Резервы инновационного развития региона.
Проблема необходимости роста степени инновационного развития страны и регионов обостряется в связи с повышением роли науки в постиндустриальную эру. Экономика стала переходить к новому типу экономического роста − инновационному типу развития.
Вместе с тем в нашей стране в последние 10 и более лет реализовывался инерционный сценарий развития науки и технологии, не произошло принципиальных изменений в отношении динамики технологического и инновационного развития.
Эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, то есть из одного состояния в другое (а именно, от традиционного к новому).
При этом понятие «потенциал» включает в себя источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы физическими и юридическими лицами, в том числе предприятиями, организациями, административно-территориальными образованиями, государством для решения задач, достижения целей в определенной области. Резервы – это скрытый потенциал.
Для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая: интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия); материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей); финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые); кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИОКР; опыт управления проектами); инфраструктурные (собственные подразделения НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки); иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Нужно отметить, что предпринимаемые сегодня меры по поддержке ученых, особенно молодых, реализуемые на федеральном и региональном уровнях, носят несистемный, разрозненный характер и не оказывают решающего влияния на позитивное изменение ситуации в инновационной сфере. Отсутствуют механизмы координации деятельности в данной области федеральных и региональных органов власти. Нет обратной связи при разработке и реализации мер в данной области.
В целом, государственная политика России в области развития науки и технологий подразумевает взаимосвязь двух базовых направлений: формирование национальной инновационной системы (то, что мы чаще называем инфраструктурой) и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса.
Международная, и уже имеющаяся российская практика убеждают, что не перспективная технология привлекает инвестиции в инновационный процесс, а команда управленцев, способная вырастить успешный технологический бизнес. Участники инновационного процесса способны достичь успеха только при соответствующей квалификации персонала, причем в первую очередь − управленческого персонала. Важно подчеркнуть не только роль непосредственно специалистов по коммерциализации и трансферту технологий, управлению интеллектуальными ресурсами компании, инновационными проектами и высокотехнологичными фирмами, но и многих других специалистов, которые должны прогнозировать коммерческую значимость новых продуктов и технологий в своих предметных областях и обеспечивать продвижение их на рынок. Только органическое взаимодействие специалистов по управлению инновационной деятельностью, разбирающихся в существе технологий, с учеными, инженерами, технологами, конструкторами, понимающими специфику инновационного процесса, можно обеспечить продвижение результатов научных исследований и разработок на рынок наукоемкой продукции.
В вопросе подготовки кадров для инновационной деятельности имеются общие проблемы, связанные:
− с отсутствием единого федерального центра и соответствующих региональных структур, вырабатывающих стратегию развития системы подготовки специалистов по организации и управлению в сфере инновационной деятельности;
− с существенными проблемами в правовом и нормативно-методическом обеспечении подготовки специалистов;
− с не разработанностью подходов к созданию системы сертификации специалистов инновационной деятельности.
Тем не менее, в настоящее время многие вузы Кузбасса ввели в программы подготовки такие отдельные дисциплины, как общая методология менеджмента и маркетинга, инновационный менеджмент, основы коммерциализации технологий, управление инновациями, планирование ресурсов инновационной деятельности и др.
В настоящее время свои услуги в области подготовки специалистов, занимающихся вопросами менеджмента для разных отраслей народного хозяйства, предоставляют многие образовательные организации и учреждения. Вместе с тем у большинства специалистов, даже имеющих образование в области менеджмента, нет системных знаний в области управления интеллектуальной собственностью и коммерциализации технологий, ограничены представления о специфике выведения на рынок нового высокотехнологичного продукта, интеграции новых технологий в общую деятельность компании, технологическом аудите, управлении инновационными проектами.