Предпосылки и значение создания международных стандартов финансовой отчетности, порядок их разработки и утверждения

и порядок формирования финансовых отчетов органи­заций определяются потребностями заинтересованных пользова­телей. Исторически на свободном рынке капиталов разных стран доминировали определенные группы пользователей, что предрп-редел^Ло возникновение различий в системах бухгалтерского учета и отчетности этих стран. Указанные различия развивались и транс-форм^фовались в модели бухгалтерского учета, которые чаще всего класс^фИцИруЮт по территориальному признаку.

Основная идея англо-американской модели учета (основные представители — США, Англия, Нидерланды, страны Британского Содружества) — удовлетворение информационных запросов рынка капиталов, ориентированного на частных инвесторов. Вмешатель­ство г>ОСударСТвенных органов в процессы регулирования и фор-миро^ания методологии бухгалтерского учета минимально. Учет­ные рэегулятивы разрабатываются бухгалтерским сообществом стран и, как правило, носят рекомендательный характер. Бухгал-терскци учет ориентирован на исчисление прибыли и детализа­цию ^е использования. Главными пользователями информации финансовой отчетности выступают участники рынка ценных бу­маг.

В странах, применяющих континентальную модель учета (боль-шинс^тво стран Европы и Япония, а также ряд южно-американ­ских стран, таких, как Перу, Бразилия и др.) финансирование комп^нии в большей степени осуществляется не фондовыми рын­ками^ а банковским сектором. В связи с тем что банковская дея-жестко контролируется государством, бухгалтерский

учет в этих странах регламентируется законодательно и отличает­ся значительной консервативностью. При этом ориентация на управленческие запросы кредиторов не является приоритетной задачей учета. Учетная практика направлена прежде всего на удов­летворение требований правительства, в частности на решение задач налогообложения в соответствии с национальным макроэко­номическим планом.

' Отличительная особенность южно-американской модели учета (Аргентина, Чили, Уругвай и др.) — перманентные корректиров­ки учетных данных на темпы инфляции. В целом же эта модель представляет собой некий симбиоз двух предыдущих моделей. Учет ориентирован на потребности государственных органов. В отчетности достаточно развернуто представлена информация, необходимая для реализации налоговой политики государства.

Основой исламской модели учета (страны исламского мира и африканского континента) являются соображения морали. В част­ности, запрещается получение финансовых дивидендов ради соб­ственно дивидендов. Активы и обязательства оцениваются обыч­но по рыночным ценам.

Однако процессы глобализации, интернационализации эконо­мических, политических и общественных отношений постепен­но приводят в созданию мирового рынка, для которого не суще­ствует национальных границ. Создаются и успешно действуют транснациональные корпорации, имеющие предприятия в различ­ных странах мира. Европейские страны формируют единое эко­номическое пространство. На территории этих стран введена еди­ная валюта — евро. Эти и другие причины послужили предпосыл­ками формирования системы учетной информации на международном уровне — Международных стандартов финансо­вой отчетности (МСФО). МФСО представляют собой систему правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, функционирующую на международном уровне. Они носят рекомендательный характер.

Начало работы над созданием МСФО относится к 1973 г., ког­да в результате соглашения между профессиональными ассоциа­циями и объединениями бухгалтеров и аудиторов Австралии, Ве­ликобритании, Германии, Голландии, Ирландии, Канады, Мек­сики, США, Франции и Японии был образован Комитет международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО). В 1984 г. Лондонская фондовая биржа рекомендовала всем инос­транным корпорациям, котирующим свои ценные бумаги в Л он-доне, придерживаться МСФО. В 1985 г. одна из крупнейших аме­риканских корпораций General Electrik составила отчетность не только по национальным принципам (GAAP)*, но и в соответствии с МСФО.

Одно из приоритетных направлений деятельности КМСФО — разработка интерпретаций МСФО, в связи с чем в 1997 г. был образован Постоянный комитет по интерпретациям (ПКИ) (Standing Interpretations Commitee, SIC). Основной задачей ПКИ стало рассмотрение спорных вопросов бухгалтерского учета.

В 2001 г. КМСФО был реорганизован в Совет по Междуна­родным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). Цели его деятельности:

• разработка в общественных интересах единого комплекта понятных и практически реализуемых всемирных стандар­тов финансовой отчетности, требующих представления вы­сококачественной, прозрачной и сравнимой информации;

• внедрение этих4 стандартов и контроль за соблюдением их;

• сотрудничество с национальными органами, отвечающими за разработку и внедрение стандартов финансовой отчетно­сти с целью максимального сближения стандартов финан­совой отчетности во всем мире.

Соподчиненность действующих советов и комитетов представ­лена на рис. 1.1.

  Институт МСФО  
   
.1   ч    
Консультативный совет по стандартам (КСС, SAC) СМСФО Комитет по интерпретации международной финансовой отчетности (КИМФО, IFRIC)
           

Рис. 1.1.Структура института МСФО

GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) — система общепри­нятых принципов бухгалтерского учета; общий термин, применяе­мый для описания основ ведения бухгалтерского учета в конкрет­ной стране. В этом смысле речь может идти о UK GAAP (GAAP Великобритании), US GAAP (GAAP США).

Каждое из представленных на рисунке образований имеет свои обязанности и полномочия, все они формируются попечителями.

19 попечителей Совета представляют различные географичес­кие регионы и виды бизнеса. В сферу их деятельности входят:

• назначение членов СМСФО, КСС, КИМФО;

• контроль эффективности деятельности СМСФО;

• обеспечение финансирования и утверждение бюджетов СМСФО.

Совет по Международным стандартам финансовой отчетнос­ти состоит из 14 членов, 12 из которых работают на постоянной основе, формируется на срок от 3 до 5 лет.

СМСФО отвечает за:

• подготовку и публикацию проектов МСФО;

• установление порядка рассмотрения комментариев, полу­ченных по результатам предварительного обсуждения МСФО;

• подготовку и издание МСФО.

Каждый член совета при рассмотрении всех вопросов имеет один голос. Стандарт утверждается как минимум восемью голо­сами членов СМСФО.

Консультативный совет по стандартам формируется в соста­ве 45 человек на 3 года с правом продления срока полномочий. Членами этого совета являются представители различных геогра­фических регионов и сфер деятельности. Они выражают мнения различных организаций и лиц, имеющих интересы в области МСФО, и представляют эти интересы в процессе разработки стан­дартов. Ежегодно Консультативный совет проводит не менее трех открытых встреч с СМСФО.

Постоянный комитет по интерпретации, созданный в 1997 г., в декабре 2001 г. был трансформирован в Комитет по интерпре­тации международной финансовой отчетности (КИМФО, или IFRIC). В составе Комитета 12 экспертов в области бухгалтерско­го учета. Интерпретации КИМФО обозначаются как fFRIC-\, IFRIC-2 и т.д. (ранее SfC-l, SIC-2 и т.д.).

Стандарты, действующие в настоящее время, представлены в табл. 1.1.

Международным стандартам финансовой отчетности предше­ствует самостоятельный раздел «Принципы подготовки и состав­ления финансовой отчетности» (далее — Принципы). Не являясь стандартом, этот документ формирует концептуальную основу, фундамент для разработки и последующей оценки стандартов фи-нансовой отчетности. Ни одно из положений Принципов не имеет преимущества перед каким-либо иэ МСФО. В случаях когда воз­можен конфликт между Принципами и каким-либо из МСФО, последний имеет преимущество. Значение и область действия Принципов подготовки и составления финансовой отчетности показаны на рис. 1.2.

Процедура разработки, согласования и утверждения МСФО представлена на рис. 1.3. Этапы, выделенные на рисунке полужир­ным шрифтом, являются обязательными в соответствии с уставом СМСФО.

Таблица 1.1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Номер стандарта Название стандарта
МСФО 1 Представление финансовой отчетности
МСФО 2 Запасы
МСФОЗ Объединение компаний
МСФО 4 Договоры страхования
МСФО 5 Выбытие долгосрочных активов, предназначенных для продажи и представление информации по пре­кращаемой деятельности
МСФО 6 Разработка и оценка минеральных ресурсов
МСФО 7 Отчеты о движении денежных средств
МСФО 8 Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки
МСФО 10 События после отчетной даты
МСФО 1 1 Договоры подряда
МСФО 12 Налоги на прибыль
МСФО 14 Сегментная отчетность
МСФО 16 Основные средства
МСФО 17 Аренда
МСФО 18 Выручка
МСФО 19 Вознаграждения работникам
МСФО 20 Учет правительственных субсидий и раскрытие ин­формации о государственной помощи
МСФО 21 Влияние изменений валютных курсов
МСФО 23 Затраты по займам
МСФО 24 Раскрытие информации о связанных сторонах
МСФО 26 Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения
МСФО 27 Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность
МСФО 28 Учет инвестиций в ассоциированные компании
МСФО 29 финансовая отчетность в условиях гиперинфляции
МСФО 30 Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов
МСФО 31 финансовая отчетность об участии в совместной деятельности
МСФО 32 финансовые инструменты: раскрытие и представле­ние информации
МСФО 33 Прибыль на акцию
МСФО 34 Промежуточная финансовая отчетность
МСФО 36 Обесценение активов
МСФО 37 Резервы, условные обязательства и условные активы
МСФО 38 Нематериальные активы
МСФО 39 финансовые инструменты: признание и оценка
МСФО 40 Инвестиции в недвижимость
МСФО 41 Сельское хозяйство

МСФО часто предусматривают два возможных подхода к бух­галтерскому учету хозяйственных операций — основной и допусти­мый альтернативный. Преимущество наличия двух подходов (в случаях, когда стандартом предусмотрен допустимый альтерна­тивный подход) состоит в том, что приемлемость стандарта по­вышается.

Наши рекомендации