Темы для выполнения курсового проекта
1. История возникновения инжиниринга бизнес-процессов
2. Экономические предпосылки возникновения РБП.
3. Цель и задачи инжиниринга бизнес-процессов
4. Понятие и сущность инжиниринга бизнес-процессов
5. Основные понятия процессного управления
6. Этапы осуществления инжиниринга бизнес-процессов
7. Проблемы, возникающие при проведении инжиниринга бизнес-процессов
8. Анализ современных тенденций инжиниринга бизнес-процессов
9. Свойства инжиниринга бизнес-процессов
10. Методы и приемы инжиниринга бизнес-процессов
11. Понятие архитектуры современного предприятия
12. Бизнес-процесс: понятие и отличительные характеристики.
13. Основные правила выделения процессов в организации.
14. Классификация бизнес-процессов
15. Роли участников процесса инжиниринга
16. Ресурсы в инжиниринге бизнес-процессов
17. Процесс осуществления РБП
18. Содержание этапа «Идентификация бизнес-процессов».
19. Содержание этапа «Обратный инжиниринг».
20. Структурный анализ бизнес-процессов, виды карт процессов.
21. Содержание этапа «Прямой реинжиниринг».
22. Содержание этапа «Разработка проекта по РБП».
23. Моделирование бизнес-процессов
24. Основные подходы к отображению модели бизнес-процесса.
25. Принципы структурного и объектно-ориентированного анализа
26. Концептуальная модель объектного подхода
27. Концептуальная модель структурного подхода
28. DFD-технология
29. SADT-технология
30. Схематическое представление бизнес-процессов
31. Построение модели предприятия на основе процессного подхода
32. Преимущества процессного подхода к управлению над функциональным
33. Отличие нотации IDEF3 от нотации DFD
34. Нотация IDEF0 и ее предназначение
35. Отличие нотации IDEF3 от нотации ARIS eEPC
36. Этапы работ по моделированию бизнес-процессов «как есть»
37. Методика сбора информации в подразделениях
38. Этапы работ по моделированию бизнес-процессов «как должно быть»
39. Пять этапов типового проекта реорганизации бизнес-процессов
40. Критические факторы успеха проекта реорганизации бизнес-процессов
41. Оценка качества бизнес-процесса
42. Методы анализа бизнес-процессов
43. Функционально-стоимостной анализ бизнес-процесса
44. Бизнес-процессы и информационные технологии
45. Разработка ИТ-стратегии предприятия
Вопросы для коллоквиумов
Не предусмотрено учебным планом
Задания для тестирования
1. Ассоциация рабочих объектов требуется для отслеживания:
- соответствие объектов друг другу
- взаимодействия объектов
- выборки из хранилища соответствующих объектов
- синхронизации процессов
2. Бизнес-процессы на предприятии характеризуются:
- четкоопределенными во времени началом и концом
- внешними интерфейсами
- затратами труда
- затратами времени
- затратами материалов
3. Владелец процесса – это структурное подразделение, которое:
- контролирует исполнение операций процесса
- исполняет операции процесса
- исполняет и координирует исполнение операций процесса
4. В состав проектной группы (команды) входят:
- консультанты
- работники предприятия
- работники предприятия и консультанты
5. Выберите две ступени расчета стоимости бизнес-процесса, соответствующие методу стоимостного анализа процессов (АВС-методу):
- все затраты центров ответственности распределяются по функциям БП
- все затраты центров ответственности распределяются по видам стоимостных объектов
- стоимость соответствующих функций переносится на стоимостные объекты
- все затраты распределяются по функциям БП, а накладные расходы относятся на стоимостные объекты пропорционально объему выпуска продукции
6. Выделение бизнес-процессов предполагает проведение:
- экспертного многокритериального оценивания
- детального стоимостного анализа
- имитационного моделирования
7. Границы бизнес-процесса определяются:
- сменой структурного подразделения, выполняющего операцию
- сменой на выходе операции управляемого объекта преобразований
- выполнением требований клиента процесса
8. Если выходной объект одного функционального блока является входным для различных функциональных блоков, то есть в процессе выполнения разбивается на несколько параллельных объектов, то он разветвляет свой путь по принципу:
- классификация
- дезагрегация
9. Если выходные объекты, поступающие из различных функциональных блоков, имеют одинаковое название и сущность и являются входом для одного функционального блока, то они объединяют свои пути по принципу:
- агрегации
- обобщения
10. Если представить бизнес-процесс как совокупность взаимосвязанных функций, то между функциями бизнес-процесса протекают:
- информационные, материальные и финансовые потоки
- финансовые и информационные потоки
- финансовые и материальные потоки
11. Задачи стоимостного анализа процессов:
- сократить время и затраты на выполнение функций, добавляющих стоимость
- максимально сократить функции, добавляющие стоимость
- сократить время и затраты на выполнение функций, не добавляющих стоимость
- максимально сократить функции, не добавляющие стоимость
- выбрать функции, требующие минимальное время выполнения, из возможных альтернатив
- выбрать функции с низкой стоимостью из возможных альтернатив
12. Использование принципа декомпозиции при построении функциональных диаграмм в сочетании с методом стоимостного анализа процесса позволяет:
- узнать стоимость отдельных операций, зная сумму затрат на весь БП
- выбрать наилучший БП из нескольких вариантов, с точки зрения минимального времени его проведения
- выбрать наилучший БП из нескольких вариантов, с точки зрения минимальной стоимости его выполнения
- рассчитать стоимость всего БП, зная стоимость его операций на нижних уровнях диаграммы
13. Какие основные типы статистических данных генерируются в ходе имитационного эксперимента по моделированию бизнес-процесса:
- качество процесса
- риск незавершенности процесса
- степень использования ресурсов в процессе
- время преобразования объектов
- пропускная способность
- стоимость использования ресурсов
- стоимость преобразования объектов в процессе
14. Как задается разветвление в процессе:
- по вероятности пути процесса
- по значению пользовательских атрибутов
- произвольно
- по типу объектов
- по степени загрузки ресурсов
15. Как задаются стоимостные характеристики использования ресурсов в процессе:
- на время использования ресурса в процессе
- на факт и время использования ресурса в процессе
- на факт использования ресурсов в процессе
16. Каково назначение репозитария в технологии РБП?
- документирование БП
- стандартизация БП
- оптимизация БП
17. Каковы ключевые факторы успеха реинжиниринга бизнес-процессов?
- мотивация персонала в РБП
- привлечение консультантов к РБП
- совместная работа консультантов и работников компании в командах РБП
- комплексный характер проектных работ
- наличие финансовых средств
- участие руководства команды на всех этапах РБП
18. Какой главный критерий эффективности организации бизнес-процесса из следующих:
- время исполнения
- качество
- надежность
- затраты
19. Какой подход обеспечивает встраивание поставщиков и клиентов в бизнес-процессы предприятия:
- управление поставками по принципу «точно вовремя» (JIT)
- всеобщее управление качеством (TQM)
- реинжиниринг БП (BPR)
20. Какой подход обеспечивает непрерывное совершенствование бизнес-процессов:
- всеобщее управление качеством (TQM)
- управление ресурсами предприятия (MRT)
- реинжиниринг БП (BPR)
21. Какой подход обеспечивает сквозное планирование основных бизнес-процессов:
- всеобщее управление качеством (TQM)
- управление ресурсами предприятия (MRT)
- реинжиниринг БП (BPR)
22. Лидер проекта выполняет следующую работу по РБП:
- выделяет и контролирует использование ресурсов для РБП
- ежедневно координирует ход выполнения работ по РБП
- ежедневно руководит выполнением работ по РБП
23. Метод имитационного моделирования используется для:
- статистического анализа БП
- динамического анализа БП
24. Методологический центр выполняет следующую работу по РБП:
- выделяет и контролирует использование ресурсов для РБП
- ежедневно координирует ход выполнения работ по РБП
- ежедневно руководит выполнением работ по РБП
25. Метод учета затрат по функциям используется для:
- статистического анализа БП
- динамического анализа БП
26. Назначение динамического анализа бизнес-процесса заключается в оценке:
- непроизводительных затрат
- производительности БП
- эффективности организации БП
- надежности БП
- использования ресурсов в БП
27. Назовите ключевые информационные технологии для управления основными процессами:
- распределенная база данных
- управление знаниями
- система управления потоками работ
- электронная коммерция
28. Назовите ключевые информационные технологии для управления инновационными процессами:
- системы имитационного моделирования
- управление знаниями
- системы обработки транзакций
- система управления потоками работ
- информационно- аналитические системы
29. Наиболее точное определение бизнес-процесса:
- совокупность операций по изготовлению продукции или услуг с использованием ресурсов
- набор функций, связанных с изготовлением и реализацией продукции или услуг
- множество взаимосвязанных операций по удовлетворению потребностей клиента БП на основе потребления ресурсов
30. На этапе идентификации бизнес-процессов выполняется следующая работа:
- составляется бизнес план реструктуризации предприятия
- выделяются БП для РБП в соответствии со стратегией
- конкретизируются стратегические цели предприятия
- определяется структура БП
31. На этапе реализации проекта РБП выполняется следующая работа:
- разрабатывается или модернизируется организационно-экономическая система
- разрабатывается или модернизируется информационная система
- конкретизируются стратегические цели предприятия
- строится модель БП
32. На этапе внедрения проекта РБП выполняется следующая работа:
- поэтапный ввод и тестирование информационной системы
- осуществляется обучение персонала
- создаются должностные инструкции персонала
- создается система материального стимулирования
33. Объектно-ориентированный подход к моделированию бизнес-процессов сводится к:
- выделению классов объектов и определению тех действий, в которых участвуют эти объекты
- построению схем БП в виде последовательности операций на входе и выходе которых отражаются объекты различной природы
34. Объекты, на основе которых выполняются бизнес-процессы и которые рассматриваются как ограничения, обстоятельства и условия выполнения процесса, называются:
- метками
- входными
- выходными
- интерфейсными дугами
- управляющими
- механизмами
35. Одним из принципов реинжиниринга бизнес-процессов является:
- уменьшается количество проверок и управляющих воздействий
- усиление менеджерами контроля выполнения операций
36. Одним из принципов реинжиниринга бизнес-процессов является:
- централизованный подход к управлению
- децентрализованный подход к управлению
- сочетание централизованного и децентрализованного подходов
37. Организационная единица (предприятие, подразделение, персонал, отдельные исполнители) – это частный случай:
- рабочих объектов,
- ресурсов.
38. Основная цель реинжиниринга бизнес-процессов – целостное и системное моделирование и реорганизация:
- организационной структуры предприятия
- материальных, финансовых и информационных потоков
- процессов товародвижения
39. Обратный инжиниринг – это:
- построение новой организации БП
- исследование существующей организации БП
40. Потоки объектов (материальных, финансовых, информационных) на функциональных диаграммах представляются в виде:
- ICOM меток
- функциональных блоков
- интерфейсных дуг
- таблиц
41. Примеры механизмов, участвующих в функциональной модели, построенной с помощью методологии IDEF0:
- клиенты
- оборудование
- персонал
- план-график работ
- расчетныйсчет
- структурные подразделения предприятия
- поставщики и подрядчики
- базы данных
42. Принцип «горизонтального сжатия процесса» означает, что:
- несколько рабочих процедур объединяются в одну, в результате чего достигается многофункциональность рабочих мест
- исполнители принимают самостоятельные решения, вследствие чего повышается ответственность, заинтересованность в результатах труда каждого работника
43. Принцип «вертикального сжатия процесса» означает, что:
- несколько рабочих процедур объединяются в одну, в результате чего достигается многофункциональность рабочих мест
- исполнители принимают самостоятельные решения, вследствие чего повышается ответственность, заинтересованность в результатах труда каждого работника
44. Принципами реинжиниринга бизнес-процессов являются:
- максимальная специализация труда
- усиление менеджерами контроля выполнения операций
- работы выполняются в естественном порядке
- распараллельнность выполняемых работ
45. Прямой инжиниринг – это:
- построение новой организации БП
- исследование существующей организации
46. Пул объектов используется для размещения:
- временных рабочих объектов
- постоянных ресурсов
47. Рабочие объекты (сущности, над которыми осуществляются действия) и ресурсы (сущности, с помощью которых осуществляются бизнес-процессы) различаются тем, что:
- рабочие объекты используются в течение одного цикла воспроизводства
- рабочие объекты используются в течение нескольких воспроизводства
- рабочие объекты могут динамически изменять свое состояние
48. Реинжиниринг бизнес-процессов предусматривает:
- взгляд на экономический рынок как на динамическую среду
- взгляд на построение компании как на инженерную деятельность
- взгляд на руководство компанией как на управление в условиях высокой конкуренции
49. Реинжиниринг бизнес-процессов выполняется:
- с определенной периодичностью
- в связи с необходимостью проведения стратегических изменений
- непрерывно
50. Реинжиниринг бизнес-процессов охватывает перепроектирование бизнес-процессов:
- отдельного подразделения
- совокупности отдельных подразделений
- большинства структурных подразделений компании
51. Реинжиниринг бизнес-процессов повышает эффективность функционирования деятельности компании:
- на проценты
- в десятки раз
- в разы
52. Реинжиниринг бизнес-процессов направлен на минимизацию:
- прибыли
- издержек
- использования различных ресурсов
- сроков реализации потребностей клиентов
- налоговых ставок
- сложности процесса управления
53. Результатом оптимизации использования ресурсов в бизнес-процессах является:
- рационализм схем взаимодействия с партнерами и клиентами
- повышение оборачиваемости капитала
- минимизация издержек производства
- сокращение длительности производственного цикла
54. Руководящий комитет выполняет следующую работу по РБП:
- выделяет и контролирует использование ресурсов для РБП
- ежедневно координирует ход выполнения работ по РБП
- ежедневно руководит выполнением работ по РБП
55. Событийная цепочка процессов позволяет четко определять:
- правила выполнения процесса
- распараллеливание выполнения процесса
- методы выполнения процесса
- альтернативность выполнения процесса
- синхронизацию выполнения процесса
56. С основной деятельностью предприятия – выпуском продукции и обслуживанием конечных потребителей – связаны:
- процессы подготовки выпуска новой продукции
- процессы выпуска продукции и обслуживание клиентов
- процессы инфраструктуры
57. Стоимостной анализ процессов позволяет более точно определять:
- состав и содержание функций БП
- величину капитальных вложений
- распределение накладных расходов на стоимостные объекты
- издержки предприятия.
58. Структурное моделирование бизнес-процессов используется для:
- определения требований к информационной системе
- презентаций проекта
- стандартизации БП
- проведения улучшений в организации БП
- выделения БП
59. Суммирование затрат на реализацию бизнес-процесса, к которому был применен метод функционального моделирования, происходит:
- сверху- вниз
- снизу- вверх
- по совокупности функций, независимо от их декомпозиции
60. Условием завершения построения функциональной модели является:
- достигнутое заданное количество уровней декомпозиции
- ограничение финансов, выделенных на проведение работ по РБП
- невозможность дальнейшего разбиения функций на подфункции
- возможность задать стоимостные затраты для функций последнего, нижнего уровня декомпозиции
61. Установите соответствие типов клиентов и видов бизнес-процессов:
- внутренний клиент: инновационный процесс, вспомогательный процесс, основной процесс
- внешний клиент: инновационный процесс, вспомогательный процесс, основной процесс
- потенциальный клиент: инновационный процесс, вспомогательный процесс, основной процесс
62. Фактором ресурсов называется критерий отнесения:
- затрат функций на стоимостные объекты,
- затраты центров ответственности на стоимостные объекты.
63. Функции, выполняемые человеком на основе рекомендаций, подготавливаемых ЭВМ, называются:
- интерактивные
- неавтоматизированные
- экспертные
- автоматические
64. Функциональная модель бизнес-процесса характеризуется:
- графической простотой
- многоуровневым описанием БП
- использованием принципа декомпозиции функций
- графической сложностью описания БП
- использованием принципа композиции функций
- одноуровневым описанием БП
65. Функциональные блоки преобразуют:
- входные объекты в выходные, причем выходной объект может не отличаться качеством от входного
- входные объекты в выходные, причем выходной объект должен качественно отличаться от входного
- управляющие объекты в выходные объекты
- механизмы в выходные объекты
66. Функциональный блок в функциональной диаграмме бизнес-процесса служит для описания:
- функции, операции, действия, работы
- объекта, потока объектов
67. Функциональный подход к моделированию бизнес-процессов сводится к:
- построению схем БП в виде последовательности операций, на входе и выходе которых отражаются объекты различной природы
- выделению классов объектов и определению тех действий в которых участвуют эти объекты
68. Функциональным фактором называется критерий отнесения:
- затрат функций на стоимостные объекты,
- затраты центров ответственности на стоимостные объекты.
69. Цепочка создания добавленной стоимости определяет:
- последовательность выполнения нескольких процессов
- последовательность выполнения операций одного процесса
- последовательность взаимодействия подразделений.
Вопросы для экзамена
1. Понятие бизнес-процесса.
2. Определение бизнес-процесса и их виды.
3. Структура бизнес-процесса.
4. Организационная структура предприятия на основе управления бизнес-процессами.
5. Цели и задачи инжиниринга.
6. Сущность и принципы инжиниринга бизнес-процессов.
7. Сущность процессного подхода к управлению организацией и условия его применения.
8. Понятие процесса как объекта управления, основные принципы управления бизнес-процессом.
9. Организационные формы компаний, основанных на управлении бизнес-процессами: матричные структуры, технологии рабочих групп, логистические цепочки, виртуальные организации.
10. Организация работ по инжинирингу бизнес-процессов.
11. Обратный инжиниринг – исследование существующих бизнес-процессов. Прямой инжиниринг – построение новых бизнес-процессов.
12. Причины возникновения инжиниринга.
13. Методология и принципы РБП.
14. Идентификация бизнес- процессов.
15. Задачи идентификации. Разработка проекта инжиниринга бизнес-процессов. Организационная структура проекта инжиниринга бизнес-процессов.
16. Методы и инструментальные средства инжиниринга бизнес-процессов.
17. Методологии моделирования бизнес-процессов и CASE-технологии.
18. Сущность методологии функционального моделирования бизнес-процессов (SАDТ-методологии).
19. SADT-технология – технология структурного анализа и проектирования.
20. Понятие структурного анализа.
21. Цели и задачи структурного анализа.
22. Базовые понятия и основы структурного анализа.
23. Виды стратегических моделей в структурном анализе.
24. Диаграммы структурного анализа.
25. Общая характеристика IDEF.
26. Особенности построения функциональной модели с использованием IDEF. Общая характеристика DFD.
27. Особенности построения функциональной модели с использованием DFD. Сущность объектно-ориентированное моделирование бизнес-процессов с использованием ППП.
28. Модель прецедентов использования (П-модель).
29. Объектная модель (О-модель).
30. В-модель – модель взаимодействия объектов.
31. Назначение и сущность функционально-стоимостного анализа.
32. Центры затрат и центры прибыли.
33. Стоимостные объекты.
34. Основной состав затрат на выполнение операций бизнес-процессов.
35. Вычисление стоимостных затрат бизнес-процессов.
36. Критерии динамического анализа эффективности организации бизнес-процессов: среднее время цикла выполнения процесса, коэффициенты использования ресурсов, пропускная способность операций, средние издержки процесса, финансовые потоки.
37. Сущность методов имитационного моделирования бизнес-процессов.
38. Общая характеристика ППП имитационного моделирования.
39. Роль информационных технологий в инжиниринге бизнеса.
40. Технологии управления знаниями организации.
41. Объектно-ориентированное моделирование бизнес-процессов.
42. Географические информационные системы.
43. Применение информационных технологий в инжиниринге бизнес-процессов.