Формирование отчетной информации о доходах, расходах, финансовых результатах и резервах компании

ВЫРУЧКА

(МСФО 18 «Выручка»)

МСФО 18 «Выручка» применяется при учете выручки.

Выручка— это валовое поступление экономических выгод в ходе обычной деятельности компании, которое приводит к уве­личению капитала иному, чем за счет взносов акционеров. Она возникает в результате:

• продажи товаров;

• предоставления услуг;

• использования активов компании, приносящих проценты, лицензионные платежи и дивиденды.

МСФО 18 рассматривает вопросы учета выручки только от ос­новной, систематической деятельности.

Оценка и признание выручки

Выручка оценивается по справедливой стоимости полученно­го или ожидаемого возмещения с учетом суммы любых торговых скидок или оптовых скидок, предоставляемых компанией.

Основным критерием признания выручки является переход к покупателю от продавца значительных рисков и преимуществ вла­дения товарами.

Выручка от продажи товаров признается, если выполнены сле­дующие условия:

• к покупателю от продавца перешли значительные риски и преимущества владения товарами;

• продавец не участвует в управлении проданными товарами и не контролирует их;

• сумма выручки может быть надежно оценена;

• велика вероятность, что экономические выгоды, связанные со сделкой, поступят в организацию;

• понесенные или ожидаемые затраты, связанные со сделкой, могут быть надежно оценены.

В сделках, когда за продавцом сохраняются значительные рис­ки владения, выручка не'признается, даже если право собствен­ности перешло к покупателю. МСФО 18 указывает следующие случаи непризнания выручки:

• организация сохраняет ответственность за неудовлетвори­тельное функционирование товара, которое не покрывает­ся стандартными гарантийными обязательствами;

• получение выручки зависит от получения выручки покупа­телем в результате перепродажи;

• отправленные товары подлежат установке силами и сред­ствами продавца, а стоимость установки составляет значи­тельную часть контракта, который еще не выполнен орга­низацией;

• покупатель имеет право расторгнуть сделку купли-продажи, и у организации отсутствует уверенность в окончательном получении дохода.

Пример.Предположим, что цена товара составляет 240 долл., из них плата за последующее обслуживание, которое производится в течение 3 месяцев со дня продажи товара, — 60 долл. Выручка будет признана после перехода права собственности на товар в размере 180 долл. (240 - 60) и в размере 60 долл. — в течение срока обслужива­ния проданного товара (3 месяца).

Выручка и расходы должны признаваться одновременно. Пос-!едние могут быть надежно оценены, если условия признания шручки выполнимы. Если невозможно надежно оценить расхо-|ы, то выручка не признается. Полученное за товар вознагражде­ние в этом случае считается обязательством.

Пример.Компания продала товар на сумму 400 тыс. долл. в рас­срочку на три года с предварительной оплатой при покупке 25% сто­имости. Условная процентная ставка принята в размере 10%. Необ­ходимо определить сумму, признаваемую как выручка от продажи товаров.

Решение.Выручка от продажи признается в размере 400 тыс. долл. в день отгрузки товара. Рассрочка платежа предоставлена в размере 300 тыс. долл. (400 000 х 0,75%), которые будут уплачивать­ся равными частями ежегодно 23 декабря.

Рассчитаем с помощью таблицы дисконтирования сумму платежа:

• в конце 1-го года она составит 130 тыс. долл. (300 х (1,1 - 200)). из них сумма процентов: 130 000 - 100 000 - 30 тыс. долл.;

• в конце 2-го года она составит 142 тыс. долл. (200 х (1,21 - 100)). Из них сумма процентов: 142 000 - 100 000 = 42 тыс. долл.; • в конце 3-го года она составит 133 100 долл. (100 000 х 1,331), 9 из них сумма процентов: 133 100-100 000 = 33 100 долл.

Выручка от предоставления услуг признается в зависимости от степени завершенности операции на отчетную дату, если конеч­ный результат операции может быть надежно оценен. Метод при­знания выручки по стадии завершенности сделки называют мето­дом «по мере готовности». Выручка в соответствии с этим мето­дом признается в том отчетном периоде, в котором предоставлены услуги. Данный метод дает полезную информацию о масштабах деятельности по предоставлению услуг и результатах деятельнос­ти в течение периода. Он также рекомендуется в МСФО 11 «До­говоры подряда». Степень завершенности операции может быть определена различными способами.

В зависимости от характера договора в качестве его завершен­ности могут быть признаны:

• отчеты о выполненной работе; *•

• предоставленные на дату составления отчетности услуги в процентах к общему их объему;

• отношение понесенных затрат по договору на дату состав­ления отчета к общим ожидаемым затратам по сделке.

Единого метода оценки степени завершенности работ не су-| шествует. Выручка должна признаваться только в размере при-| знанных возмещаемых расходов, если конечный результат сдел­ки не может быть надежно оценен.

Выручка, возникающая из правообладания активами, — это вы­ручка от использования другими лицами активов компании, при­носящих проценты, лицензионные платежи (роялти) и дивиден­ды. Вознаграждения и лицензионные платежи обычно признают­ся в соответствии с содержанием договора.

При этом проценты начисляются на повременно-пропорцио­нальной основе (в зависимости от суммы долга к выплате, сро­ков и величины процента), лицензионные платежи — на основе ме­тода начисления (согласно соответствующему договору), дивиден­ды — на дату установления права акционеров на получение выплаты.

К лицензионным платежам за пользование активами компа­нии может относиться плата за:

• .торговые марки;

• патенты;

• программное обеспечение;

• авторские права на музыкальные произведения;

• художественные фильмы и др.

С практической точки зрения признание выручки может про­изводиться на протяжении всего срока действия договора на рав­номерной основе, например, если лицензиат на протяжении ус­тановленного периода имеет право использовать определенную технологию.

Если получение лицензионных платежей или роялти зависит от наступления будущего события, то выручка признается в слу­чае, когда существует вероятность получения этих вознагражде­ний или роялти (что обычно происходит, когда указанное собы­тие имело место).

Наши рекомендации