Региональные особенности развития кластерного подхода.
Формирование кластерного подхода в условиях региона неразрывно связано с особенностями административной территории, определяющими характер как внутрирегиональных, так и внерегиональных отношений. Особенности регионов в итоге определяют административно-хозяйственные связи и специфику кластерного подхода, что в целом характеризует бизнес-среду территории, её потенциальные возможности и риски кластеризации. Кардинальные экономические изменения, происходившиие в России в конце ХХ столетия, до основания изменившие систему хозяйственной организации общества, не учитывали особенности региональной структуры государства и специфику межрегиональных отношений, хотя и определили идейно-политическую и экономическую базу преобразований региональной инфраструктуры. В результате масштабной приватизации, проводимой массово, безо всяких начальных экспериментов и глубоких исследований, появилось множество форм собственности на средства производства, включая приватизацию промышленных предприятий.
Такой подход привел к коренной перестройке экономической структуры региона сопровождавшейся переходом предприятий в новую систему отношений и взаимосвязей, которая разрушила существующий экономический и хозяйственный порядок, выработала новые схемы интеграции производств и привела к перепрофилированию территориальных промышленных комплексов, сориентировав их на использование местных ресурсов.
В результате происходящих в России на протяжении более чем 20 лет экономических реформ и преобразований на сегодняшний день сложилась определенная структура регионов Российской Федерации, с точки зрения темпов социально-экономического развития.
Такая ситуация углубила разрыв между различными территориями и привела к формированию двухполярной структуры регионов: дотационных и самофинансируемых. Также очевидно присутствие в дифференциации регионов ресурсно-сырьевой базы, относительно которой выстраивается экономическая структура большинства экономик регионов, на территории которых имеются природно-сырьевые ресурсы.
В каждом регионе имеется разный уровень развития промышленности и разные структуры отраслей производства, транспорта, промышленной инфраструктуры, проектных и исследовательских организаций, что, в свою очередь, определяет разные комбинации кластерного подхода при формировании кластерных механизмов. Кластерный подход прослеживается в определении территории региона, как региональной системы или территориального образования, где территория определяется как совокупность экономического, социального, природного, инфраструктурного потенциалов.
Понятие регион оценивается как сложная комплексная экономическая категория, в основе своей предопределяющая однородность экономического пространства, единый экономический потенциал и общность используемых ресурсов и инфраструктуры в целях достижения реализации единой стратегии социально-экономического развития.
Регион адекватно и близко по смыслу к понятию кластера, и структура региональной экономики создает значительные предпосылки для формирования кластерного подхода при организации производства в условиях отдельно взятой административной территории.
М. Портер, исследовав экономическую структуру и конкурентный потенциал десяти стран по более чем ста отраслям, пришел к выводу, что транснациональные компании, как оказалось, не являются бессистемно рассредоточенными по странам, а имеют устойчивую тенденцию концентрироваться в одной стране, более того, иногда в одном регионе страны.
Такое положение, по Портеру, позволило сделать вывод, что региональный кластер – это промышленный кластер, в котором фирмы – члены кластера находятся в географической близости друг к другу.
Вместе с этим существуют проблемы разностатусности регионов, которые индуцируют проблемы неполноценности кластеров и их неэффективности по причине отсутствия необходимых элементов кластеризации в рамках одного административного региона. Такая ситуация образовывается из глубокой специализации экономики региона и невозможности формирования регионального воспроизводственного процесса на принципах самодостаточности и саморазвития.
Невозможно собрать и интегрировать в рамках одного региона множество предприятий и организаций разного профиля, различные производственные, обеспечивающие и вспомогательные процессы для интеграции их в одну кластерную группу.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что в Российской Федерации сложилась структура регионов, отличающихся друг от друга высоким уровнем экономического разнообразия, что предопределяет множество разнообразных подходов к стратегии кластеризации как внутри региона, так и на межрегиональном уровне.
Исходя из состояния развития регионов и их отраслевой специфики, следует сделать вывод о том, что интегрировать полностью кластерную группу предприятиями и организациями, расположенными в одном регионе, невозможно.
Исходя из того, что регион представляет собой часть национального богатства как совокупности пространственных, производственных, сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов возникают отношения по поводу не только производства, но и обмена, распределения, реализации и потребления имеющихся ресурсов и производимой продукции как внутри региона, так и вне его. Развитие такого процесса в условиях правового государства невозможно без взаимодействия региональных органов государственной власти с субъектами хозяйствования, составляющими экономическую структуру территории. Такое взаимодействие необходимо для того, чтобы обеспечить комплексное, сбалансированное, поступательное, прогрессивное социально- экономическое развитие как промышленно-производственного комплекса, так и сферы услуг.
Наличие регионального государственного управления является неотъемлемой частью кластерной политики и способствует эффективному использованию ресурсов и формированию кластерных подсистем, адекватных не только конъюнктуре, складывающейся во внешней среде, но и традиционно сложившемуся экономическому потенциалу региона с учетом географического положения и квалификационной структуре кадрового потенциала.
Таким образом, регион как базу для реализации кластерного подхода можно представить как совокупный хозяйствующий субъект, вступающий в производственные отношения с внешней средой, имеющий свою экономическую структуру и управляющую подсистему. Исходя из вышеуказанного, становится очевидным, что регион как субъект рыночных отношений имеет все основания для реализации на своей территории кластерной политики и формирования структуры кластеров по предметным, товарным направлениям, являющимися для региона приоритетными направлениями стратегического развития.