Структура управления региональных систем.
Региональная формация как объект управления отличается высоким уровнем сложности, полиструктурностью и полифункциональностью. Субъект и объект регионального управления связаны развитой системой отношений, которая включает экономические, социальные, психологические, организационные, территориальные и др. Эти обстоятельства, а также необходимость соотнесения, совместимости субъекта и объекта, обуславливают наличие различных структур системы управления.
В системе управления региональной формацией необходимо выделить организационную и территориальную структуры.
Организационная структура представляет собой упорядоченную совокупность подразделений (элементов) системы управления регионом и организационных отношений между ними. Территориальная структура системы регионального управления, как и территориальная структура любой геосистемы, является совокупностью ее элементов, которые рассматриваются по отношению их территориальной упорядоченности. Территориальная упорядоченность характеризует как элементы управляющей, так и элементы управляемой подсистем, и их территориальную согласованность.
Основными принципами формирования организационных структур систем управления региональной формацией являются: системно-целевой, иерархичности, гибкости, рационального сочетания коллегиальности и единоначалия и пр. Характерной особенностью данных структур является наличие территориальной иерархии элементов.
Общая характеристика организационных структур осуществляется с учетом их типов. Типы определяются исходя из особенностей элементов организационной структуры − подразделений систем управления и видов связей между ними. Выделяются три общепринятых вида связей между элементами организационных структур − линейные, функциональные и кооперационные.
Линейные связи устанавливаются между подразделениями разных уровней структуры управления при наличии административной подчиненности нижестоящего подразделения. Они связаны с функциями целеполагания, распорядительства и характеризуются двусторонней направленностью.
Функциональные связи формируются между подразделениями и должностями различных структурных уровней, когда между ними отсутствует прямое подчинение. Данные связи устанавливаются при выполнении подразделениями определенных заданий, отдельных функций, например функций планирования, координации, мониторинга и т.д.
Кооперационные связи в иерархии управления являются горизонтальными. Они не связаны с административным подчинением. Подобные связи обычно характерны для подразделений одного уровня управления и возникают при согласовании решений, передаче информации и т.д.
Наличие или преобладание связей того или иного вида приводит к выделению различных типов организационных структур управления, а также к различным типам их схем. В качестве основных типов данных структур теория управления выделяет:
− линейный тип;
− функциональный тип;
− линейно-функциональный тип;
− матричный тип.
На практике первые два типа в чистом виде обычно не формируются.
Существующие типы организационных структур систем регионального управления являются комбинацией отмеченных типов. В своей основе они ближе всего к линейно-функциональному. Данный тип организационной структуры представляет наибольший интерес и в плане перспектив организации системы управления региональной формацией.
Линейно-функциональный тип эффективно сочетается с матричным. Разработка комплексных программ регионального развития организуется преимущественно на базе матричной структуры управления.
Кроме того, в рамках подобных смешанных управленческих структур осуществляется организация управления комплексными программами. Для них характерно преобладание функциональных и кооперационных связей. Вместе с тем, основными, структурообразующими связями являются линейные.
Выделяют следующие принципы организации системы управления регионом:
− наличие уровней иерархии и руководящего органа (линейного руководителя) на высшем, первом уровне иерархии.
− наличие функциональных подразделений на первом и последующих уровнях. Данные подразделения могут быть организованы либо на базе выполнения комплекса управленческих функций для отдельных территориальных подсистем, либо на основе выполнения отдельных общих функций регионального управления (прогнозирование, координация, регулирование, мониторинг и т.д.) для региона в целом.
Функциональные подразделения связаны с руководящими органами соответствующего уровня региональной иерархии (если подобный уровень существует). Эти звенья управления в целом образуют определенный уровень организационной структуры. Подобные сочетания подразделений повторяются на всех уровнях региональной иерархии. Все низшие уровни линейно связаны с элементами более высоких уровней.
Использование программно-целевых методов управления, реализация системы региональных целевых комплексных программ привносят в организационную структуру системы регионального управления признаки матричного типа. Региональные программы имеют целью решение комплексных проблем социального и экономического развития региона. С точки зрения организации управления они являются средством и формой концентрации усилий, координации деятельности различных органов регионального управления.
В качестве основных структурных подразделений управления разработкой и реализацией программы выступает заказчик, которым обычно является главный субъект управления регионом, межведомственная координационная комиссия, генеральный (головной) разработчик и соразработчики, которыми обычно являются организации, создающие методическое обеспечение разрабатываемой программы, а также организации и предприятия, участвующие в реализации программных мероприятий.
Организация определенной части системы управления регионом на программно-целевой основе требует наличия таких характерных для нее структурных составляющих, как целереализующая система, разработанная для нее региональная комплексная программа и особые организационные и территориальные подструктуры управления. Они образуют программно-целевую систему.
Большие многоцелевые программы требуют сложного управления и обуславливают формирования специальных управленческих подразделений, создаваемых для их реализации либо в составе существующих органов управления, либо как отдельные формирования. Наличие системы подобных подразделений обусловлено необходимостью поддержания устойчивых связей между участниками разработки и реализации региональных программ.
Реализация региональной целевой программы не требует коренной реорганизации системы управления. Ее можно осуществлять на базе имеющейся структуры органов территориального и отраслевого управления путем определения ряда новых для них функций, перераспределения существующих. Таким образом, структура программно-целевого управления может функционировать параллельно со структурами системы управления регионом, построенными по линейно-функциональному принципу, требуя развития функций координации и/или наличия координирующих центров.