка. Ее стоимость может на порядок превосходить затраты на приобретение универсальной части программного обеспечения. Поэтому всякая настройка "универсального" программного комплекса сводится к разработке уникальной системы, пригодной только для одного конкретного предприятия.

Система бюджетирования реализует все функции управления предприятием, в том числе и учетную. По отношению к системе бухгалтерского учета предприятия возможны автономный и адаптированный варианты системы бюджетирования. Адаптированный вариант базируется на использовании учетной бухгалтерской информации.

Автономный вариант предполагает создание собственной независимой от бухгалтерии системы учета. Основой системы бюджетирования является нормативная база. Она включает нормы расхода сырья и материалов, цены, тарифы, нормативы оплаты, расценки и т.п.

Эта информация собирается учетным блоком, исследуется, рационализируется и затем применяется в процессе планирования. Важным сегментом нормативной базы являются нормативы распределения доходов и формирования лимитов затрат. Эта информация возникает в процессе планирования бюджетов и используется при их исполнении.

Построение системы бюджетирования в компании включает в себя:

· построение операционных и финансовых бюджетов; совершенствование финансовой системы компании в интересах решения задач бюджетирования;

· управление нематериальными активами компании, запасами; управление стоимостью капитала компании (структура капитала и финансов компании, цена капитала, предложения по их оптимизации);

Важным принципом системы управления бюджетом является сопоставимость плановой и учетной информации.

12. Принципы формирования портфеля инвестиций. Компьютерная технология формирования портфеля.

Наши рекомендации