Предпосылки и значение создания международных стандартов финансовой отчетности, порядок их разработки и утверждения
и порядок формирования финансовых отчетов организаций определяются потребностями заинтересованных пользователей. Исторически на свободном рынке капиталов разных стран доминировали определенные группы пользователей, что предрп-редел^Ло возникновение различий в системах бухгалтерского учета и отчетности этих стран. Указанные различия развивались и транс-форм^фовались в модели бухгалтерского учета, которые чаще всего класс^фИцИруЮт по территориальному признаку.
Основная идея англо-американской модели учета (основные представители — США, Англия, Нидерланды, страны Британского Содружества) — удовлетворение информационных запросов рынка капиталов, ориентированного на частных инвесторов. Вмешательство г>ОСударСТвенных органов в процессы регулирования и фор-миро^ания методологии бухгалтерского учета минимально. Учетные рэегулятивы разрабатываются бухгалтерским сообществом стран и, как правило, носят рекомендательный характер. Бухгал-терскци учет ориентирован на исчисление прибыли и детализацию ^е использования. Главными пользователями информации финансовой отчетности выступают участники рынка ценных бумаг.
В странах, применяющих континентальную модель учета (боль-шинс^тво стран Европы и Япония, а также ряд южно-американских стран, таких, как Перу, Бразилия и др.) финансирование комп^нии в большей степени осуществляется не фондовыми рынками^ а банковским сектором. В связи с тем что банковская дея-жестко контролируется государством, бухгалтерский
учет в этих странах регламентируется законодательно и отличается значительной консервативностью. При этом ориентация на управленческие запросы кредиторов не является приоритетной задачей учета. Учетная практика направлена прежде всего на удовлетворение требований правительства, в частности на решение задач налогообложения в соответствии с национальным макроэкономическим планом.
' Отличительная особенность южно-американской модели учета (Аргентина, Чили, Уругвай и др.) — перманентные корректировки учетных данных на темпы инфляции. В целом же эта модель представляет собой некий симбиоз двух предыдущих моделей. Учет ориентирован на потребности государственных органов. В отчетности достаточно развернуто представлена информация, необходимая для реализации налоговой политики государства.
Основой исламской модели учета (страны исламского мира и африканского континента) являются соображения морали. В частности, запрещается получение финансовых дивидендов ради собственно дивидендов. Активы и обязательства оцениваются обычно по рыночным ценам.
Однако процессы глобализации, интернационализации экономических, политических и общественных отношений постепенно приводят в созданию мирового рынка, для которого не существует национальных границ. Создаются и успешно действуют транснациональные корпорации, имеющие предприятия в различных странах мира. Европейские страны формируют единое экономическое пространство. На территории этих стран введена единая валюта — евро. Эти и другие причины послужили предпосылками формирования системы учетной информации на международном уровне — Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). МФСО представляют собой систему правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, функционирующую на международном уровне. Они носят рекомендательный характер.
Начало работы над созданием МСФО относится к 1973 г., когда в результате соглашения между профессиональными ассоциациями и объединениями бухгалтеров и аудиторов Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Ирландии, Канады, Мексики, США, Франции и Японии был образован Комитет международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО). В 1984 г. Лондонская фондовая биржа рекомендовала всем иностранным корпорациям, котирующим свои ценные бумаги в Л он-доне, придерживаться МСФО. В 1985 г. одна из крупнейших американских корпораций General Electrik составила отчетность не только по национальным принципам (GAAP)*, но и в соответствии с МСФО.
Одно из приоритетных направлений деятельности КМСФО — разработка интерпретаций МСФО, в связи с чем в 1997 г. был образован Постоянный комитет по интерпретациям (ПКИ) (Standing Interpretations Commitee, SIC). Основной задачей ПКИ стало рассмотрение спорных вопросов бухгалтерского учета.
В 2001 г. КМСФО был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). Цели его деятельности:
• разработка в общественных интересах единого комплекта понятных и практически реализуемых всемирных стандартов финансовой отчетности, требующих представления высококачественной, прозрачной и сравнимой информации;
• внедрение этих4 стандартов и контроль за соблюдением их;
• сотрудничество с национальными органами, отвечающими за разработку и внедрение стандартов финансовой отчетности с целью максимального сближения стандартов финансовой отчетности во всем мире.
Соподчиненность действующих советов и комитетов представлена на рис. 1.1.
Институт МСФО | |||||
.1 | ч | ||||
Консультативный совет по стандартам (КСС, SAC) | СМСФО | Комитет по интерпретации международной финансовой отчетности (КИМФО, IFRIC) | |||
Рис. 1.1.Структура института МСФО
GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) — система общепринятых принципов бухгалтерского учета; общий термин, применяемый для описания основ ведения бухгалтерского учета в конкретной стране. В этом смысле речь может идти о UK GAAP (GAAP Великобритании), US GAAP (GAAP США).
Каждое из представленных на рисунке образований имеет свои обязанности и полномочия, все они формируются попечителями.
19 попечителей Совета представляют различные географические регионы и виды бизнеса. В сферу их деятельности входят:
• назначение членов СМСФО, КСС, КИМФО;
• контроль эффективности деятельности СМСФО;
• обеспечение финансирования и утверждение бюджетов СМСФО.
Совет по Международным стандартам финансовой отчетности состоит из 14 членов, 12 из которых работают на постоянной основе, формируется на срок от 3 до 5 лет.
СМСФО отвечает за:
• подготовку и публикацию проектов МСФО;
• установление порядка рассмотрения комментариев, полученных по результатам предварительного обсуждения МСФО;
• подготовку и издание МСФО.
Каждый член совета при рассмотрении всех вопросов имеет один голос. Стандарт утверждается как минимум восемью голосами членов СМСФО.
Консультативный совет по стандартам формируется в составе 45 человек на 3 года с правом продления срока полномочий. Членами этого совета являются представители различных географических регионов и сфер деятельности. Они выражают мнения различных организаций и лиц, имеющих интересы в области МСФО, и представляют эти интересы в процессе разработки стандартов. Ежегодно Консультативный совет проводит не менее трех открытых встреч с СМСФО.
Постоянный комитет по интерпретации, созданный в 1997 г., в декабре 2001 г. был трансформирован в Комитет по интерпретации международной финансовой отчетности (КИМФО, или IFRIC). В составе Комитета 12 экспертов в области бухгалтерского учета. Интерпретации КИМФО обозначаются как fFRIC-\, IFRIC-2 и т.д. (ранее SfC-l, SIC-2 и т.д.).
Стандарты, действующие в настоящее время, представлены в табл. 1.1.
Международным стандартам финансовой отчетности предшествует самостоятельный раздел «Принципы подготовки и составления финансовой отчетности» (далее — Принципы). Не являясь стандартом, этот документ формирует концептуальную основу, фундамент для разработки и последующей оценки стандартов фи-нансовой отчетности. Ни одно из положений Принципов не имеет преимущества перед каким-либо иэ МСФО. В случаях когда возможен конфликт между Принципами и каким-либо из МСФО, последний имеет преимущество. Значение и область действия Принципов подготовки и составления финансовой отчетности показаны на рис. 1.2.
Процедура разработки, согласования и утверждения МСФО представлена на рис. 1.3. Этапы, выделенные на рисунке полужирным шрифтом, являются обязательными в соответствии с уставом СМСФО.
Таблица 1.1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Номер стандарта | Название стандарта |
МСФО 1 | Представление финансовой отчетности |
МСФО 2 | Запасы |
МСФОЗ | Объединение компаний |
МСФО 4 | Договоры страхования |
МСФО 5 | Выбытие долгосрочных активов, предназначенных для продажи и представление информации по прекращаемой деятельности |
МСФО 6 | Разработка и оценка минеральных ресурсов |
МСФО 7 | Отчеты о движении денежных средств |
МСФО 8 | Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки |
МСФО 10 | События после отчетной даты |
МСФО 1 1 | Договоры подряда |
МСФО 12 | Налоги на прибыль |
МСФО 14 | Сегментная отчетность |
МСФО 16 | Основные средства |
МСФО 17 | Аренда |
МСФО 18 | Выручка |
МСФО 19 | Вознаграждения работникам |
МСФО 20 | Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи |
МСФО 21 | Влияние изменений валютных курсов |
МСФО 23 | Затраты по займам |
МСФО 24 | Раскрытие информации о связанных сторонах |
МСФО 26 | Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения |
МСФО 27 | Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность |
МСФО 28 | Учет инвестиций в ассоциированные компании |
МСФО 29 | финансовая отчетность в условиях гиперинфляции |
МСФО 30 | Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов |
МСФО 31 | финансовая отчетность об участии в совместной деятельности |
МСФО 32 | финансовые инструменты: раскрытие и представление информации |
МСФО 33 | Прибыль на акцию |
МСФО 34 | Промежуточная финансовая отчетность |
МСФО 36 | Обесценение активов |
МСФО 37 | Резервы, условные обязательства и условные активы |
МСФО 38 | Нематериальные активы |
МСФО 39 | финансовые инструменты: признание и оценка |
МСФО 40 | Инвестиции в недвижимость |
МСФО 41 | Сельское хозяйство |
МСФО часто предусматривают два возможных подхода к бухгалтерскому учету хозяйственных операций — основной и допустимый альтернативный. Преимущество наличия двух подходов (в случаях, когда стандартом предусмотрен допустимый альтернативный подход) состоит в том, что приемлемость стандарта повышается.