Законодательная база региональной инновационной системы в России

В настоящее время из-за отсутствия полноценного нормативно-правового регулирования инновационной деятельности на федеральном уровне особое значение приобретает анализ регионального опыта законодательного решения данных вопросов. Все субъекты Российской Федерации в своей нормативно-правовой базе в зависимости от специфики региона учитывают инновационную деятельность. Весьма актуальной является проблема правового регулирования информационного обеспечения инновационной деятельности в регионе, при этом существуют примеры эффективного решения данной проблемы (таблица 1).

Таблица 1 − Примеры эффективного правового регулирования информационного обеспечения инновационной деятельности в регионе

Мероприятие, деятельность Регион
Введение форм ежегодного регионального статистического наблюдения за инновационными организациями Республика Башкортостан, Томская область
Создание реестров инновационно-активных организаций Томская область

Для эффективного развития региональных инновационных систем в законодательстве отдельных регионов предусмотрено создание специализированных координационных центров, экспертных советов и рабочих групп. Это положительно сказывается на инновационной активности региона в плане развития и совершенствования инновационной инфраструктуры.

Перед региональными властями стоит серьезная задача − формирование региональных инновационных систем (РИС).

Способами государственного вмешательства в развитие инновационной деятельности (ИД) в регионах являются непосредственная поддержка субъектов ИД, реализация научно-технической и инновационной политики и др. Основные методы государственной поддержки организаций инновационной инфраструктуры в регионах заключаются в следующем:

1. Бюджетное финансирование части расходов. Применяется для государственных учреждений.

2. Предоставление целевых субвенций на погашение налоговых льгот инновационным организациям.

3. Предоставление целевых бюджетных средств финансовым институтам типа фонда развития, венчурного фонда для использования на выдачу инновационным организациям кредитов на льготных условиях.

4. Принятие на счет бюджета части расходов по содержанию объектов материальной инфраструктуры, используемой организациями инновационной инфраструктуры (содержание помещений, коммунальные расходы, услуги электронной связи).

В настоящее время в ряде регионов Российской Федерации происходит активное формирование инновационных систем. Данный процесс заключается:

− в выработке региональных форм регулирования инновационной деятельности. Формы регулирования часто воспроизводят «лучшие практики», имевшие место в отдельных регионах, и вписываются в макроэкономические условия и программы, предлагаемые Российской Федерацией;

− развитии инфраструктуры инноваций;

− формировании инновационной практики субъектов экономической деятельности.

Основными документами, регулирующими вопросы инновационного развития на региональном уровне, являются:

− стратегии регионального социально-экономического развития (в части, определяющей развитие и использование инновационного потенциала);

− региональные законы об инновационной деятельности;

− региональные стратегии и целевые программы развития инноваций;

− положения о специализированных органах, ответственных за проведение региональной инновационной политики.

Российские регионы в разной степени уделяют внимание развитию инновационной деятельности. Практически во всех субъектах Российской Федерации в том или ином виде приняты документы долгосрочного стратегического развития, согласованные с Концепцией социально-экономического развития до 2020 г., в которых предусмотрены разделы, касающиеся инновационного развития региона. Во многих регионах приняты законодательные акты, обеспечивающие поддержку инноваций. Эти акты бывают, как правило, двух видов − региональные законы об инновационной деятельности и законы (постановления) о концепциях инновационного развития региона или о программах поддержки инновационной деятельности.

Несомненными лидерами в области законодательных инициатив регулирования инновационной деятельности по числу принятых нормативно-правовых актов и степени проработанности в них инструментов поддержки инноваций являются Самарская, Воронежская, Калужская, Свердловская, Томская области, Республика Татарстан.

В настоящее время в Российской Федерации идет достаточно бурный процесс формирования региональных инновационных систем. Данный процесс заключается:

а) в выработке регионального нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности;

б) в разработке стратегий, программ и проектов инновационного развития;

в) в создании элементов инновационной инфраструктуры.

Как правило, региональные законы об инновационной деятельности носят разъяснительный характер, включая определения, относящиеся к инновациям, и основные положения региональной инновационной политики, однако успешные программы и проекты инновационной направленности создают в регионе особый инновационный климат. Поэтому в современных условиях важными факторами, определяющими инновационную активность субъектов Российской Федерации, являются уровень развития инновационной инфраструктуры, наличие и бюджет инновационных программ и проектов, уровень развития малого предпринимательства, особенно в сфере инноваций и высокотехнологичных услуг, а также ряд других аспектов, характеризующих инновационный климат на территории региона.

Инновационная активность региона напрямую зависит от эффективности регионального инновационного законодательства. Опыт передовых регионов в инновациях показывает, что без должной нормативно-правовой поддержки инновационной деятельности не только снижается инновационная активность, но и теряются конкурентные преимущества региона и, как следствие, снижается инновационный потенциал.

Несмотря на активную законодательную инициативу регионов в области инноваций, по-прежнему актуальна проблема правового взаимодействия федерального и регионального уровней в области инновационной деятельности.

Федеральное законодательство регулирует правовое поле договоров и соглашений, касающихся инновационной деятельности на территории Российской Федерации, например, лицензии, патенты, НИОКР. В то же время региональное законодательство использует возможность более гибкого определения правового поля инновационной деятельности.

Из-за недостаточности правового регулирования инновационной деятельности на федеральном уровне инициатива создания нормативно-правовой базы инновационной деятельности перешла в региональное законотворчество, что оказало сильное влияние на разнообразие в подходах к определению основных понятий инновационной деятельности. Например, региональное законодательство некоторых субъектов РФ обходится без понятия «инновация», используя детально разработанные понятия инновационного продукта, инновационного проекта, инновационной продукции и инновационной государственной политики (Амурская, Брянская, Калужская, Новосибирская, Омская, Рязанская, Смоленская области, Забайкальский и Приморский края, республики Коми и Тыва). В таких условиях, когда отсутствует федеральный закон “Об инновационной деятельности”, на региональное законодательство ложится трудная задача по формированию аппарата и выработке единого подхода к толкованию содержания основных терминов инновационной деятельности.

Таким образом, чем более подробно и целостно описаны основные термины, касающиеся инновационной деятельности в регионе в условиях отсутствия федерального закона об инновационной деятельности, тем большим инновационным потенциалом явятся данный регион. Следовательно, оценка инновационной активности региона с позиций нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности должна начинаться с анализа используемой терминологии в нормативно-правовых актах данного региона. Это вызвано тем, что утвержденные определения инноваций в региональном законодательстве явятся базой для развития и осуществления инновационной деятельности в регионе.

Наши рекомендации