Тема №1.Введение. Теория АХД
Тема №2 Анализ РТО
Вопросы:
1. Значение и задачи анализа РТО, информационное обеспечение РТО.
2. Анализ РТО по общему объему, составу и структуре.
3. Анализ равномерности и ритмичности выполнения плана и динамики РТО
1.Значение и задачи анализа РТО, информационное обеспечение РТО.
РТО – это один из основных показателей на основании, которого определяется деятельности торговой организации.
Он включает в себя: продажу товаров для личного потребления, а так же организациям для коллективного потребления в хозяйственных нуждах.
Чем выше объем розничной реализации, тем выше прибыль и рентабельность организации, ниже ИО, выше финансовая устойчивость.
Основные задачи анализа РТО:
1. Проверка степени выполнение РТО по общему объему составу и структуре, изучение его динамики, равномерности и ритмичности.
2. Изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику РТО.
3. Выявление путей, возможностей и резервов роста объема продаж, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования МТБ.
4. Разработка мероприятий по развитию РТО.
В процессе анализа РТО используют данные планов, бизнес-планов, бухгалтерскую и статистическую отчетности текущего учета, нормы и нормативы.
Основными формами статистической отчетности используемой при анализе РТО является форма № 1- торг. «Отчет о ТО и ТЗ», форма № 3- торг. «Отчет по розничной торговле», форма № 3 – торг.(Краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров».
Данные отчеты составляется нарастающим итогом начала года.
2. Анализ РТО по общему объему, составу и структуре.
РТО анализирует в следующей последовательности:
1. Анализ общего объема ТО
2. Анализ ТО по составу и структуре, по отдельным товарным группам
3. Анализ влияния факторов на выполнение планов поступления товаров, соответствия товаров спросу анализ состояния ТЗ:
a) Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов.
b) Анализ товарооборачиваемости.
c) Анализ влияния трудовых факторов
d) Анализ влияния факторов характеризующих обеспеченность и эффективность использования МТБ.
Изучения РТО по общему объему следует сравнивать фактические данные отчётного года с данными плана и фактическими данными прошлых лет как в целом по организации, так и по его структурным подразделениям, как за год, так и по кварталам, месяцам, годам.
При этом следует рассчитывать и оценивать величину изменения объема продаж, как в абсолютном выражении, (отклонения), так и в относительном выражении, т.е. рассчитать и оценить темп изучения различного ТО.
Т роста =
Т прироста =
Т прироста = Т роста – 100
Для более эффективного анализа необходимо пересчитывать в сопоставление цены фактора ТО отчетного периода и цены прошлого года разделить его на индекс цен это позволит изменить влияния ценового фактора на объем ТО.
Пример:
Средний индекс цен на товары в отчетном году по отношению к прошлому составил 1,109. Тогда фактический РТО за отчетный год в сопоставимых ценах составит:
РТО ф.
= 37310 млн.р.
И цен. РТО в сопост. ценах
Следовательно, за счет ценового фактора повышения различных цен на товары ТО торговой организации увеличиваются на 4067млн.р. (41377-37310).
ф. с.ц.
После изучения степени выполнения плана и динамики РТО в целом по магазину анализируются, состав РТО устанавливается характер изменения ТО по видам и формам розничной торговли (стационарная, посылочная), по прогрессивным формам продажи (самообслуживание, торговля через автоматы).
Виды РТО (состав):
1. Продажа товаров населению за наличный расчет
2. Продажа товаров в кредит
3. Мелко - оптовый отпуск товаров
4. Другие виды продаж (через киоски, ларьки, доставка товаров на дом)
Состав РТО по видам продаж анализируют, сравнивая фактические данные с плановыми, а так же в динамике за ряд лет.
Анализ состава ТО проводится в абсолютных и относительных показателях.
Относительными показателями является удельный вес (доля) отдельных видов реализации в общем объеме РТО. Анализируют выполнение плана их ассортимента, т.е. удельный вес каждой товарной группы, в общем, объем реализации товара при этом проверяется соблюдение ассортиментного минимума товаров, правила торговли, культура обслуживания покупателей. Основная цель анализа РТО по составу и структуре – это определение количественных и качественных изменений происходящих в составе и ассортименте РТО, выявление достоинств и недостатков в организации торговли отдельными товарами и в изучении спроса покупателей.
3. Анализ равномерности и рентабельности выполнения плана РТО
При завершении анализа РТО по общему объему оценивают ритмичность и равномерность выполнения плана и динамики ТО с помощью расчета показателей равности и ритмичности.
Показатель ритмичности определяется по формуле:
К ритм. =* 100
N`-количество месяцев в течении которыхплан ТО выполнялся
N -Общее количество месяцев в периоде
Пример.
Определить К ритм.на основании следующих данных:
В периоде 4 месяца план ТО выполняется на протяжении трех месяцев.
К ритм. = * 100 = 75%
Итого: 100,1 – выполнялся
98,2 – не выполнялся
103,4 - выполнялся
120,5 – выполнялся
Для расчета и оценки равномерности выполнения плана ТО определяются следующие показатели:
1. Средне - квадратичное отклонение:
=
2. Коэффициент неравномерности(вариации):
К вар=
3. Коэффициент равномерности:
К равн.=100%-К вар
Тема № 7 Анализ расходов
Вопросы:
1. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа расхода.
2. Анализ расходов по общему объему, составу, структуре.
3. Факторный анализ выполнения плана и динамики расходов.
4. Анализ расходов на оплату труда. Анализ отдельных статей ИО.
1. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа расхода.
Затраты по доведению товаров от производителя к потребителю выражена в деловой форме называют – издержками обращения (ИО)
ИО- изучаются, измеряются и оцениваются в абсолютных и относительных показателях.
Абсолютные показатели являются суммой ИО.
Относительным показателем Ур. ИО и Ув. Вес.
Структура ИО – это Уд. Вес отдельных статей ИО в общей их сумме.
Ур ИО = ∑ИО / ТО * 100
Задача анализа ИО:
1. Изучение выполнения плана ИО по общему объемы.
2. Изучение ИО в динамике
3. Выполнение и изучение влияния факторов на ИО.
4. Выявление резервов сокращения ИО.
5. Разработка мероприятий по снижению ИО
Анализ Ио проводят по данным бухгалтерской статистической отчетности материалам текущего учета, первичных документов и т.д. фактическая сумма ИО показывает в отчете о прибылях и убытках (ф № 2) и отчете о финансовых результатах (ф № 5).
2. Анализ расходов по общему объему, составу, структуре.
Анализ ИО начинают с сопоставления фактических данных с планом, а так же с данными прошлых периодов. Разница между фактической суммой издержек и плановой или суммой прошлых лет представляет собой абсолютное отклонение. Однако необходимо помнить о том, что с ростом ТО определенными темпами растут и ИО, поэтому анализ ИО необходимо увязать с изучением ТО, т.е. оценить издержки по их уровню, т.е. в % к ТО.
Ур ИО= * 100
Отклонения фактического уровня ИО от плана (Ур прошлых лет) называют размером снижения или повышения уровня. Он показывает на сколько % к ТО фактический уровень ИО выше или ниже базисного (планами прошлый год)
Отклонения размера снижение или повышения уровня ИО к базисному уровню, выражена в %, называются - темпом изменения уровня ИО. (Тизм.Ур ИО)
Тизм. УрИО= * 100
На практике по размеру снижения или повышения уровня определяют сумму относительной экономии или или перерасхода.
Для оценки расходов может приниматься показатель затратоотдачи.
Затратоотдачи=
Далее переходят к анализу состава и структуре расходов, выполнение плана и динамики отдельных статей. Изучают Уд.вес каждой статьи в общем объеме всех расходов.
Уд.вес по статье= * 100
В расходах основное место занимает статья расходы на оплату труда (более 40%). Значительный Уд.вес занимают так же транспортные расходы, расходы на аренду, содержание и амортизацию ОС, % пользования кредитами и займами.
3. Факторный анализ выполнения плана и динамики расходов.
Все факторы влияния на ИО делятся на 2 группы:
1. Расходы, не зависящие от результата и качества работы организации:
a) Изменение розничных цен на товары.
b) Изменение тарифов, ставок за услуги цен на материалы, топливо, электроэнергию и др.
2. Факторы, зависящие от результатов и качества работы организации:
a) Степень выполнения плана и динамики РТО.
b) Изменение времени обращение товаров.
c) Изменение производительности труда ПТ.
d) Влияние эффективности использования МТБ.
e) Внедрение прогрессивных форм торговли и т.д.
Влияние степени выполнения плана и динамики РТО.
Для изучение влияния данного фактора следуют все расходы разграничитьна условно-постоянное и условно-переменные.
По условно-переменным статься считают, что с перевыполнением плана РТО пропорционально вырастает их сумма, а уровень остаётся неизменным.
Пересчитанную плановую сумму условно – переменных ИО относят:
∑ИО усл.пер. =
ВлияниеТО=∑ИО усл.пер. ф.–пересчитан ∑усл.пер.ИО
При изучении влияния степени выполнения плана ТО на Усл. постоян. ИО следует учесть, что сумма их остаётся не именным, а уровень меняется.
Пересчитанная сумма усл-пост ИО=
Влияние ТО=(∑ ИО усл. пер. ф. – пересчитанная ∑ усл. пер. ИО)
Влияние изменения ТО
При ускорении времени обращения товаров относительно снижаются ТЗ и в результате высвобождаются денежные средства, уменьшается процент за пользование банковским кредитам, снижаются товарные потери сверх - норм, т.е. снижаются ИО.
Влияние изменения производительности труда
Рост ПТ ведёт к высвобождению численности работников и,следовательно, к сокращению расходов на оплату труда.
Влияния эффективности использования МТБ
При повышении эффективности использования МТБ происходит рост фондоотдачи производительности труда ТО, а следовательно и снижении расходов.
Изменение розничных цен
Данный фактор оказывает определенное влияние на Ио т.к. сумма многих статей расходов находятся в прямой зависимости от изменений розничных цен.
Для определения влияния данного фактора необходимо разделить все ИО на зависящие и независящие изменения розничных цен. Затем по расходам, сумма которых не зависят от изменения розничных цен определяет их уровень по отношению к ТО в действующих и в сопоставимых ценах. За тем сравнивают полученные результаты и таким образом определяют влияние ценного фактора.
Изменение цен, тарифов, ставок за услуги, топливо, электроэнергию материалов.
При повышении снижение тарифов, ставок и цен пересчёт расходов в сопоставимые показатели производиться по каждому виду расходов в отдельности. Обычно пересчитывают фактические расходы ставки и цены делением их на средний индекс цен.
4. Анализ расходов на оплату труда. Анализ отдельных статей ИО.
Одной из основных статей расходов которая занимает наиболее Уд.вес в общем объеме всех статей является расходы на оплату труда. Их анализ обычно начинают с изучения аи оценки показателей по труду и заработной плате. Определяют соблюдения за планирование численности работников, изучают ее динамику. Эффективность использования рабочего времени и т.д. Если по торговой организации будет установлено, что Троста ТО опережают Троста ПТ, то будет рассчитана относительная экономия по расходам на оплату труда.
Эканомия=
Особое внимание уделяют изучению влияния факторов на фонд оплаты труда. Сумма расходов на оплату труда находится в прямой зависимости от изменения численности и средней з.п. влияние данного факторов определяют методом разниц:
Влияния ССЧ= (ССЧф – ССЧпл)*З/п пл
ВлиянияЗ/п= (З/п ф –З/п пл)*ССЧф
Для более полного анализа расходов на оплату труда изучают влияние следующих факторов:
Фонд оплаты труда= Ср з/п * (ССЧ)
Влияние данных факторов определяют методом цепных постановок.
С целью сокращения расходов на оплаты труда применяют следующие меры:
1. Сокращение до оптимальных размеров численности работников
2. Улучшение использования рабочего времени
3. Расширение зоны обслуживания покупателей
4. Совмещения профессий, должностей
5. Прием на работу студентов на не полный рабочий день и т.д.
1. Значительный удельный вес в расходах организации занимает транспортные расходы. Они планируются и учитываются по 2-м статьям: «транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организацию торговли и общественного питания» и «транспортные расходы на доставку товаров покупателям».
На первую статью относят расходы на доставку товаров и продуктов в организации торговли и общепита.
На 2 – ую транспортные расходы по оптовой реализации товаров, обусловленные контактом.
2. При анализе расходов на аренду необходимо проверить наличие договоров аренды, правильности отражения в них площади арендуемых торгово- складских и других помещений и ставок арендной платы. Далее изучают целесообразность аренды каждого объекта, выясняют, нет ли полу пустующих и не используемых помещений и окладов, разрабатываются меры по более эффективному использованию арендуемых торговых площадей.
3. Расходы по статье « Амортизация ОС и Н» включают АО на полное восстановление собственных ОС, капитальные затраты в арендованные строение и помещения, а так же амортизация нематериальных активов.
4. Статья затраты и отчисления на ремонт ОС отражают расходы, связанны с текущей. Средним и капитальным ремонтам ОФ. А так же по данной статье аккумулируются средства для проведения всех видов ремонта. Анализ расходов проводят по каждому объекта ремонту ОС, а так же по отдельным видам работ. Особенно тщательно следует проанализировать соблюдения сроков проведения ремонта т.к. его удлинение ведет к потерям РТО, доходов, прибыли, ухудшению финансовой состояния организации.
5. На статье расходы по хранению подработку подсортировку, упаковку товаров отражается следующие виды расходов: Затраты на подработку, подсортировку, упаковку, оплату услуг фасовочных организаций расходы по сохранению товаров от порчи. Анализ проводят в целом по статье и по видам расходов. В ходе анализа необходимо так же изучить эффективность использования холодильного оборудования и разработать меры по экономии электроэнергии, виды, запасных частей и т.д.
Объём РТО по розн. ценам – Реализованные ТН (ВД)
При проведении анализа особое внимание уделяют изучению причин выявленных отклонений по отдельным видам оборотных активов и разработкой мер по их оптимизации, так например, большие остатки средств в кассе и в пути свидетельствуют о несвоевременной сдачи выручки в банк и др. нарушений кассовой дисциплины. Сверхнормативные остатки прочих ТМЦ являются результатом наличия, приобретения излишних и не нужных материалов, сырья, топлива, др. материальных ценностей, т.е. на счетах в банке должны храниться минимально-необходимые суммы денежных средств, а все свободные их остатки следует погашать в досрочное погашение полученных кредитов, вкладывать в ценные бумаги и т.д.
2. Анализ эффективности использования оборотных активов.
Основными показателями, характеризующими эффективность использования оборотных активов, является их оборачиваемость. Она изучается в днях и в количестве оборотов.
Оборачиваемость в дн. =
Средний остаток оборотных активов находят по средней арифметической и средней хронологической.
Оборачиваемость в количестве оборотов =
Определяют в ходе анализа сумму ускорения или замедления оборачиваемости и сколько в результате этого высвобождено или дополнительно вложено средств.
Высвобожденные ( доп. вложение) ср-ва = Ускорение (замедление) * ТО одн. ор.
По прочим ТМЦ оборачиваемость исчисленная к объёму ТО не совсем точно характеризует время их обращения. В связи с этим по прочим ТМЦ определяют оборачиваемость исходя из среднедневного их расхода. Этот показатель называют частной оборачиваемостью оборотных активов.
Частичная оборачиваемость обор.активов =
Частные показатели оборачиваемости оборотных активов показывают за сколько дней в среднем расходуются остатки по прочим ТМЦ. Показатели эффективности использования оборотных активов является уровень из рентабельности.
R об. Активов = * 100
Для обобщающей оценки эффективности использования оборотных активов рассчитывают интегральный показатель.
Интегральный показатель = √Т роста (снижение обор.оборотных активов в количестве оборотов) * R
Если величина данного показателя растёт, то улучшается и использование оборотных активов.
Тема №1.Введение. Теория АХД
Вопросы:
1. Предмет и объекты АХД.
2. Содержание и задачи АХД. Определение АХД.
3. Принцип АХД.
4. Информационное обеспечение анализа.
5. Виды АХД.
6. Приемы способы и методы экономичного анализа.
1. Предмет и объекты АХД
Предметом любой науки следует считать то наиболее существенное и специфическое что отличает ее от других наук. Так, например, в медицине предметом изучения служат части человека, органы, их функционирования и взаимодействие. Так же и в экономике хозяйственной деятельности является пределом изучения теории, бухгалтерского учета, статистики.
Пределом изучения АХД является: изучение взаимодействия явлений и причин наследственной связи между ними. Только раскрыв их можно быстро просчитать как изменяется основные результаты АХД за счет того или иного фактора, произвести обоснования любого управленческого решения, рассчитать как измениться сумма прибыли, объем продаж, запас финансовой устойчивости, себестоимость единиц продукции, при измерении любой производственной ситуации.
Классификация, систематизация, изменения причин наследственной связи является главным методологическим вопросом АХД.
Объектом АХД является экономические результаты хозяйственной деятельности:
· Объем продаж;
· Объем реализации продукции;
· Себестоимость;
· Использование трудовых финансовых материальных результатов;
· Финансовые результаты
· И в целом финансовое состояние организации.
2. Содержание и задачи АХД. Определение АХД.
Содержание и задачи АХД вытекают из тех функций, которые выполняет анализ:
1. Научное обоснования текущих и перспективных планов, изучение характера действия экономических законов в условиях организации.
2. Контроль за выполнение планов и управленческих решений.
3. Оценка достигнутых результатов деятельности организации.
4. Поиск резервов, повышение эффективности производства на основе изучении передового опыта достижения науки и техники.
5. Разработка мероприятий по внедрению выявленных резервов.
Определения АХД как наука представляет собой систему специальных знаний связанных с исследованиями тенденций хозяйственного развития научным обоснованиям планов, управленческих решений, оценкой достигнутых результатов, поиском, обоснованием и измерением, величины хозяйственных резервов и разработкой мероприятий по их использованию.
АХД тенденция развития Выполнение планов Контроль за выполнением планов Оценка результатов Поиск резервов Разработка мероприятий.
3. Принципы АХД.
Анализ хозяйственной деятельности базируется на следующих принципах:
1. Государственный подход при оценке экономических явлений (то есть, оценивая экономические проявления действительности необходимо учитывать их соответствие социальным, государственным, экологическим, международным стандартам и законодательству)
2. Научный подход (научный принцип) (то есть при проведении анализа необходимо учитывать требования экономических законов)
3. Принцип системного подхода – изучение каждого объекта должно осуществляется с учетом всех внешних и внутренних связей.
4. Анализ должен быть объективным, конкретным, точным.
5. Принцип комплектности (то есть охват всех сторон деятельности организации)
6. Анализ должен быть действенным (то есть своевременная выявление недостатков и упущение в работе, и своевременное информирование руководства по недостаткам)
7. Анализ должен проводиться систематически по плану, а не от случая к случаю.
8. Анализ должен быть оперативным (то есть быстрое принятие управленческих решений)
9. Демократизм при проведении анализа (то есть привлечении широкого круга работников)
10. Анализ должен быть эффективным и экономичным (то есть затраты на его проведение должны давать многократный эффект)
4. Информационное обеспечение анализа.
Все источники информации необходимые для проведения анализа можно разделить на 3 группы:
1 группа. Планово-нормативные:
a) Плановые – содержат информацию о показателях подлежащих обязательному выполнению.
b) Нормативная документация – утвержденные экономические лимиты, нормы и т.д.
2 группа. Учетно-отчетные источники информации - данные бухгалтерской, статистической отчетностей оперативного учета. В первую очередь изучают данные бухгалтерской отчетности, так как именно там содержится основные результаты и обобщающие показатели хозяйственной деятельности организации.
3 группа. Внеучётные источники информации - это данные результатов проверок, ревизий, хозяйственно правовые материалы договора, заявки на поставку спецификация договора, личные наблюдения и т.д.
5. Виды АХД.
Виды АХД:
I. По отрасли:
a) Отраслевой
b) Межотраслевой
II. По времени:
a) Предварительный (перспективный) – проводиться до и во время осуществления хозяйственной операции. Его цель: обоснования плановых заданий и управленческих решений для прогнозирования будущего.
b) Последующий (ретроспективный):
· Оперативный – за смену, сутки, декаду, т.е. сразу после окончание хозяйственной операции.
· Итоговый – за отчетный период. При этом деятельность организации изучается всесторонние и комплексно.
III. По пространству:
a) Внутрихозяйственный
b) Межхозяйственный
IV. По методике изучаемых объектов:
a) Сопоставительный анализ (сравнительный) с помощью сравнения определяются общие черты и специфические отличия. Сравниваются:
· Плановые и фактические показатели
· Показатели отчетного периода с показателями прошлых лет
· Фактические данные с установлениями нормативов
· Показатель аналитического объекта организации с достижением науки и опытом др. организаций однако в данном случае необходимо соблюдение условия сопоставимости данных ( одинаковость по содержанию и структуре плановых и отчетных показателей)
b) Факторный анализ – направлен на выявление и расчет величины влияния отдельных факторов на уровень и прирост результатных показателей.
c) Диагностический анализ – устанавливает характер нарушений нормативного хода экономических процессов на основе типичных признаков характерных для данного нарушения.
d) Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли
e) Детерминированный анализ – это исследование функциональной зависимости между факторами и результативным показателем.
V. По субъектам пользования:
a) Внутренний анализ – сама организация
b) Внешний анализ – кредиторы, инвесторы, акционеры и т.д.
VI. По охвату изучаемых явлений:
a) Сплошной – проводится охват изучаемых объектов.
b) Выборочный – изучается отдельный объекты
VII. По объектам управления:
a) Технико-экономический анализ – ставит своей целью изучение связей технических и экономических процессов, и устанавливают их влияние на экономические результаты деятельности (проводят главным инженером, главным технологом, главным механиком и т.д.)
b) Финансово-экономический анализ – изучает выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала проводит финансовые и кредитные органы, а так же финансовая служба организации.
c) Аудит – это независимая проверка финансовой деятельности организации, проводимая внешними проверяющими.
d) Социально-экономический анализ – проводят социальные службы и статистические органы. Изучается взаимосвязь социальных и экономических процессов, и их влияние друг на друга.
e) Экономико-статистический анализ – проводят изучение массовых общественных явлений на уровне организации отраслей регионов.
f) Экономико-экономический анализ – исследует взаимодействие экономики и экономических процессов связанных с охраной окрестности среды и затратами на экологию.
6. Приемы способы и методы экономичного анализа.
Этапы проведения анализа:
I. Подготовительная работа:
a) Составление программы проведения анализа.
b) Подбор документов.
c) Определение состава и обязанностей участников проведения анализа.
d) Регламентация основных требований и результатами анализа.
II. Изучение показателей характеризующих деятельность организации:
a) Контроль за выполнением плана, изучение, сравнение отчетного поршл. рост динамики показателей.
b) Оценка выполнения плана и динамики показателей.
c) Поиск резервов по оптимизации экономических показателей.
III. Обобщение данных анализа и разработка мероприятий по их использованию, применение оптимальных управленческих решений.
IV. Выделяют 2 группы методов используемые при проведений анализа: традиционные методы и методы детерминированного факторного анализа.
Традиционные методы:
1. Метод сравнения- метод познания в процессе которого явления сопоставляются с уже известными изученными ранее явлениями с целью нахождения общих черт и специфических отличий. Сравнивают: фактический план, фактический отчет года – с данными прошлых лет, фактическийнорматив сравнивают показатели анализируемого объекта организации с другой более высокорентабельной и аналогично работающей организацией с условием сопоставимости данных.
2. Средние величины – используются в АХД для обобщённой количественной характеристики, совокупности однородных явлений, по какому либо признаку. Существенным недостатком средней величины является то, что она не показывает конкретного размера отдельно изучаемых объектов.
3. Абсолютная величина – показывает количественные размеры явлений в единицах меры, веса, площади и т.д. безотносительно к величине другого явления.
4. Относительная величина – отражает соотношения величины изучаемого явления с величиной другого явления и определяется путем деления первой величины на вторую.
К традиционным методам относится так же балансовый метод, графический, метод группировании и т.д.
Методы детерминированного факторного анализа (приемы элиминирования) – представляют собой методику исследования функционирования зависимости между факторами и результативными показателями.
Классификация факторов:
1. Количественные – выражают количественную определенности, явлений (количество рабочих, оборудования и т.д.)
2. Качественные факторы – определяют качество и особенности изучаемых явлений.
3. По уровню соподчинённости:
a) Факторы первого уровня – это те которые непосредственно влияют на результат показателей
b) Факторы, которые определяют результативный показатель косвенно, т.е. через фактор первого уровня показатель косвенно, т.е. через фактор первого уровня называется факторами второго третьего и т.д. уровней.
К методам детерминированного факторного анализа относят метод абсолютных разниц и метод ценных подстановок. Методика анализа методом абсолютных разниц.
Метод абсолютных разниц
показатель | план | факт | отклонение | %вып. плана |
№1 | ||||
№2 | ||||
Р | 120,1 |
Отклонение = факт-план
% = * 100
Вл.№1 = (N1ф – N1пл)*N2пл = м.р.
Вл.№2 = (N2ф – N2пл)* №1ф = м.р.
Проверка = + отк. По Р.П (балансовая увязка)
Пример 1
показатель | план | факт | отклонение | %вып. плана |
РТО м.р. | ||||
ССЧ | -5 | |||
ПТ |
Вл ССЧ = (ССЧ ф – ССЧ пл)* ПТ пл = (5-10)*40=-200млн.р.
Вл ПТ = (ПТф-ПТ пл)*ССЧ ф= (100-40)*5=300млн.р.
Проверка = -200+300=100 млн.р.
Метод цепных подстановок
Факторы | |||||
№1 | п | ф | ф | ф | |
№2 | п | п | ф | ф | |
№3 | п | п | п | ф | |
Р | п | Усл1 | Усл2 | ф | |
вл 1 вл2 вл3
БУ = В №1+В №2+В №3 откл. по результативному показателю
Тема №2 Анализ РТО
Вопросы:
1. Значение и задачи анализа РТО, информационное обеспечение РТО.
2. Анализ РТО по общему объему, составу и структуре.
3. Анализ равномерности и ритмичности выполнения плана и динамики РТО
1.Значение и задачи анализа РТО, информационное обеспечение РТО.
РТО – это один из основных показателей на основании, которого определяется деятельности торговой организации.
Он включает в себя: продажу товаров для личного потребления, а так же организациям для коллективного потребления в хозяйственных нуждах.
Чем выше объем розничной реализации, тем выше прибыль и рентабельность организации, ниже ИО, выше финансовая устойчивость.
Основные задачи анализа РТО:
1. Проверка степени выполнение РТО по общему объему составу и структуре, изучение его динамики, равномерности и ритмичности.
2. Изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику РТО.
3. Выявление путей, возможностей и резервов роста объема продаж, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования МТБ.
4. Разработка мероприятий по развитию РТО.
В процессе анализа РТО используют данные планов, бизнес-планов, бухгалтерскую и статистическую отчетности текущего учета, нормы и нормативы.
Основными формами статистической отчетности используемой при анализе РТО является форма № 1- торг. «Отчет о ТО и ТЗ», форма № 3- торг. «Отчет по розничной торговле», форма № 3 – торг.(Краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров».
Данные отчеты составляется нарастающим итогом начала года.
2. Анализ РТО по общему объему, составу и структуре.
РТО анализирует в следующей последовательности:
1. Анализ общего объема ТО
2. Анализ ТО по составу и структуре, по отдельным товарным группам
3. Анализ влияния факторов на выполнение планов поступления товаров, соответствия товаров спросу анализ состояния ТЗ:
a) Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов.
b) Анализ товарооборачиваемости.
c) Анализ влияния трудовых факторов
d) Анализ влияния факторов характеризующих обеспеченность и эффективность использования МТБ.
Изучения РТО по общему объему следует сравнивать фактические данные отчётного года с данными плана и фактическими данными прошлых лет как в целом по организации, так и по его структурным подразделениям, как за год, так и по кварталам, месяцам, годам.
При этом следует рассчитывать и оценивать величину изменения объема продаж, как в абсолютном выражении, (отклонения), так и в относительном выражении, т.е. рассчитать и оценить темп изучения различного ТО.
Т роста =
Т прироста =
Т прироста = Т роста – 100
Для более эффективного анализа необходимо пересчитывать в сопоставление цены фактора ТО отчетного периода и цены прошлого года разделить его на индекс цен это позволит изменить влияния ценового фактора на объем ТО.
Пример:
Средний индекс цен на товары в отчетном году по отношению к прошлому составил 1,109. Тогда фактический РТО за отчетный год в сопоставимых ценах составит:
РТО ф.
= 37310 млн.р.
И цен. РТО в сопост. ценах
Следовательно, за счет ценового фактора повышения различных цен на товары ТО торговой организации увеличиваются на 4067млн.р. (41377-37310).
ф. с.ц.
После изучения степени выполнения плана и динамики РТО в целом по магазину анализируются, состав РТО устанавливается характер изменения ТО по видам и формам розничной торговли (стационарная, посылочная), по прогрессивным формам продажи (самообслуживание, торговля через автоматы).
Виды РТО (состав):
1. Продажа товаров населению за наличный расчет
2. Продажа товаров в кредит
3. Мелко - оптовый отпуск товаров
4. Другие виды продаж (через киоски, ларьки, доставка товаров на дом)
Состав РТО по видам продаж анализируют, сравнивая фактические данные с плановыми, а так же в динамике за ряд лет.
Анализ состава ТО проводится в абсолютных и относительных показателях.
Относительными показателями является удельный вес (доля) отдельных видов реализации в общем объеме РТО. Анализируют выполнение плана их ассортимента, т.е. удельный в